Николай Карпович Тобилевич (Садовский) Родился в с. Каменно-Костуватое в Херсонской области (ныне Николаевская область). Отец, Карп Адамович, происходил из обнищавших дворян, служил приказчиком в помещичьих имениях. Мать, Евдокия Зиновьевна, была крепостной, которую выкупил из неволи Карп Тобилевич. Четверо из шести детей семьи Тобилевичей стали профессиональными актерами. В истории культуры трудно найти семью, которая дала бы одновременно такое созвездие талантов. Братья Николая Карповича известны театральные деятели, актеры и драматурги — Иван Карпенко-Карий и Афанасий Саксаганский и сестра Мария Садовская-Барилотти, певица, владевшая прекрасным сопрано, актриса. «Университеты» начинались для Николая Тобилевича в 1864 г. из Бобринецкой уездной школы, затем последовали гимназия в Херсоне и Елисаветградское реальное училище. С Бобринца берет начало дружба с М. Кропивницким, часто заходил к И. Карпенко-Карого, где жил Садовский. Они втроем образовывали музыкальное трио, где Николай играл на виолончели.
Служил пехотным офицером в Бендерской крепости и при офицерском собрании организовал драмкружок, где и встретился с супругой артиллериста Марией Адасовской-Хлыстовой, которая со временем и стала его супругой. Добровольцем пошел на русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Защищал Шипку от турецких завоевателей, за что получил орден и Георгиевский крест.
На профессиональную сцену Николай Карпович вышел в 1881 г. и до 1888 г. работал рядом с М. Кропивницким и под его режиссерской рукой, но и не избежал художественного влияния М. Старицкого, который был некоторое время (1883—1885) директором труппы, созданной М. Кропивницким. Использовал в своей сценической деятельности фамилию своей матери – Садовский. Сценические образы Садовского отличались исторической и социальной конкретностью, психологической глубиной и идейной четкостью.
Диапазон творческих возможностей актера был очень широк. Щедро наделила его матушка-природа: высокий ростом, имел прекрасное строение тела, выразительное и красивое лицо, прекрасно разработанный ровный во всех регистрах голос. Николай Карпович прославился как исключительный исполнитель народной песни (он не учился пению в специализированных заведениях). Живя долгое время на селе, среди простых людей, в простой мужицкой избе, слушая песни своей матери и тех людей, которые собирались у них в дни праздников, еще с детства он перенял от народа его певческое дарование и умение петь так, что, слушая, хотелось то плакать, то смеяться. Да и декламатор из него был отличный и необычайно оригинальный исполнитель украинского танца. Вообще отличительной чертой его натуры была глубокая любовь к народному творчеству.
Садовский как режиссер умел глубоко вникать не только в идейную сущность пьесы, но и ее стилевые особенности. Характерный признак творческого метода Садовского-режиссера – углубление в человеческую психику, проникновение в духовный мир образа, истинное яркое воспроизведение чаяний, желаний, мыслей, быта народа, национального колорита. Основным законом творчества Садовского была правда жизни на сцене – социальная и психологическая правда поведения, поступков, переживаний действующих лиц. Он требовал от актеров и других создателей спектакля глубокого органического ансамбля, одной манеры игры, единства тона и ритма спектакля. Спектакли украинского театра отличались полной гармонией. Каждая из них имела свой стиль, объединяющий все компоненты постановки. Не было разрыва между содержанием и формой.