Эту местность до сих пор называют Иваньки. Она лежит на грани Сокальского и Жовкивского районов, возле села Диброва. А до Второй мировой войны с таким именем там веками существовало и жило за своими вековыми традициями небольшое украинское село. И пришло военное лихолетье и смертельный груз опустился на это село. Московськобільшовицькі захватчики стерли его с лица земли. Случилось это 28 августа 1944 года. Тогда же сатанинским сокрушительным смерчем людиноненависна сталинская военная машина продвинулась всей Львовщиной, уничтожая огнем села, расстреливая их мирных жителей, не минуя и детей колыбельного возраста. Так в том времени потерпели сокрушительный нападения села Зубейки, Пирятин, Купичволя, Синьковичи, хутор Бродюки и упомянутые выше Иваньки и целый ряд других.
Страшные картины того адского зрелища, что незагойним болью вкарбувались в детскую память, до сих пор тревожат душу, не давая о себе забыть. Вот как это было. Большой отряд красных ордынцев врывается в село. Люди, в предчувствии беды, заблаговременно покидают дома и прячутся в ближайшем лесу, наблюдая среди деревьев за всем, что творится. Вдруг, почти в одночасі, занимается все село. Огромные огненные языки, черные клубы дыма, вражеские выстрелы, рев погибающих в огне животных и человеческий стон смешиваются в некую непостижимую адскую стихию, которой, казалось, нет конца ни на земле, ни на небе. Поднятые в высоты силой нагретого воздуха огненные костра закрывают все небо и летят далеко, падая на крыши соседних сел. А мы, дети, как и взрослые, в некоем непонятном оцепенении, с окоченевшими устами смотрим на ту страшную кончину своих жилищ, на то, что было такое близкое и до крови родной, а сейчас должен исчезнуть навеки исчезнуть. Это – на всю жизнь.
Но враг, стремясь большей крови, на этом не остановился. Отойдя с пожарища, подождав когда люди под вечер вернутся на свои прежние подворье, переждав ночь, на рассвете он снова напал, надеясь захватить сонных людей. Но кто тогда спал?! Тяжелый стон блуждающих человеческих силуэтов между кучами горящего еще жару наполнял тоской и бессонницей ту ночь. Так мы снова заблаговременно услышали опасность и уже под свистом пуль, падая и поднимаясь, бежали к своему лесного сенью. Не застав людей на пожарище, враг начал облаву в лесу. Трое суток мы, небольшая группа детей и матерей, пролежали в грязи, где единственной пищей для малышей была ранняя роса с листьев деревьев. А дальше?.. Слезы по погибшим, прощание с родными и поиск убежища в соседних селах.
Все это уже вроде далекое прошлое. И кто теперь, с расстояния времени, может измерить глубину того человеческого страдания от потери родных, от разлуки с тем самым родным клочком земли, от того еще не совсем тогда задумывал чувство, что так внезапно упало на головы іваньківчан чувство изгнанника, бездомного. А вот, ступая сегодня на эту обугленную землю, что уже превращается в лесные заросли, я свердлю свой ум упрямыми размышлениями почему здесь пустыре, а не нарядные подворья, что дышат предківським духом и живым пением малышей?! А почему уже во время нашей государственности такие пустыре появляются во всех наших еще живых селах, а народ уже как бы и добровольно, но все же становится изгоем со своей земли, разбегаясь на все четыре стороны света, ища лучшей для себя судьбы, а другая его часть деградирует, заливая свое сознание водкой.
Почему?! Извечный украинский земледелец, который больше всего любил землю, теперь поставлен в такие условия, что должен ее отрекаться?. А что ждет украинскую землю в тисках ее нынешней приватизации? Такая же судьба как и украинских заводов, но земля это Украина, государство!? Так и останемся без своей земли. Вот каким образом, без выстрелов, можно завоевать государство. Эти нынешние пустыре, те из военного времени, как вот Иваньки, или пустыре голодомора 33го, что это?… случайность? Ни это планомерная агрессия на уничтожение украинского народа. Тогда делалось военными силами, теперь мирно. А все это работа одной руки, которая веками (и сегодня) стремится захватить Украину, уничтожить ее как нацию, используя для этого все возможные рычаги: экономические, политические, религиозные. А разве не является доказательством действия этой руки нынешние частые рейды в Украину высшего сановника московской церкви, патриарха Кирилла с его новой имперской доктриной "Русского мира". Что это, привитие верующим высоких принципов христианства любви к ближнему? Нет, это попытка восстановить империю, где не будет уже Украины с ее национальной церковью, языком, культурой, а будет "Русский мир", которым будет править божество с московского кремля, насаждая свою форму православия с пещерной ненавистью к другим конфессиям. Не будем наивными, затурканными христианами! Уміймо отличать, по евангельской притчей, зерно от плевел, потому что здесь уже не о половой говорится это более страшная угроза, способная уничтожить все зерно. Очень обидно, что это делается из снисхождения нашей власти. Хотя все это мы видим, обурюємось, конечно, не на себя, на власть, но… молчим!? Позволяем пятой колонне распоясываться в своих замашках на уничтожение украинской государственности. Сетуем, что власть не украинская, а выбрать русский не можем. Покорно воспринимаем все, что совершается по воле такой власти. И это уже историческое, наше. Хотя мы и сопротивлялись, боролись на протяжении долгой истории, но всегда ворогчужинець решал нашу историческую судьбу, которую мы так любим оплакивать, ища виновных (только не у себя), ранних лет разочаровываясь в смысле своей борьбы, взывая словам Великого Тараса: \»За что боролись мы….".
Почему?!
Кажется имеем свое государство, свои вековечные государственные символы, а что из этого? Тотальная разобщенность общества бесчисленное множество враждующих между собой партий, конфессий, сект, которые выбивают из сознания украинца Дух Единства, чувства хозяина на своей земле, делая из него гастарбайтера, батрака. То же как при такой "единства" можно построить национальное государство? Эта батрацька психология, убита нам в сознание по цели прошлые несвободные века, дает о себе знать и сейчас. Служение чужаку ради собственной наживы, поклонение перед чужими религиями, чужими идеологиями – всем этим пропитана ныне наше общество, захлебываясь в взяточничестве, коррупции, бандитизме и это, в первую очередь, на всех ветвях власти. Нет ответственности за свое государство, свою землю, чтобы только для себя. И что имеем?. Уничтожены заводы, разворовывается земля, вырубаются леса и это таки руками украинцев, нашими руками, но руководят, пользуются бледнеют и помогают им наши янычары. А что ждет Украину в ближайшем будущем наших детей и внуков? А где ведущая слой нашего общества национально сознательная интеллигенция?! Национально сознательная?! ЕЕ небольшая горстка, а все остальные занята своей карьерой, равнодушна к великой идеи создания государства, и именно в ее среде больше всего культивируется взяточничество, коррупция.
То, что опускать руки? Нет! Нам надо твердо себе запомнить и осознать, что за землюУкраїну, которой наделил нас Бог, отвечаем мы, украинцы. И также осознать целым обществом слова нашего церковного гимна: "В единстве сила народа, Боже, нам единство подай". Поэтому объединяйтесь культурно, религиозно и политически, и только на национальной почве! Только так мы сможем стать крепким народом, развивая собственную экономику, свою национальную культуру и религию. И пусть наша историческая память, память трагедии Иваньков и прошлых наших трагедий, а также и побед крепко стучит в наши головы и пробуждает в нас чувство Украинского громадянинапатріота. Гражданина, который думает и заботится, в первую очередь, о свой народ, свою землю, свое государство и несет за нее ответственность перед миром и Богом.
Степан ІВАСЕЙКО,
бывший житель Иваньков.
Картина автора.
.