Цікаво знати

Вы спрашивали на семинаре

Ви запитували на семінарі

Имеет ли право покупатель включит в состав расходов стоимость товаров, полученных от поставщика, по которым заблокировано налоговую накладную?

Согласно пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, который определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НПБО или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям раздела III НКУ.

Следовательно, объектом обложения налогом на прибыль является финансовый результат до налогообложения, определенный в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НПБО или МСФО, скорректированный на разницы, возникающие согласно положениям раздела III НКУ.

Согласно п. 44.1 ст. 44 НКУ для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных вышеперечисленными документами.

Первичный документ является основанием для бухучета хозяйственных операций (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Следовательно, основанием для формирования расходов для определения объекта налогообложения налогом на прибыль, являются первичные документы, составленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом отметим, что налоговая накладная является не первичным, а налоговым документом, на основании которого формируются данные налогового учета по НДС.

Таким образом, при наличии первичных документов, составленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающие реальность хозяйственной операции, отказ в регистрации налоговых накладных продавца в Едином реестре не является основанием для отнесения покупателем в состав расходов суммы стоимости товаров при определении финансового результата до налогообложения налогом на прибыль по такой операции.

Облагаются ли налогом на прибыль предприятий доходы, полученные неприбыльной организацией от продажи ОС?

Согласно п.п. 14.1.121 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) неприбыльные предприятия, учреждения и организации — неприбыльные предприятия, учреждения и организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль предприятий в соответствии с п. 133.4 ст. 133 НКУ.

Подпунктом 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ установлено, что неприбыльным предприятием, учреждением и организацией для целей налогообложения налогом на прибыль предприятий является предприятие, учреждение и организация (далее – неприбыльная организация), одновременно отвечающая следующим требованиям:

образована и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

учредительные документы которой (или учредительные документы организации учреждения высшего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация согласно закона) содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников в понимании Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года № 435-IV с изменениями и дополнениями), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц. Для целей абзаца второго п.п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ не считается распределением полученных доходов (прибыли) финансирование расходов, определенных п.п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ;

учредительные документы которой (или учредительные документы организации учреждения высшего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация согласно закона) предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида, иным юридическим лицам, осуществляющим негосударственное пенсионное обеспечение в соответствии с законом (для негосударственных пенсионных фондов), или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Положения абзаца третьего п.п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов;

внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Положения абзацев третьего и четвертого п.п. 133.4.1 п. 133.4. ст. 133 НКУ относительно требований наличия учредительных документов не распространяется на бюджетные учреждения.

Согласно п.п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлен деятельности, определенных ее учредительными документами.

Доходы неприбыльных религиозных организаций используются также для осуществления некоммерческой (благотворительной) деятельности, предусмотренной законом для религиозных организаций, в том числе оказание гуманитарной помощи, осуществление благотворительной деятельности, в милосердии.

Таким образом, если средства, полученные неприбыльной организацией от продажи собственных основных средств, будет использован для осуществления своей уставной деятельности без распределения таких доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и иных, связанных с ними лиц, то такое использование не является нарушением требований п.п. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ.

Какие документы должен предоставлять ФЛП — плательщик ЕН по требованию покупателей за проданные товары (предоставленные услуги) и какая предусмотрена ответственность в случае невыдачи соответствующих документов?

Согласно п. 6 ст. 9 Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 265), регистраторы расчетных операций (далее – РРО) и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения) (предоставлении услуг) физическими лицами – предпринимателями, которые относятся согласно Налоговому кодексу Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями к группам плательщиков единого налога, не применяющих РРО.

Вместе с тем, п. 15 ст. 3 Закона № 265 определено, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных для дальнейшего ее перевода обязаны предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины от 12 мая 1991 года № 1023-ХІІ «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 1023). Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом № 1023, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения.

Таким образом, физическое лицо – предприниматель – плательщик единого налога обязан предоставить покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу прав собственности на них от продавца к покупателю.

В случае невыдачи по требованию покупателя товаров (услуг) соответствующего документа физические лица – предприниматели, которые уплачивают единый налог, привлекаются к ответственности, предусмотренной Законом № 1023.

Возможно ли исправить ошибку указанную в Сообщении о представлении объяснен и копий документов в налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрацию которых остановлено?

Согласно п. 12 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117 «Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» (далее – Порядок № 117), в случае приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) контролирующий орган в течение операционного дня направляет в электронной форме в текстовом формате) в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением приостановления такой регистрации.

Согласно п. 13 Порядка № 117 в квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной/расчете корректировки указываются, в частности, предложение относительно предоставления налогоплательщиком объяснений и копий документов, необходимых для принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Пунктом 16 Порядка № 117 предусмотрено, что письменные объяснения и копии документов, указанных в п. 14 Порядка № 117, плательщик налога подает к Государственной фискальной службы (далее – ДФС) в электронной форме средствами электронной связи, определенными ДФС.

Объяснение и копии документов подаются в виде Сообщения о представлении объяснен и копий документов в налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых приостановлено (далее – Уведомление).

Действующим законодательством не предусмотрено исправление ошибок в Сообщении.

При получении налогоплательщиком квитанции о не принятии документа, такой плательщик имеет право направит Уведомление с правильными данным.

В какой момент возникает объект налогообложения НДФЛ при нотариальном удостоверении наследственного договора?

Согласно ст. 1 Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 N 435-IV с изменениями и дополнениями (далее — ГКУ) гражданским законодательством регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников.

Понятие и виды договора определены ст. 626 ГКУ.

По наследственному договору одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять распоряжение второй стороны (отчуждателя) и в случае его смерти приобретает право собственности на имущество отчуждателя (ст. 1302 ГКУ).

Согласно п. 1 ст. 1304 ГК наследственный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, а также государственной регистрации в Наследственном реестре в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

На имущество, определенное в наследственном договоре, нотариус, который удостоверил настоящий договор, накладывает запрет отчуждения (ст. 1307 ГКУ)

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются Налоговым кодексом Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) (ст. 1 НКУ).

Согласно п.п. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 НКУ доход с источником его происхождения из Украины – это любой доход, полученный, в частности, резидентами, в том числе вот дизайнер видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне.

Налогообложение доходов физических лиц установлена разделом IV НКУ, в соответствии со ст. 162 которого плательщиками налога являются, в частности, физическое лицо – резидент, которое получает доходы из источника их происхождения в Украине.

Согласно п.п. 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 НКУ объектом налогообложения резидента является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который включаются, в частности, другие доходы, кроме указанных в ст. 165 НКУ с применением ставки налога 18 проц. (п.п. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164, п. 167.1 ст. 167 НКУ).

Учитывая указанное, наследственный договор является сделкой, что возлагает на его стороны (приобретателя и отчуждателя) взаимные обязательства, поэтому доход в понимании НКУ возникает как у отчуждателя в зависимости от условий этого договора так и в приобретателю после смерти отчуждателя.

Имеет ли право лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем, заключит договор о добровольном участии, которым предусмотрена единовременная уплата ЕВ за предыдущие периоды?

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности, связанной со сбором и ведением учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – ЕВ), регулируются исключительно Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 2464).

Согласно п. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464 плательщиками ЕВ являются: в частности, предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством.

Застрахованное лицо — это физическое лицо, которое согласно законодательству подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которое уплачивается или уплачивался в установленном законом порядке ЭВ (п. 3 части первой ст. 1 Закона № 2464).

Частью первой ст. 10 Закона № 2464 определенные круг плательщиков, которые имеют право на добровольную уплату ЕВ и условия, при которых такое право предоставляэтся.

Согласно части первой ст. 10 Закона № 2464 право на добровольную уплату ЕВ имеют, в частности, лица, которые достигли 16-летнего возраста и не состоящие в трудовых отношениях с работодателями, определенными п. 1 части первой ст. 4, и не принадлежат к плательщикам единого взноса, определенных пунктами 4, 5 и 5 прим. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464, в том числе иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают или работают в Украине, граждане Украины, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлен Верховной Радой Украины, – исключительно на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Следовательно согласно ст. 10 Закона № 2464 лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем, не имеет права на заключение договора о добровольной уплате ЭВ.

Каким образом направляются налогоплательщикам налоговые уведомления-решения в электронной форме и какая дата является датой вручения?

В соответствии с абзацами первым и вторым п. 58.3 ст. 58 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) налоговое уведомление-решение считается надлежащим образом врученным налогоплательщику (кроме физических лиц), если оно последовало в порядке, определенном ст. 42 НКУ.

Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено ему лично или его представителю, отправлено на адрес по месту проживания или последнего известного местонахождения физического лица с уведомлением о вручении или в порядке, определенном п. 42.4 ст. 42 НКУ.

Согласно п. 42.1 ст. 42 НКУ налоговые уведомления-решения, налоговые требования или другие документы, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверены печатью такого контролирующего органа.

Пунктом 42.2 ст. 42 НКУ определено, что документы считаются должным образом врученными, если они отправлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику (его представителю) или отправленные в порядке, определенном п. 42.4 ст. 42 НКУ.

В соответствии с абзацем первым п. 42.4 ст. 42 НКУ налогоплательщики, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины от 22 мая 2003 года № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 851) и № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» с изменениями и дополнениями (далее – Закон № 852).

Следует отметить, что в связи с вступлением в силу Закона Украины от 05 октября 2017 года № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155) утратил силу Закон № 852.

До приведения законодательства в соответствие с Законом № 2155 законы Украины и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону № 2155 (п. 7 разд. VII Закона № 2155).

Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом п. 42.4 ст. 42 НКУ, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи путем отправки документа в электронный кабинет с одновременным отправлением налогоплательщику на его электронный адрес (адрес) информации в виде документа, дату и время его отправки в электронный кабинет (абзац второй п. 42.4 ст. 42 НКУ).

Датой вручения налогоплательщику документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, что отправляется с электронного кабинета автоматически и свидетельствует о дату и время доставки документа налогоплательщику. В случае если доставка документа состоялась после 18 часов, датой вручения документа налогоплательщику считается следующий рабочий день. Если доставка произошла в выходной или праздничный день, датой вручения документа налогоплательщику считается первый рабочий день, наступающий за выходным или праздничным днем (абзац третий п. 42.4 ст. 42 НКУ).

В случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке документа в электронный кабинет в течение двух рабочих дней со дня его направления такой документ в бумажной форме на третий рабочий день со дня отправки с электронного кабинета направляется по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично налогоплательщику (его представителю) (абзац четвертый п. 42.4 ст. 42 НКУ).

При этом срок доставки документа в электронный кабинет, определенный абзацем четвертым п. 42.4 ст. 42 НКУ, не засчитывается до срока отправки документов, определенного НКУ (абзац пятый п. 42.4 ст. 42 НКУ).

По требованию налогоплательщика, который получил документ в электронной форме, контролирующий орган предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в бумажной или электронной форме) налогоплательщика (абзац седьмой п. 42.4 ст. 42 НКУ).

Форма и порядок направления налогового уведомления-решения и расчета денежного обязательства определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику (абзац седьмой п. 58.1 ст. 58 НКУ).

В соответствии с абзацем вторым п. 1 разд. III Порядка направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.12.2015 № 1204 с изменениями и дополнениями (далее – Порядок), при составлении в предусмотренных НКУ случаях налоговых уведомлений-решений в электронной форме необходимо придерживаться требований Закона № 851 и Закона № 852.

При этом п.п. 3 п. 4 разд. III Порядка предусмотрено, что направление налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам в электронной форме будет осуществляться начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем внедрение в работу соответствующего программного обеспечения. На сегодня такое программное обеспечение не введено.

 

Голос Сокальщини на GoogleNews