Духовне життя

Блаженны не видевшие и поверили — история праздника Пасхи

Пасха Христова — торжество по торжеств. Об этом говорит в своем слове св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи — торжественный из всех праздников, оно составляет для всего мира Торжество Обновление и Спасения. Этот праздник является Председателем всех праздников … »Церковь в своих песнопениях называет Пасху Большой, Двери Райские нам открывает, Воскресеньем Святой, Светлым Христовым Воскресением, призывает праздновать ее на земле и на небе, мир видимый и невидимый, ибо« Христос встал, веселие вечное ».
Так Господь и Спаситель наш в минуту Своего воскресения из адской темноты ввел в мир Царствие всех тех, кто с верой ждал Его. Святой Григорий Богослов в своем Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, Христос встал из мертвых; Встаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, выходите и вы. Христос воскрес из гроба, увольняйтесь от пут (оков) греха, открывается врата ада, разрушается смерть ».

Слово «Пасха» берет свое начало еще с ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, так был назван от еврейского слова «песах» («проходить мимо») — для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, истребил египетских первенцев, видя кровь пасхального агнца на дверях еврейских домов, проходил мимо.

В Христианской Церкви название «Пасха» получила особое понимание и стало обозначать переход от смерти к жизни и от земли к Небу, что и выражается в священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к Жизни и от земли к небу Христос Бог нас перевел, победную песнь воспевая ».

Светлую неделю заканчивается Фоминым воскресеньем, что является заменой седьмого пасхального дня, поэтому и названа еще Антипасхой (с греческого — «вместо Пасхи»).

В эти дни также упоминается память Воскресения Христова, то есть те события, при которых Христос являлся мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благословил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и ап. Фоме, который коснувшись ран Господа был обнадеженный в Воскресении Господа. Поэтому воскресенье названа Фомин. Богослужение это воскресенье призывает пробудиться от греховного сна, вернуться к Солнцу Правды — Христа, укрепить свою веру и вместе с апостолом Фомой радостно сказать: «Господь мой и Бог мой».

«Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны те, которые не видели и поверили» (Ин. 20,28). Неудивительно, что неверие Фомы в жизни христиан на все времена стало как образец неверия. Поэтому сей мы часто называем человека, верит только своим глазам и ушам «неверным Фомой».

В светоносный день Воскресения Христова верующие христиане пережили особую, неземную радость вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами и всем христианским миром. Святая Церковь, желая эту радость в

Воскресшем Господе продолжить и укрепить в сердцах верующих, именно на восьмой день Воскресения Христова молитвенно вспоминает память апостола Фомы, как единственного апостолов, касался ран Христовых, что вкладывал руку в ребра Его.

А со святым апостолом Фомой, что неверие свое на искреннюю и нерушимую веру в Воскресшего Господа заменил, из глубин наших верующих сердец рцем и мы: «Господь наш и Бог наш, слава Тебе».

Христос Воскрес!

Воистину Воскрес!

Владимир Жарский, священник.

Голос Сокальщини на GoogleNews