Життєві історії

День, который возвращает в детство …

Уже девять лет подряд 28 августа на польско-украинской границе появляется еще один пропускной пункт — на границе с. Стаивка Сокальского района и в с. Корчмин Томашевского уезда (РП). А для выходцев бывшего украинского села Корчмин это — возможность увидеться с родными, знакомыми, соседями и односельчанами, которых в далеком 1946 насильно разъединили и вывезли из родной земли, пошматувавшы их судьбы. Родное село перешло к Польше, а часовня и источник остались на украинской земле. Когда-то на праздник Успения Пресвятой Богородицы в селе был праздник. Не одну сотню лет сюда отовсюду съезжались родственники и знакомые, чтобы встретиться с родными. Никто бы и не подумал, что их села за один день может не стать, а людей судьба развеет по белу свету. Лишь в 2004 г. жители приграничья благодаря польскому священнику отцу Стефану Батрух, который стал инициатором проведения международной акции единения семей, разделенных границей, Фонда духовной культуры пограничья, Люблинское воеводство, Львовской облгосадминистрации, Сокальской райгосадминистрации и районной рады, СокальськоЖовкивський епархии УГКЦ, ПеремишльськоВаршавський митрополии УГКЦ стали проводиться такие встречи на границе. Эта акция объединила духовенство разных конфессий, представителей государственной власти и самоуправления Украины и Польши, молодежь, пожилых людей.

Интересный психологические тесты для девушек можно пройти здесь, особенно мне понравился http://koketka.by/  Году международную акцию перенесли с 28 августа на воскресенье, выпавшей на 26 августа. Однако это не помешало бывшим корчминцям из Украины и Польши. Те, отложив все дела, поспешили сюда, чтобы встретиться с родными, знакомыми, школьными товарищами, соседями, с которыми судьба роз «объединила на долгие годы.

С самого утра в сторону границы потянулись подводы, велосипедисты, автобусы, автомобили, пешеходы. Все спешили к островку, где стоят часовня, фигура Матери Божьей и колодец с студеной водой, могилы в обрамлении нескольких древних дубов, которые были свидетелями минувших дней и являются очевидцами нынешних. Сюда зходились люди из окрестных сел с обеих сторон границы. Их с каждым часом становилось все больше. Верующие разного возраста молились у часовни и фигуры Матери Божьей.

Мое внимание привлекла выставка творческих работ воспитанников Сокольского Дома детского и юношеского творчества. Здесь были вышивки, изделия из бисера, сотканные коврики и сумочки, вышивки, умело изложили на столах руководители кружков Алла Смаль, Любовь Шеремета, Оксана Сумбаева. К ним подходили люди разного возраста, внимательно рассматривали изделия. Некоторые охотно их приобрел на память, как сувенир. Здесь же можно было купить иконы, портреты, картины на стекле, которые нарисовали местные художники. Неподалеку священники исповедовали верующих … А перед часовней стояла импровизированная сцена.

Кто-то пил прохладную воду из колодца, а некоторые, помолившись у фигуры Матери Божьей и часовни, подходил к границе, где за несколько сотен метров видно процессию, приближалась. Украинский ждали гостей из хлибомсиллю, церковными хоругвями и национальными флагами. А через некоторое время все узнали отцямитрата Стефана Батруха, который шел впереди. Вскоре паломники из Польши были уже на украинской земле. Их тепло встретили заместитель председателя Сокальской райгосадминистрации Игорь Махашилов, руководитель аппарата РГА Мария Христинич, председатель районного совета Игорь Дацюк, народные депутаты Украины Степан Курпиль и Владимир Вязивский, Корчивський сельский голова Галина Сидельник, декан Великомостовская деканата УГКЦ, о. Владимир Юськив, местный священник о. Михаил Корицкий и священники из окрестных сел.

Сестры служебницы Ордена Непорочной Девы Марии из Перемышля принесли копию образа Корчминськои Божьей, которой искренне молились люди. Праздничную духовнокультурномистецьку встреча на границе вела руководитель аппарата РГА Мария Христинич.

Среди паломников из Польши узнала старого знакомого поляка Михаила Бужановського, который является старейшим жителем Корчмин. Он каждый год приходит сюда, чтобы встретить родственников из Львова, повидаться с бывшим сусидомукраинцем Петром Возняком, который живет в Угнова и другими выходцами села. Сейчас он пришел немного быстрее них. Поэтому переживал приедут те на встречу, и каждый раз бросал взгляд на дорогу.

Господин Михаил с дидапрадида живет в Корчмин. Его мама и бабушка были украинками, поэтому для него близка культура и обычаи обоих народов.

Мужчина говорит, что в 1946 году его мама тоже хотела уехать в Украину, но не удалось. Они остались в деревне. Для него это место дорого как память, здесь ему хорошо знакома каждая тропинка, потому что еще маленьким мальчиком приходил на праздник Успения Пресвятой Богородицы в часовни. Сюда люди приезжали из разных городов, брали воду домой.

В тот день все имели уникальную возможность объединиться в общей молитве и просить Господа благословения на жизнь в мире, на приязнь друг к другу и любовь к ближнему. На импровизированной сцене возле часовни состоялось совместное Богослужение польском и украинском языках, которое отправили отецьмитрат грекокатолической прихода в Люблине Стефан Батрух, декан Великомостовская деканата о. Владимир Юськив, местный священник и окружающих сел. Белзкий церковный хор под руководством Любови Плахтины подпевал им.

ОСТРОВОК ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКИЙ СЕМЕЙ

Трудно передать словами волнение, переполняли сердце Михаила Палюшка, который приехал сюда из Львова. Он стоял под старенькими липами, которых было двенадцать. Перед службой на них вывешивали двенадцать образов, которые украшали полотенцами. Отправляли здесь не только на Успение Пресвятой Богородицы, но и на праздник жатвы, которые производил господин после жатвы.

Хотя уже столько лет прошло, у господина Михаила сих пор щемит сердце, когда смотрит по ту сторону пограничной полосы, которая в 1946 искромсала их судьбы, ополовинилось семьи. Ведь до его родного села Кривици, которое в 4 км от Корчмин, отсюда совсем близко. К сожалению, теперь там уже нет украинского села, осталось лишь несколько домиков. Так случилось, что часть его семьи осталась в Польше, а другая — переселилась в Украину. Сейчас здесь он встретил дальнего родственника Богдана Дмитерко, ныне живущий в Польше. Обидно, что они, украинские по национальности, являющихся гражданами разных государств. В 1947 семью пана Богдана вывезли с насиженных мест под немецкую границу. На родной земле остались могилы дедушки, прадидуня, а в этом году нашел еще могилу прапрадидуня, который был выселен в Сибирь. Поэтому сюда его зовет пам «ять. Раз он был в родном с. Кривици в 1972 году. Теперь вместе с еще двумя выходцами села решил упорядочить заброшенный местное кладбище. Поставили 60 крестов, расчистили кладбище от кустарников, несколько упорядочили территорию и огородили. Вокруг посадили деревья. Симдесятипьятилитний Богдан Дмитерко вспомнил, что в селе было 120 дворов, а еще — как мирно сосуществовало украинского и польского населения. Впоследствии всем жителям приграничья пришлось пережить боль утраты, страх, разлуку с родным краем и отчаяние. Он дважды был в шаге от смерти: его семью вывели из дома, чтобы расстрелять. Но им повезло, они остались в живых …

«ЗДЕСЬ мы чувствуем УКРАИНСКИЙ» …

Таких историй здесь в этот день можно услышать немало, ведь в 19461947 годах новый польськосоветський границу колючей проволокой пролег не только через территорию, но и через сердца жителей этих сел. Поделился воспоминаниями и бывший выходец Корчмин Евгений Бродюк:

— Наше село было живописным. Река Речица делила его пополам, под лесом была колония. Здесь, как дядя рассказывал, проживало 215 семей, большинство составляли украинские, хотя были и поляки и евреи. Между собой все жили дружно, хозяйство, ходили в церковь. После переселения украинских моя семья осталась в Корчмин, но в 1947 году, во время акции «Висла», нас и других родственников перевезли на север Польши, откуда выселили немцев. Выходцев Корчмин распылили по селам, где они живут и поныне. Наши родители надеялись, что вернутся назад. Мы тосковали по своим землями, по своей культурой и обычаями, видом, потому что в том краю они другие. Но не судьба.

Евгений Бродюк рассказал, почему корчминци так уважительно относятся к этому месту. Говорит, что здесь маленькому мальчику, который кнутом с красной лентой гнал гусей, с «явилась Богородица. Она попросила у него ленту, чтобы завязать косу. Ребенок побежал спросить у мамы разрешения. Вскоре сюда прибежала толпа людей, которые увидели на дереве силуэт Матери Божьей. С тех пор это место для местных жителей стало святым. Дерево со временем засохла и на этом месте поставили часовню, потом здесь забило ключом источник, обладает целебными свойствами, ибо с тех пор здесь много людей оздоровилось от недугов. И сейчас он объединило семьи и примирило два народа.

Господин Евгений говорит, что его тянет сюда, потому что здесь исцеляет свою израненную душу:

— Здесь мы чувствуем украинский. Трудно передать те чувства, которые нас охватывают, потому что, кажется, возвращаемся во времена своего детства. Как и тогда, здесь многолюдно, женщины и мужчины одеты в вышиванки, пожилые женщины — в платках. Это для нас немалая радость. Ведь каким извергом надо быть, чтобы совершить такое с украинскими селами пограничья, депортациями разорвали святую единство людей, семей, любовей, отобрали у людей малую родину. Но зачем?

В тени старых деревьев заметила двух монахиньсестер Терезу и Иосафат из Сокаля, чина Пречистой Девы Марии, которые говорят, что в этом месте удивительная аура умиротворения и покоя, недаром его и выбрала себе Святая Богородица. Для сестры Терезы это место особенно дорого, потому что она отсюда родом. В монахини живут воспоминания детства: молодые родители идут в часовню, она в вышиванке вместе с ними.

— Я жила в селе перевода, которое сожгли, — рассказывает монахиня. — Сгорели наш дом, церковь, часовня, куда бегала молиться. А нас всех выселили …

На глаза женщины навернулись слезы … К сожалению, раны, нанесенные людям более полувека назад, еще окончательно не зажили.

(Окончание в следующем номере газеты).

Голос Сокальщини на GoogleNews