Духовне життя

Из истории Бутинськои церкви на Сокальщине

(Окончание. Нач. в №№102-103 от 24 ноября)

В следующем порядке, в соответствии с тогдашними судебными процедурами, выступили все привлеченные к этому делу участники, представители обвинения, защитники и свидетели той и другой стороны. Суд был открытый и проходил на большом эмоциональном подъеме, о чем упоминается в заметках в газете, комментируя реакцию зала. И по этой реакции можно сделать вывод, что зал состоял в значительной степени из сторонников художников, то есть в большинстве с украинской публики.

Не является потребностью освещать здесь весь ход процесса, потому как и все процессы он проходил на двух противопоставленных показаниях – обвиняемые пытались доказать вину подсудимых, подтверждая государственное обвинение, олицетворяя типы изображенных, начиная от местного войта вплоть до наместника Галичины, ибо именно вокруг персонификации изображенных всего шли дебаты, а также вокруг изображения бутылки и колбасы, как элементов подкупа избирателей. Процесс переходил часто в веселые анекдотические высказывания, например когда свидетеля М. Салика спросили, он видел там на том образе изображены бутылку с водкой и колбасу, он ответил, что бутылку видел, но была ли там водка того он не знает (в зале хохот). Таким образом весь процесс был направлен на то, чтобы обвинить художников в не уважительном отношении к власти и наклепництві на ее избирательную деятельность, но стороной защиты все это было опровергнуто.

При окончании процесса выступил защитник Кость Левицкий, который основательно аргументировал традиционную тематику таких композиций ссылаясь на древние мировые образцы, на библейские и евангельские толкования проблем человеческой морали, а также обратил внимание на отклонения его протеста о отбывания процесса на польском, а не русском языке, чем нарушены национальные права украинцев

После всех нормативно установленных процедур суд вынес художникам оправдательное решение, которое было встречено в зале бурными аплодисментами.
Итак на этом процессе, как беспрецедентное явление, столкнулись в своем противостоянии два суда – то – идеальный, что выносит суд для вечности и реальный, который призван защитить чьи-то земные интересы. Благодаря определенным обстоятельствам, на этом земном суде победил небесный суд, доказывая тем, что только тот, единственный – «Страшный суд» как обобщения всех земных судов, выносит приговор истинный, не підкупний, предостерегая ним человечество от злых поступков.

Как актуально звучит и тема сегодня для Украины. Проблема судов, взяток, попытки властных структур истинную правду подменять фарсом, маскируя перед обществом свое истинное лицо, а с противоположной стороны – равнодушие масс к суспільнонаціональних процессов, неверие в собственные силы, в возможность изменить культурный, политический и экономический уклад своей жизни; и только «Страшный суд» как творения человеческого гения, как мистические весы уравновешивание добра и зла, как утверждение справедливости и далее остается неподкупным предостережением всей христианской цивилизации на ее дальнейшем жизненном пути. И художники руководствуясь теми вечными нравственными принципами христианства, показали свой тогдашний мир в своем «Страшном суде», раскрывая им все пороки и хорошие стороны тогдашнего общества, на примере одной сельской общины.

Сегодня росписи Корнила Устиновича в бутинський церкви сохранились частично. Это в куполе (сфере) нави и на стенах ее боковых ветвей, а также на своде бабинца. В 70х гг. эти росписи были реставрированы с сохранением линии, формы и цвета оригинала. Сохранен также иконостас работы тех же авторов с характерным академическим живописью в наместного ряде.

Роспись выполнен в монументальноплощинному, обобщенном трактовке форм, сочетая в отдельных местах тональное моделирование с условным, плоскостным. Декор выполнен в форме геометрической структуры, состоящей из линий и плоскостей, обогащенных в отдельных местах элементами в стиле рококо. Значительной монументальностью и драматизмом отличается композиция центрального купола, которая раскрывает тему апокаліпсу – это изображение в соответствующей позе Бога Творца в окружении святых, пророков и ангелов. И как контраст – роспись «Страшного суда» на своде бабинца. Здесь применен другой язык – роспись трактованы с преобладанием графического элемента, что придает ему соответствующей гротескности, подчеркивая тем, что осуждение происходит уже здесь, на земле в этом церковной среде, в деревне и это осуждение социальный, который требует реакции здесь в реальном мире.

Об истории создания этой росписи, о конкретность персонажей уже давно забылось и теперь, абстрагируясь от тогдашних социальных проблем, композиция говорит к нам только уже законами морали и своим художественным языком, раскрывая тем этические и эстетические принципы своего времени, но она предостерегает и нас – нынешние и грядущие поколения от тяжелых греховных поступков – предавать свой народ, свою веру, родную Украину.

Степан ІВАСЕЙКО.

Голос Сокальщини на GoogleNews