Життєві історії

Благослови меня, Мамо!

Из всех дорог, отовсюду, через расстояния и годы лихолетья возникает образ Матери. Неутомимым и жертвенной труженицей видится она мне, и вечно в хлопотах, тревоге за детей, в работе, в вожделения задуманное завершить, чтобы потом это сделано, посеянное обязательно проросло. Щедрыми плодами именно в детях! Ибо человек все-таки начинается с колыбельной песни, с голоса материнской души над колыбелью! Поэтому и праздник Матери, приходится на второе воскресенье мая, в украинском народе такое уважаемый, всегда торжественное, увенчанное запахами весны и цветом. Величавая, вездесущая и героическая Мати-украинка, омытая дождями слез и тревог за своих детей, братьев и любимых мужчин, занимает ли не самое важное место в повстанческом летописи.

Современнім матерям намного проще — они много могут купить для своих детишек — игрушки, пелёнки, питание. Когда-то даже простая детская коляска была проблемой. Но не нужно забывать, что в связи с частым использованием автомобилей мы не должны забывать о безопасноти своего ребёнка у покупать качественные детские автомобильные кресла на . Babadu — это интернет-магазин качественных детских товаров.

Тысячи скромных и самоотверженных матерей-украинок, которые никогда не требовали признания за свои титанические деяния, но без которых ОУНУПА не смогли бы противостоять самой армии мира. Низкий поклон Вам!

Женщина-украинского

Измученные и обессиленный возвращались стрелки из дальних рейдов или боев. Кто их встречал в укрытиях и дома? Конечно, женщины! И каждая из них для стрильцяпидпильника стала матерью или, возможно, сестрой, теми дорогими людьми, остались дома. Когда стучал в окно, ступая к двери дома, первой его встречала женщина! В повстанческом подполье кто, как не они, женские руки, заботились о чистой выстиранное белье, теплые, сплетенные носки и перчатки. Хозяйка, сестрасанитарка, связная, разведчица … В опасные места, когда врагом было все вокруг заблокировано очень нужно было достать разведку посылали именно девушек или даже пожилых женщин. Следуя скотом, делая пастушок, или с корзиной по грибы, с топором на плечах, ища сухие дрова, они переносили на связной пункт листестафету или устную информацию. И неважно, что у кого-то из них были дети, семьи, об этом не думалось, потому что на первом месте была судьба Украины.

Эта несокрушимая мужественный украинский женщина вечерам и ночью, подвергая себя опасности, направлялась в лес с продуктами для своего сына или мужа, других воинов, которые тоже для нее стали детьми. Попав в плен энкаведистов, мужественно выдерживала все пытки, о чем и остались многочисленные воспоминания! Пройти определенную стадию духовной эволюции в те времена было нелегко, но украинский жинкаматы смогла, и в плоскости политических акций тоже. <span title="Бо ж і в ті роки " сталінських="" виборів"="" 194647го="" українців="" примушували="" голосувати="" за="" "батюшку”Сталіна,="" а="" непослухів="" залякували="" погрозами="" вивезти="" на="" Сибір.="" Що="" пережило="" наше="" жіноцтво="" під="" час="" виборів,="" ніхто="" достеменно="" не="" може="" відтворити,="" але="" кілька="" цікавих="" фактів="" старожили="" пам'ятають"="">Ведь и в те годы "сталинских выборов" 194647го украинского заставляли голосовать за "батюшку" Сталина, а непослушание запугивали угрозами вывезти в Сибирь. Что пережил наши женщины во время выборов, никто точно не может воспроизвести, но несколько интересных фактов старожилы помнят . В селе Волошинова, что на Самбирщини, НКВД силой согнало женщин на избирательный участок голосовать. Ни одна из них шагу не ступил в помещение. Тогда сталинские палачи начали стрельбу, и несколько стариков упала в обморок. Но и это не заставило их добровольно проголосовать. Терпение лопнуло, энкаведистских муртады насильно посадили каждую женщину на участок и побросали за них избирательные карточки в урну. В другом селе Уровня, Перегинского района, эти изверги жестоко расправились с пожилой женщиной Параскевы Войтович, которая отказалась голосовать. Чтобы проучить остальные дерзких избирателей, изверги связали ее , избили, а за селом старушку замучили: вырезали грудь и оставили умирать в снегу в муках. ли не такая женщина своей силой духа, несокрушимым характером воспитывала детей в духе национальных стремлений!

Спасаясь от пьянство кремлевских прихвостней, многие из них бежали в лес и становились подпольщица.

Обыденные женские хлопоты в подполье заключались в том, что надо было и поесть сварить стрелкам, и постирать белье. Свою выносливость и самопосвящение женщина не раз проявляла, когда несла продукты на место постоя, преодолевая несколько десятков километров. Или даже заменяла усталого стрелка на часах, чтобы дать ему возможность отдохнуть! Она, хорошая подруга, мать и сестра, веселая и шутливая, отважная и бодрая в бою, а при необходимости стрилецьбойовик! Вот такой образ героини, украинского жинкиматери, вырисовывается в моем воображении! Пополнить повстанческие ряды вместе с мужем, несмотря на все ужасы подпольной жизни, набегов и облав, голода и холода, и в случае чего, несмотря ни на что, бросить врагу в глаза последние слова: "Слава Украине!" Фигура такой женщины как доказательство национальной зрелости в победоносной революционной борьбе одержал полноценное право наряду с мужчинами называть себя Героиней и соучастницей украинской освободительной революции, борьбы за обретение независимости государства.

Женщина-подпольщица

Наверное, такая судьба женская жертвенная. Ведь и в хозяйстве, и в заготовке продуктов на зиму, сушки трав и грибов, мариновании ей не было равных. О наименьших мелочи к празднику, то кутью для украшения елки, раскрашенные писанки, или даже подарки на Николая, в подполье об этом тоже заботилась женщина. Но не так просто было зголоситы других женщин по селам, чтобы после это добро отправить в укрытий. Часто именно женщины занимали в подполье ведущие положения, потому что на них держалась вся хозяйственная структура. В ее ведомстве была так называемая Общественная Опека, которую тоже возглавляли женщины. Они занимались вдовами и сиротами, родители которых погибли в боях. Согласуясь с тереновим проводом, СО помогала им пищей, деньгами и одеждой. Референтка Общественной Ожоги обязательно наведывались к таким семьям, чтобы поддерживать морально и заботиться об их благосостоянии. Эта структура вела четкий контроль за ограбленного врагами имущества и согласно возможностей поприща справедливо распределяла помощь …

Не менее ответственную функцию выполняли жинкиреференткы Украинского Красного Креста, которые тоже находились в подполье. Они организовывали разные выходки, санитарные курсы с подробным изучением и применением целебных трав в народной медицине. Одним из подразделений УКК была Служба Здоровье, которая занималась организацией больничных пунктов и поставками лекарств, доставкой продовольствия в больницы относительно потребностей хозяйственной референтуры. Женщины Службы Здоровье заботились о приемлемых гигиенические условия в лесу, в укрытиях, а особенно в санитарных пунктах, необходимые запасы белья, постельного белья и оборудование для санчасти т.п.. Незаменимые женские санитарные силы, многие из которых имели вышколенную университетское образование и "госпитальную" практику, стояли на высоком идейном уровне. Обладая оружием, участники тяжелых повстанческих боев оказывали первую санитарную • помощь раненым воинам. Не один стрелок сегодня обязан жизнью отважной санитарке УКК. Закадычный друг для больного и немощь • ного повстанца, ни холод, ни голод, ни призрак смерти, ни что не пугало идейного Воина, потому что именно женщине поручили стоять на этом посту.

Вот факт из жизни повстанческого движения на Угнивщини.

В село, в котором располагался переходов госпитальный пункт подходит враг. Все раненые, кто в силе, направляются в лес. Но в двух бессознательных больных повстанцев лихорадка достигает сорока градусов. Холодная осень 1945 года с пронзительной дождем в лесу означает ту же смерть. Их оставляют в тайнике, а с ними и санитарку Матрену. И неважно, что будет завтра, она убеждена бросить на произвол судьбы своих больных друзей не сможет. И вот поступает враг, блокада нескольких окружающих сел продолжается, как и поиски тайников, которые находят. Мотря взволнована, потому слышит погибель и разъяренные голоса нелюдей. Держа в руках пистолет, мыслями прощается с друзьями, родными, а на устах последняя молитва. И вдруг из убежища звучат три выстрела. Враг находит только три трупа …

Такой она была, женщина-революционерка, упорная в своей ненависти к врагам, которые захватили ее Родину. В ней звучал и материнской боли за эти невинные жертвы украинских детей, и за уничтоженные и изуродованные семьи, за изгнанных из дома на погибель старцев и женщин. Имея своих детей, такие женщины часто отрекались личного счастья, потому что для них оно заключалось в служении народу. Подтверждением этого есть еще одна история. Подруга Маричка на одной из квартир Кракова была арестована польским правительством безопасности. Имея на руках полугодовое малыш, девушка воспользовалась своим положением и уговорила польских полицейских дать ему возможность накормить ребенка. Возвращаясь к малышам в соседнюю комнату, подпольщица прыгнула через окно первого этажа и боковыми улицами направилась к знакомым, чтобы скорей покинуть город. Что происходило в сердце бедной, которая оставила в руках польских палачей свою кровинку, только жинкаматы может представить! Маричка очень долго колебалась, но, зная много организационных тайн, она решилась на этот шаг, чтобы не видеть муки и смерть своего ребенка.

Другая подпольщица Святослава, иметь маленькой двухлетней Лиды, была связной в Перемышле. Поляки выследили подпольные связи женщины и посетили в нее с арестом. Но подруга Святослава, не раздумывая, бросилась через окно третьего этажа! Крохотной дочери мама не смогла дать надежной защиты, потому что все свою молодую жизнь вела революционную деятельность. Ее предсмертные материнские проклятия врагам звучали раз! Никаких признаний от нее так и не получили, с улицы принесли лишь бездыханное тело материпидпильници …

Все мы стремимся Любви …

В истории, пожалуй, трудно найти примеры такой массовой женской жертвенности, как в ОУН-УПА. Создание семьи и рождение детей девушки откладывали на потом, но очень часто жизнь вносила свои коррективы. И в подполье тоже образовывались семьи, появлялись на свет повстанческие дети. Но, когда нужно было решить дилемму личное счастье или интересы нации почти всегда выбор происходил в пользу Украины. Семья и дети не были теми аргументами, которыми можно было оправдать измену национальной идеи ОУН-УПА. Думаю, повзрослев, эти дети, родители которых погибли в подполье, оценили поступки своих мам и пап и гордятся ими! Вряд ли такому ребенку, например, пришло бы в голову оправдать сотрудничество матери с "НКВД".
Жертвенность женской любви проявлялась и в том, что были такие женщины, которые до последнего находились в бункерах со своими мужьями. Среди них Антонина Король, жена известного командира УПА Ярослава Мельника, псевдо Роберт. Романтическое знакомство пары состоялось в селе Войнилов, когда парень вошел во двор девушки и попросил напиться воды. Антонина тогда не знала, что поила самого повстанческого командира! Но один момент было достаточно, чтобы между ними вспыхнуло чувство большой любви! К тому времени девушка заканчивала Львовский мединститут и собиралась ехать на выпускной вечер, однако на железнодорожной станции к ней подошли несколько незнакомцев и попросили помочь тяжелораненых. Так вместо выпускного Антонина попала в лес и из подполья больше не выходила. В той партизанской группе, как выяснилось, командиром был ее любимый Ярослав, которому девушке пришлось разделить тяжелые повстанческие будни, в основном в бункерах. Там и родились у пары близнецы мальчик и девочка, очень ослаблены, как и их мама. Понимая, что дети обречены в подполье, Антонина попыталась передать сына своим родственникам, но малыш умер по дороге от истощения. Дочь же удалось переправить в деревню. Девочка выросла и никогда не видела своих родителей, потому что они погибли в бункере.

Не менее трагическая история произошла с проводником УПА полковником Громом, известным как Николай Твердохлеб. Вместе с женой Ольгой Герасимович повстанец застрелился в осажденном врагами бункере. Им гарантировали жизнь и встреча с маленьким сыном Яремой в обмен на прекращение сопротивления. Однако за национальную идею они заплатили собственными жизнями, чтобы только не показаться на милость врага. Историй подобных множество …

Разбитое, изуродованное мыслями о судьбе детей материнское сердце в те далекие, бурные годы понять сейчас можно только своей материнской душой. Собирая по деревне продовольствие и одежду, готовя повстанцам, женщины рисковали не менее мужчины под пулями! В этом женщина никогда не уступала мужу, здесь и проявилась ее сила духа. Пусть во веки веков славится этот жертвенный образ Матери! Ли не жизнь каждого из нас началось с такого ласкового и магического слова, как МАМА! Эти первые мгновения жизни, когда начинаешь понимать, что она родная, мудрая! Потому что она не просто живая реальность, но и символ извечный першоголос жизни, прообраз страждущего Богоматери. Это сердце и память, объявят нашими устами к Ней всегда: "Благослови, мать!"

Ирина СЛАВЧАНИК.

Голос Сокальщини на GoogleNews