Духовне життя

Освятите воду и свечи

"Пойдем и мы, чтобы набожными песнями встретить Христа, и примем его как Спасителя, которого видел Симеон! Это тот, кого Давид просветил, что говорил через пророков, что для нас принял тело и через Закон говорил — Ему поклонимся" (стихира праздника).

15 февраля приходится праздник Сретение Господне. По своим особенностям Сретение причислен к двенадцати самых больших христианских праздников. Его описывают в своих произведениях отцы церкви Ш, IV, V веков. Андрей Критский, Кузьма Маиумський, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит и другие украсили праздник Сретения многими священными песнями, которые и сегодня поются церковью. Праздник Сретения порой называют праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной церкви называется " очистки " Пресвятой Девы Марии.

В 543 году, при императоре Юстиниане, по откровению одного угодника Божия заключен праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память освобождения жителей Константинополя от несчастий и землетрясений в Антиохии.

По закону Моисея у евреев каждый первенец мужского пола на сороковой день от рождения должен был быть посвящен Богу, для чего и приносился матерью в храм Божий. Когда Богомладенцу исполнилось сорок дней, Пречистая Дева Мария пришла в Иерусалимский храм. Матерь Господа и сам новорожденный младенец не имели никакой необходимости в очистке, но они добровольно подчинились закону.

По закону Моисея женщине, которая родит ребенка мужского пола, запрещено было входить в храм в течение 40 дней: это были дни очищения. " К чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее" (Левит XII, 4).

А был в Иерусалиме человек по имени Симеон, человек праведный и благочестивый, утешения ждал Израиля. По церковному преданию он был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на древнегреческий. Переводя четырнадцатый стих седьмой главы книги пророка Исаии: " се, Дева во чреве приимет и родит Сына и дадут ему имя Эммануил " (Матфея 2. 23), — он усомнился в правильности слов пророчества и перечеркнул слово " Дева ", а написал " женщина ". Тогда ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господа (Лк. 2, 26).

В сороковой день после рождения Христа Спасителя, Дух Божий призвал старца Симеона в храм, где он увидел Матерь, которая держала на руках младенца. Праведному старцу было открыто, что это младенец и есть ожидаемый всем человечеством Спаситель. С сильным волнением он подошел ко Христу и со священным подъемом взял Богодитям из рук изумленной Матери- Девы. Праведный Симеон знал, что в его объятиях находится Бог, что не он держит Дитя, а это Дитя является Вседержителем. Уста старца, которыми руководит Святой Дух, произнесли слова, которые и мы сегодня вместе со Святой Церковью приняли в свои сердца: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет, на просвещение язычников и славу народа Твоего Израиля ".

В этот день в церквях Украины святят воду и вместе святят и свечи. Посвященные на Сретение свечи называют " гром ", потому что их зажигали и ставили перед образами. Эти же свечи давали в руки умирающему при чтении отходящих молитвы. Сретенской воде приписывают большую духовную силу. Ею натирали больные места и верили, что она поможет.

Отец Владимир Жарский,
священник, магистр богословия.

Голос Сокальщини на GoogleNews