Проходит десять лет от основания в Сокале Братства студентов Сокальского педучилища, которое бессменно возглавляет известный учитель Богдан Кручкевич. Основная миссия этого сообщества — изучить и дать письменное хронологическую справку о педагогические заведения, которые существовали в Сокале — Сокальский учительскую семинарию, женскую семинарию, педагогический лицей, педшколы и педучилище. С выяснить причины закрытия педучилища, а также через местные и областные государственные структуры добиться возрождения в Сокале педагогической учреждения.
В памятных книге «Сокальское педагогическое училище» («Вестник» Сокаль, 2006 г.) представлены материалы об истории педагогических учреждений, а также списки и краткие биографические данные о преподавателей и студентов. В издании «Неизвестные страницы истории Сокальского педучилища» (составитель Валентина Ковальчук (Фенчин), представлены материалы, связанные с мартилогиею студентов в условиях послевоенной оккупации нашего края. Появлению этих книг предшествовали публикации о Сокальское педучилище, его преподавателей и студентов в Сокальском журнале «Голос с берегов Буга».
В работе педустанов можно выделить четыре основных периода. Первый — австрийский, с 1895 года до распада Австро-Венгерской империи. Второй — украинская, с 1918 года, во время ЗУНР. Третий, 1920 — 1939 годы — польский. Четвертый — советский, с 1939 по 1958 год.
В 1918 году после провозглашения ЗУНР открыто украинских семинарию, директором назначают в. Захария Лехицького. Студенты приняли присягу на верность Украинской республике. Сокальщина протяжении веков была форпостом украинского духа на рубежах Галичины, Холмщины и Волыни. Учебные заведения Сокаля: учительская семинария и гимназия, были гордостью и украшением города. Это были образовательные и культурные центры, где формировалась национальная интеллигенция, где мужали духом проводники украинского дела.
Считаю, что в семинарии, и частично в педучилище работали высококвалифицированные преподаватели, многие из них были настоящими профессорами, которые могли стать украшением университетов. Так, директор семинарии доктор Владимир Коцоловський в сотрудничестве с учителем гимназии Емельяном Огоновским выдали «Историческую грамматику русского языка». Вместе с М. Грушевским, и Франко, B. Коцоловський и А. Огоновский входили в редакционную коллегию издания произведений Тараса Шевченко.
Сегодня с дальней дистанции времени можно назвать фамилии не только нескольких десятков высококвалифицированных педагогов, но и учительские династии: Грицик-Демьянчикив, Романова, Гринюк, Ганиткевич, Мартынюк и многие другие …
Только в послевоенные годы дипломы учителей начальных классов получили 814 выпускников. Только в последний год существования училища, в 1958 году, учительскую квалификацию получили 112 студентов. Многие из них продолжали заочное обучение в пединститутах и университетах. Более 90 процентов всех учителей Сокальского района еще недавно были выпускниками педучилища. Лишь в Сокальской СШ № 1 работало 19 его выпускников. С волнением и любовью называю имена моих коллег: И. Ф. Васько, Я. Г. Вера, Л. М. Витык, Ю. Д. Вуйцик, В. В. Гринюк, М. С. Грудка, В. П . Гурская, Н. Д. Гучок, Б. Г. Кнейчук, Д. Г. Кузневича, М. П. Мусий, Л. И. Олейник, Н. Л. Песчаная, Г. В. Прокопчук, Б. И. Садовский , С. Ф. Свистун, С. Я. Ткаченко, Ф. А. Хитрая, М. П. Шутовська …
Немало воспитанников педучилища стали организаторами народного образования, директорами школ. Выпускники Сокальского педучилища М. Васкив, А. Вовк, Б. Садовский возглавляли Сокальский отдел образования. Мы гордимся нашими выпускниками педучилища, которые стали научными работниками, среди них: доктор филологических наук, профессор Волынского университета А. рысаков, доцент Волынского университета Ф. Бабий. Профессор П. Мойсак продолжает работать во Львовской коммерческой академии, а профессор Г. Возняк трудится в Тернопольском педагогическом университете.
В педучилище большое внимание уделялось хоровая-музыкальному воспитанию студентов. Здесь постоянно действовал студенческий хор, которым руководили Владимир Иваницкий, Юлиан Луцик, Тимофей Усачев. Елена Демьянчик была неизменным аккомпаниатором на фортепиано. Но со временем, появление новых моло-дых преподавателей музыки и пения Степана Турчака (в будущем дирижера Киевского театра оперы и балета), Илариона Далика, Павла Крука начали общий подъем культуры и музыкального искусства не только в училище, но и городе Сокаль, что привело до открытия музыкальной школы, которая со временем была реорганизована в школу искусств имени Виктора Матюка.
Сокальское педучилище мало хорошую материальную базу, которая считалась одной из лучших в Украине. Построили спортивный зал, что позволило физкультуру поставить на должный уровень.
В упомянутых в начале публикации трудах, к написанию которых присоединились почти все члены студенческого Братства, представили материалы, в которых говорится о жизни и борьбе студентов педучилища в условиях послевоенной оккупации нашего края. В сжатых очерках и воспоминаниях речь идет о судьбе почти сотни юных земляков, ребят, одержимых идеей независимости Украины. Видимо, молодежь, которая избирала учительскую профессию, должна ли не самый высокий уровень патриотизма и ответственности за судьбу государства. 23 студента погибли за свободу Украины, 55 — подверглись репрессиям, тюрем, ссылки.
В рецензии на «Неизвестные страницы истории Сокальского педучилища» академик Олег Романов писал: «Эта книжечка — это своеобразная энциклопедия юношеского сокальского патриотизма, а также это драматические рассказы о нечеловеческой российскую имперскую систему, которая, уничтожая нашу лучшую молодежь, хотела уничтожить украинство. И не могу избавиться от ощущения необходимости установки в этом престижном доме, где находилась когда-то семинария, а затем и педучилище, большой мемориальной доски, где золотыми буквами было бы высечено имена тех, кто пошел на жертвы во имя Родины ».
Такое педучилище, которое имело глубокие духовные корни, где хранился национальный дух прошлых лет, никак не вписывалось в стратегические планы власти, которая предсказала средством строительства шахт, приездом «незаменимых» специалистов, превратить наш край с люмпенизированной русскоязычным населением вроде Донбасса и Криворожья. Нв открытии Сокальского завода химволокна начальник С. Калашников провозгласил тост: «Я вам обищаю, что через 10 лет вы здесь не услишите украинского слова». Закрытие педучилища было чисто политическим актом.
Сегодня, во время строительства действительно независимого Украинского государства, восстановление педустановы в Сокале есть дело нужное. Таким было мнение профессора Олега Романова: «Тот факт, что на Сокальщине, в этом большом северо-галицком районе и, в частности, в Сокале, нет сегодня учебного заведения по подготовке учителей, следует считать диким анахронизмом прошлого, наносит большой ущерб развитию культурного потенциала района. Необходимо добиться в областных образовательных структур возобновления деятельности в Сокале учительской семинарии, этого духовного центра украинского образования, который хранит более столетнюю традицию ».
Братство студентов Сокальского педучилища постоянно проводило информационную и разъяснительную работу по открытию училища. Большую помощь Братству предоставляла редакция газеты «Голос с берегов Буга». На сессиях Сокальских городского и районного советов единогласно приняли решение «О восстановлении педучилища в Сокале». Но …
Дай Бог, нашей нынешней власти мудрости, силы воли, настойчивости в осуществлении этого замысла.
Зиновий СТОНИЦЬКИЙ, завуч бывшего Сокальского педучилища.