Духовне життя

Костел бернардинцев в трагической истории Сокаля

«Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет», — говорится в народной поговорке про огонь. У наших предков трипольцев честь этой стихии было связано с Божественной очистительной силой. Древние верили, что «нечистая сила» боится огня. В ритуале православного очистки эти представления трансформировались в обряд крещения. Но и сейчас большой популярностью пользуются в народе, например, Сретенская свеча. Они якобы защищают жилище от молнии и пожара. Но, думаю, бывают ситуации, когда ничто не может спасти от беды. Потому случается то, что должно случиться. И ничего не поделаешь. Приходится принимать невозможно как возможно и делать определенные выводы.
В пламени бурных лет …

Пожар бывшего Бернардинского монастыря 27 марта 2012 навсегда войдет в страдальческим летопись Сокаля. Не знаю почему, но сделав небольшой экскурс в историю Сокол-града, невольно начинаешь задумываться о неизбежности этого события. Ни один город в истории Галичины не страдало так от погромов и пожаров, как наше. Местонахождение Сокаля на так называемом Черном пути, прокладывали полчища орд, способствовало многочисленным нападениям чужаков. Только с 1499г по 1523 годы Мегмет — сын крымского хана Менгли Гирея, сделал девять нападений на город! В трагическом 1519, во время Сокальской битвы, татары дотла сожгли город над Бугом вместе с двумя церквями и костелом. А через тридцать лет незваные гости снова наведались и зажгли город с пригородами Бабинца и дворцом старости. Тогдашняя польская власть никак не заботилась о защите Сокаля и его жителей от татарского нашествия, а наоборот — налогами и ущемлением сделала все возможное, чтобы город пришел в упадок. Дошло до того, что в Сокале никто не желал жить. Поэтому на время городу были вынуждены предоставить определенные привилегии, чтобы как-то поощрить граждан поднять его престиж. В частности, польской властью было разрешено ежегодно вывозить бесплатно с дрогобычских солеварен 80 повозок соли, что в определенной степени способствовало свободной торговли на территории Сокальщини. Но 1637 принес Сокалю еще одну трагическую пожар. Вскоре город снова постигла беда — года 1671г оно полностью сгорело! Хватит считать те беды и невзгоды, выпавшие на страждущие председателя надбужанцив! От количества документально зафиксированных пожаров Сокилграда, а это лишь несколько приведенных фактов, кровь стынет. Но город всегда поднимался, отстраивался, несмотря ни на что.
Сокаль и костел бернардинцев

Не секрет, что все культурное достояние нашего народа сосредоточилось именно в сакральной архитектуре — церквях, часовенках и монастырских комплексах. Во времена, когда кровь человеческая лились как водица, в зовет обороны за родную землю украинскую церковь оставалась такой себе «государством в государстве», центром внутренней власти и Божьего правосудия, в конце концов все-таки восторжествовало. Потому что на сегодня не сохранились в полной мере ни те княжеские дворцы, увенчанные башнями, ни помпезные замки с не менее гигантскими стенами — все кануло в небытие. И только в наших старых церквах, монастиряхмузеях сохранился этот рукотворный дух прошлого! Поэтому, думаю, история костела бернардинцев и вообще всех церквей в Украине заслуживает большего внимания, чем история самого города. И здесь есть чему подивиться.

1519 был самым страшным в истории Сокаля. Татары дотла сожгли город и старую Сокальский церковь Пречистой, стоявшей на левом берегу Буга. Но при странных обстоятельствах в пожаре, который уничтожил первоначальный Сокаль, уцелела только чудотворная икона Божией Матери утешение. Именно Она утешала всех надбужанцив во времена страданий и бед еще с 1392 года! Неповрежденную икону потом перенесли в специально построенную для нее деревянную часовню на то самое место, где вскоре, через века ужасной пожара, построили монастырь бернардинцев. Сотни больных, обездоленных людей потянулись сюда за Божьей милостью. Но попасть в это заболоченное место было непросто. Поэтому в августе 1598 Епископ Холмский Станислав Гомолинський обратился к ордену бернардинцев с просьбой взять под опеку земельный участок с построенным часовней. А вскоре, 2 июля 1604 года, Епископ Холмский Ежи Замойский посвятил первый камень под строительство нового костела. В крипте под часовней был погребен и основателя монастыря — Станислава Гомолинського. Костел строили несколько лет.

Его постройкой тогда занимались король Польши Сигизмунд III и канцлер Ян Замойский. Через века татарском разгроме и переносе города на правый берег Буга, 14 апреля 1619 года, костел был освящен как Храм Божьей Умиление (утешение). Икону Сокальской Богородицы разместили в украшенном алтаре слева.

Легенда о Богдане Хмельницком

Еще одна очень заметное событие в монастырской хронике — пребывание в Сокале 1655 Богдана Хмельницкого. Хотя историки утверждают в более правдоподобный дате — год 1848. Легенда рассказывает, как Хмельницкий, взяв Сокаль, упорно наступал на укрепленный монастырь бернардинцев, где искала защиты окружающая шляхта. Взобравшись на стены, казаки вдруг увидели образ Божьей Сокальского, опекунши монастыря, и испугались! Видение было настолько явным, что украинский гетман со своим войском отступил в район Валивка, но задумал хитростью взять это место. Отправив ответное письмо с просьбой помолиться чудотворной иконы, предводитель казаков вместе с верным слугой же попал в монастырь. Воровским планам захватить неприступную крепость бернардинцев не суждено осуществиться! Когда Хмельницкий стал перед алтарем Богородицы, его к слепоте поразили красота и блеск чудотворной иконы. Почти 5 часов длилось такое. Раскаявшись в коварных планах, через молитвы монахов казацкий гетман получил прозрение. А за эту милость Божьей Сокальской Хмельницкий подарил монахам серебряную чашу, наполненную талеров. Отступая из Сокаля на Львов, он написал игумену монастыря письмо с благодарностью. Будучи набожным человеком, вполне возможно, что Богдан Хмельницкий посещал чудотворную икону Сокальской Богородицы, о чудесах которой говорили во всей округе. А все остальное, вероятно, человеческая фантазия, ибо вряд ли такой важный гетман тратил бы свои усилия на взятии монастырской крепости через несколько беглых польской шляхты. Костел в те времена, в первую очередь, был известным местом паломничества всякого народа, который шел за помощью к Сокальской Богоматери. Подтверждение тому — воспоминания многих очевидцев и, в частности, впечатление о. Яна Капистрана Юркевича еще 1680 года. Он уподобил Сокальский монастырь в Лорето в Италии, Монсарето в Испании и Ченстохова в Польше. Думаю, желание Хмельницкого побывать в монастыре было вызвано, в первую очередь, большим оглаской о чудотворной иконе Сокальской Богородицы.
Несчастье за ​​несчастьем …

Через несколько десятков лет после того сокрушительного пожара 1519 татары снова наведались в Запорожье, но наважались уничтожить святое место явления Богородицы. Так и простоял храм на левом берегу Буга, невозмутимый в величии Божьего чуда, пока не постигло его еще одно несчастье. Крупный пожар 1843 практически уничтожила костел и Сокальский чудотворную икону, оставив только башню с часами работы Ивана Черневского из Жовквы, колокольню и ризницу. Через пять лет монастырь отреставрировали, а главный алтарь костела украсили копией первоначального образа Богородицы. На этом тяжелые с пожарами не прекратились. 1870 стал для монастыря не менее адским. В огне был уничтожен весь старинный комплекс! А дальнейшая его реставрация практически изменила первоначальный вид сооружения. Однако внутреннее убранство интерьера церкви огонь почти не повредил. Из оборонительных стен монастыря остались только две башни и останки перестроенных стен …

На этом фоне исторических фактов печально выглядит еще одна трагическая пожар — 27 марта 2012 года. Через 142 года старинный монашеский комплекс был полностью уничтожен огнем. Не спасли монастырь от пожара и многочисленные бригады пожарных, которые вовремя приехали на пепелище. Подавленное толпу на правом берегу реки Западный Буг громко комментировал событие и снимал на мобильные телефоны и видеокамеры!

Признаюсь, ни одного приличного слова! Еще бы! Горел не просто монастырь, а так называемая дом для осужденных на пожизненное заключение, Сокальская зона с максимальным уровнем безопасности! Обычным языком, в переводе с пенитенциарного определение, это означает «нельзя!» Туристам, журналистам и другим лицам, интересующимся старинной архитектурой. Но разве тогда думалось о том, что горит архитектурный памятник, колыбель Барышни Небесной земли Сокальской? Тогда спасали Сокальский исправительную колонию № 47, выполняли приказы Пенитенциарной службы Украины, ждали машины, чтобы по всем правилам охраны и безопасности этапировать рецидивистов и пожизненных заключенных …
Рукотворные архитектурные памятники, как и люди, уходят в вечность. И становится так грустно на душе, ибо время начинает необратимый отсчет в своей истории. Чтобы вернуть его, придется приложить немало усилий. Становится горько на душе еще и потому, что до боли знакомый пейзаж из окна своей квартиры, на фоне которого некогда возвышалась прекрасная башня монастыря, теперь похож на обожженную призрак времен военного бомбардировки. Зрелище горящего башни останется в моей памяти назажды! Словно кто-то невидимый зажег ее как спичку, не дав людям шанса спасти костел явления Сокальской Богоматери! И этот памятник архитектуры Украины с четырехсотлетней историей под своей крышей полвека удерживала заключенных особой категории — пожизненно осужденных! Вместо того, чтобы принимать верующих и туристов, такая величественная постройка стала тюремной домом! Думаю, уважаемые читатели, наш мозг слишком мизерный и слабый инструмент, чтобы понять то, что выходит за пределы обычной логики. Но Небесный Учитель учит нас, что обновление возможно только через агонию или смерть. Не в прямом смысле этого слова, а в переносном — как наше обновление, подобное начала нового дня, когда после ночных кошмаров приходит утро, и солнце дает надежду на новую жизнь! Ибо сказано в Библии: «Как пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а как умрет, то принесет много плода». Хочется верить в то, что и такие трагические моменты принесут нашему городу благодатные изменения. Перемены к лучшему!

Доверимся Сокальской Богоматери во всех наших немощах и лишениях, как это делали наши предки, прославляя Ее Чудотворную икону в одном из гимнов:

Мали Тебе в церкві руських обрядів священики,
Колись Ти чуда чинила, як ласкава Пані.
Спалив церкву татарин і не пошкодив дуже, Бо Твій образ був цілий в жаркому попелі.
Помагай нам, Боже!

Ирина СЛАВЧАНИК.

Голос Сокальщини на GoogleNews