Духовне життя

Богослужение на праздник Введения в Теляжі на Сокальщине

День был прохладным, но ясным. По дороге к Иерусалимского храма шли Иоаким и Анна. «Туптуптуп, туптуптуп» – весело дріботіли рядом с ними ноженята маленькой Маши…

Как и положено настоящей семь’семьи, шли, нежно держась за руки и время от времени из любовь’ю и улыбкой, поглядывая друг другу в глаза – спешили отдать долг Господу Богу нашему, как и подобает добрым христианам.
Потому что долго и настойчиво просили Господа подарить им возможность стать родителями, обещая свою ребенка отдать на службу Богу в Иерусалимский храм. И ровно три года назад Господь призрел на их молитвы и подарил им, бездетным, самое дорогое счастья – возлюбленную Марийку…

«Туптуптуп, туптуптуп» – Марийка скорше родителей преодолела ступеньки Храма – а уже здесь ее радостными объятиями встречал первосвященник Захария, отец св. Иоанна Предтечи. Здесь Пресвятая Богородица находилась долгое время – вплоть до помолвки со св. Иосифом…

Праздник Введения принадлежит к двенадцати больших праздников. Он имеет один день перед – и четыре дня посвяття. О нем нет упоминания от V в., но только через несколько сотен лет, пока он стал широко распространенным по целом Востоке. Из проповедей на этот день Константинопольских патриархов, Германа (715730) и Тарасия (784806), следует, что праздник Введения был установлен в VIII веке. Синайське Евангелие с VIII века, которое подарил до синайского монастыря император Теодосий III (715717), между двенадцатью празниками вспоминает праздник Введения. Этот праздник имеют и греческие богослужебные книги с IX века. С IX в. его начинает праздновать вся восточная Церковь. Синайский Канонар (сборник церковных законов) с IXX века подает праздник Введения под таким названием: «Праздник Пресвятой Богородицы, когда была приведена в храм Божий, имея три года». Типіконом Великой Константинопольской Церкви (IXX века.), день 4 декабря представлен как: «Собор Святой Богородицы, когда была передана своими родителями и приведена в храм Господень от трех лет». Евергетицький Типикон с XI в. имеет службу Ввода перед – и посвяттям. Службу на этот праздник составили Григорий Нікомидійський (IX в.), Василий Паґаріот и Сергей Святогорец.

«Пречистый храм Спасов, прецінна светлица и Дева; священное сокровище Божьей славы, днесь вводится в дом Господень». (Кондак праздника).

ДУХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Богослужение этого дня в радостных и веселых тонах воспевает событие входа в храм, прославляет достоинство Божьей Матери и возвышает большую жертву ее родителей. Эта поэзия в хороших сравнениях и символах воспевает богоматеринство, девственность, святость и заступничество Пречистой Девы Марии. Чаще всего она славится здесь как Божий храм. Это аллюзия к храма, в который ее родители приводят. Вот некоторые высказывания из стихир и канона праздника: «Ты храм Божий», «храм освященний», «храм, который должен вместить Сына Божьего», «храм всех Царя, и престол», «храм живой святой славы Христа Бога нашего», «самый святой храм святого Бога нашего», «боговмістимий храм», «храм и палата», «храм, и палата, и живет небо».

Пресвятая Богородица, входя в храм, хотя годами молоденькая, но была зрелая духом: «Трехлетняя телом, – сказано в третьей песни канона, – многолетнее духом, шире от небес и высшее более небесные силы, пусть прославится песнями Богоневіста». Она является сповненням пророчеств Ветхого Завета и слава Нового Завета: «Ты пророков проповедь апостолов, слава и мучеников похвала, и всех земных обновления. Дева Матерь Божья. Мы Тобой помирились. Поэтому празднуем Твой в храм Господень вход, и все с ангелами Тебе, Пречистая, распевая зовем: радуйся. Твоими молитвами спасаемся» (Стихира вечерние). Через ее вхождения радуется храм Господень, радуются ангелы и люди: «Днесь Боговмістимий храм Богородица в храм Господень приводится и Захария ее принимает. Днесь святая святых радуется, и ангельский хор таїнственно торжествует. С ними и мы днесь празнуючи, с Гавриилом возопим: радуйся, благодатная. Господь с Тобой, ты имеешь большую милость» (Стихира вечерние). По случаю незаурядной торжества в честь Богоматери и святая Церковь провозглашает всех верующих к участию в празничній радости: «Придите, все верные, – поем на стихирах литии, – единую чистому звеличаймо, пророками проповідану и в храм, приведенную перед веками выбранную Мать, что в последнем времени произошла Богородицей. Господи, ее молитвами, подай нам Твой мир и велию милость».

День 4 декабря в Теляжі тоже возможно будет ясным и прохладным…

Одно я знаю наверняка: по дороге к Телязького храма мы встретимся со своими односельчанами. Присоединятся к нам и гости – наши коллеги и родственники из других сел и городов Украины. И имею также надежду, что рядом с нами всеми будут топать и ноженята наших малых детей – как некогда топали по дороге к Храму ноженята малой Марийки. Ибо как научим сызмальства – так будем иметь и на старость. И если хотим добра для нашего Государства – учим наших детей добру уже сейчас. Через Веру и Церковь учим. Время отдавать долг Господу Богу нашему, время!

И еще одно я знаю наверняка, как всегда встречал Марийку первосвященник Захария – да и всех нас снова и снова радушно встретят в нашем Храме сам Господь Бог – в своей не зримой присутствия, любовь нашей Божьей Матери и наш славный отец Орест Рубль. С праздником всех Вас, дорогая моя громада! Слава Иисусу Христу! Слава Украине!

Ярослав КРАВЧЕНКО, Телязький сельский председатель.

.

Голос Сокальщини на GoogleNews