Более тысячи лет прошло с того времени, как христианство пришло в Украину, и к Киевской Руси, Царьграда было завезено четыре иконы: Вышгородскую, Белзьку, Успения Богородицы и Холмске. Правда, не всем суждено остаться в Украине. В XIII ст. Вышгородская стала Владимирской и сейчас, как величайшая святыня России, находится в Москве. Белзька ікона в XIV веке. стала Ченстоховской и почитается польским народом как символ католической веры. Икона Успения Богородицы Киево-Печерской лавры во время войны 1941 года погиб. И лишь один образ – чудотворной Холмской Богородицы – остался в Украине. Как уверяют легенды, с этим образом побеждали не в одном бою. Следы от стрел и мечей на иконе сохранились и до сегодня. Еще до недавнего времени образ Холмской Богородицы считали потерянным. С 1943 года во время эвакуации она згубилась, и лишь в 2000-м Холмская Матерь Божья, уже отреставрирована, стала доступной для поклонения в Луцком музее. Трагична ее история перекликается с не менее трагической судьбой тех, кого в 40х годах было выселено из Холмской земли. Сегодня на эту тему беседуем с холмщанами – п. Ольгой РЕУКОВОЮ, председателем общества «Холмщина», и ее заместителем, п. Анісією ПЕТРИШИН.
Кровавая Холмщина
Немало холмщан через столько лет немых запретов со слезами на глазах наконец посетили родные села, заброшенные, заросшие зарослями православные кладбища, изуродованные могилы и кресты. И каждое такое уничтоженное село заслуживает, по крайней мере, на памятник и нашу память. «Я не была свидетелем этих событий, – говорит Ольга, – но моя мама и бабушка то все помнили, потому что они пережили тот ужас. Жили они возле Томашово, в Тарноватці. Мы, четверо детей, здесь родились. Там, в Польше, они имели много земли и достаточно большое подворье. Сегодня там проживает младшая сестра моей покойной бабушки, на том самом месте, где когда-то родилась моя мама. Конечно, жить в чужой стороне, зная, что там есть имение, дом, сад вишневый, цветы, и понимать, что не можешь туда поехать, очень трудно. И они всю жизнь, тоскуя, проплакали, что бабушка, что мама!»
«Долго не виделись с родней? – спрашиваю и слышу в ответ. – Сорок лет, потому что не позволяли видеться. И когда моя мама первый раз посетила Польшу, то вся семья была чем-то настрахана, они подумали, что мама хочет забрать имущество. Ее встретили Недружелюбно, но позже и сегодня мы стали поддерживать родственные связи». О семейной трагедии переселенцев, по словам Ольги, она узнала уже во взрослом возрасте. Тогдашняя польская шовинистическая верхушка постановила своей задачей избавиться украинцев, коренных жителей Холмщины: десятки сел были сожжены, а их жители замучены вооруженными отрядами Армии Крайовой. «Мама и бабушка об этом молчали, – рассказывает Ольга, – и всю жизнь на чужбине проплакали». Как выяснилось, зверства поляков не обошли и эту семью. Сына бабушкиной родной сестры нашли повешенным в лесу, без мужских органов, с выколотыми глазами и вырванным языком. От рук поляков погибла еще одна родственница, родная сестра убитого брата. «Я когда это вспоминаю, то и мне хочется плакать, потому что мама и бабушка никогда не рассказывали о тех событиях. Сорок лет прошло, и чтобы она не могла поехать на свою родину? Они жили только той мыслью, чтобы вернуться. Так и не вернулись, умерли, – печально вздыхая, говорит Ольга. – Мы только взрослыми узнали, что мама рождена в Польше, и они пережили эту трагедию. Это была семейная тайна, и горем они делились только между собой. И это касалось тысячи таких семей, потому что каждый имел свою собственную трагическую судьбу».
На фоне этих ужасов нынешняя постановление Польского Сейма о признании геноцида над гражданами Второй Речи Посполитой, совершенного украинскими националистами в 1943-45х годах, выглядит потрясающе. Прошло более семидесяти лет со времени варварской акции польских шовинистов, которые огнем и мечом уничтожали этническое население Холмщины, и только сейчас с чьей-то неверной руки историю этнических украинцев, которые на то время были гражданами Польши, старательно извратили. На вопрос, как председатель общества «Холмщина» воспринимает решение польских политиков, госпожа Ольга говорит, что с той правдой жить нынешнему поколению. Много воды прошло с тех пор, и, возможно, не надо ворошить прошлого. А сегодня нужно постараться найти взаимное понимание на основе прощение, чтобы дальше развивать українськопольські отношения. Ныне сокальский холмщаки часто посещают родные места в Польше. Одна из таких поездок недавно состоялась в город Холм и изуродованное поляками село Сагрынь.
Кстати, полтора века назад именно на Холмской земле родился первый президент Украинского государства, Михаил Грушевский, чье 150риччя украинцы отмечали в этом году в сентябре. А название одной из древнейших святынь Украины – Холмской Богородицы, также связана с Холмом и Холмским собором, где ныне похоронены много украинских князей, среди которых известные князь Даниил и князь Василькович.
«Где твой образ Божья матерь Холмской горы…»
Как уверяет легенда, Холмская Богородица была написана евангелистом Лукой и, возможно, находилась в брачном приданого Анны, которая стала под венец с князем Владимиром Великим. В 1001 году на Даниловой горе в городе Холм было построить собор Пресвятой Богородицы, где и выставили для поклонения икону, которую стали называть Холмской. В 1240му полчища татар осадили Холм, и, моля о спасении, жители города начали молиться до Холмской Божьей Матери. А когда икону вынесли на крепостные валы, татарам показалось, что стены вокруг Холма поднялись к небу, и захватчики ретировались. С того времени до Холмской чудотворной иконы в надежде найти покровительство перед Матерью Божьей устремились христианские верующие.
В 1646 году вышла книга Якова Суши, в которой была изложена история иконы и перечень ее чудес. Вскоре из-за политической нестабильности образ Богородицы с Холма забрали и долгое время прятали в монастыре села Жидычин, что возле Луцка. После Венского конгресса, в 1815 году, когда Холм и вся Холмщина отошли к России, а в 1875му царским правительством было отменено унию, святыня снова вернулась в лоно православной церкви. С того времени на Вторую Пречистую – 21 сентября, по старому календарю, ежегодно начали происходить торжества по случаю чествования Холмской Божьей Матери. В Москву икона попала, когда закончилась первая мировая война. А когда в России установилась большевистская власть, святыня переехала в Киев. В трудные 30е годы сохранять образ в Федоровском женском монастыре стало опасно. Прикрываясь помощью голодающим, большевистская власть проводила тотальную конфискацию церковных ценностей. Позже Польшу и Холмскую землю оккупировали немцы, и 19 мая 1940 года Холмске православную епархию, которую возглавил Иван Огиенко, тогдашний митрополит Иларион, было восстановлено. В отреставрированный собор в Холме наконец вернулась спасена Холмская Богородица, которую почти три десятилетия назад вывезли на чужбину.
Это был 1943 год, и верующие отовсюду потянулись к своей древней Небесной Покровительницы. Но война вновь внесла свои коррективы. Икона быстро появилась и внезапно исчезла. Потеряв свои земли, холмщаки во время эвакуации потеряли икону. Многолетние поиски не дали должного результата, и чудотворный образ стали считать потерянным навсегда, как неожиданно 1996 года о нем сообщила Надежда Горлицкая, мол, отреставрированная реликвия у нее дома. Ведущие украинские и мировые исследователи, увидев восстановленную икону, мягко говоря, ахнули. Потому что перед ними открылась не просто икона, а глубинная ценность, которая прожила тысячу лет – византийское письмо XI века и те сохраненные 70 процентов авторского записи, в которых не только язык фактов, а и 700 чудес, записанных грекокатолики. Чудотворная Холмская Богородица, которая никогда официально не принадлежала к католической церкви, но коронована Папой Римским золотыми коронами, поразила всех своим объявлением…
Сквозь тысячу лет: возвращение иконы…
Общаемся дальше п. Анісією Петришин, заместителем председателя общества «Холмщина». «Вообще с Холмщины, – говорит госпожа Анисия, – в свое время выселили где-то свыше полумиллиона человек, и расселили их по 17 областях Украины. То же была трагедия всего народа. У меня У самой в 12 местностях живут родственники. Иван Огиенко видел, что тогда творилось у нас, на Холмщине, и написал странный стих: «Моя ты Холмщина кровавая, моя матусечко ты милая, в боях кувалась твоя слава, в крови утонула твоя сила!» Имея от природы приятный тембр голоса, женщина напевает мне «Псалом до Холмской Божьей Матери»:
«Где ты угасла, звезда наша, с которой поры,
Где твой образ Божья матерь Холмской горы,
Где оскорбленных надежд,
Там пречистая Мария,
Которая в тяжелое время спасала нас…»
Прославляя чудотворную силу своей Божьей заступнице, холмщаки создали множество песен, и в каждой из них трепет и упование на Его милость:
«Мы цілуєм Твои стопы –
Не покидай нас.
Спаси нас от Голгофы
В это жестокое время.
Молим: «Будь вечно с нами,
Упроси сына
И своими молитвами
Холмский народ спаси!..»
Сегодня икона Холмской Богородицы хранится в Луцком музее волынской иконы. Сколько усилий понадобилось, чтобы спасти ее, и чтобы владелица иконы согласилась на то, чтобы реликвия попала не в храм Божий, а именно в музей. И это, пожалуй, единственный случай в Украине, когда в музей с крестными ходами к этой иконе приходят представители различных конфессий. К слову, музей подобного рода также единственный в Украине, а появился он благодаря массовому закрытию церквей в 7080х годах. В то время на Волыни действовали почти 80 процентов храмов, а бесценные иконы через влагу и холод в заброшенных сакральных сооружениях находились в ужасном состоянии. Именно тогда и было осуществлено экспедицию спасательного характера и собрано немало старинных образов.