Життєві історії

Из воспоминаний коренной скоморохивчанкы из рода Онищук-Панюта Надежды Кузьмы

Лучшим миром, который я узнала, было село Скоморохи, где я родилась и выросла. Родители, как и все односельчане, тяжело работали в поле, детей приучали к домашней работе. А еще я ухаживала младшую сестру. Детство было веселым, все дети или менее и большие с нашей улицы-Задвир дружили, общались с природой, играли. По вечерам мы, дети, наслаждались пением взрослых скоморосьцив, который раздавался то с Леска, то с Саганивкы …

С моими родителями жил мамин брат Богдан Панюта, он остался сиротой. Его мама умерла, отца арестовали немцы, пропал без вести. Он был старше меня на 12 лет. К нему приходили друзья Степан Гарвона, Степан Музычук, Василий Гарасимчук, Владимир Шамбуровський, Богдан Черний … Эти ребята очень хорошо пели, их приглашали на все свадьбы за сватов. Они привили мне любовь к песне, я с ними потихоньку пела.

В Скоморохах поддерживали свадебные традиции, которые передавались из поколения в поколение. Был брак четыре дня. Молодая вышивала или покупала молодому рубашку, сваты торжественно несли рубашку к молодому, пели песни для этого обряда. В доме молодой собирались дружки. Молодая сидела в углу, дружки пели:

«Вода по воде, тоска по тоской. Отдаешь мя, моя мама, замуж молодой.
Еще и не нажилась, еще и не набулася, еще и роскоши не претерпела, летом потеряла.
Лета мои лета, не идите бесполезно миром. Буду вас я уважать, как розовые цветы ».

Перед венчанием приходил молодой в молодой, его сваты несли молодой подарок-платок и «Коруна» (белая лента, обшитая зеленью), которую цепляли молодой к волосам. Свахи с дружками переспивувались:
«Ой в поле у ​​дороги растет себе лебеда.

Посмотрите, люди добрые, какая красивая молодая.

Ой в саду, в саду растет обильно молоч.
Посмотрите, люди добрые, какой красивый молодой.

Мы за сватом, мы за сватом, где наш сват делся,
А он сидит под столом, сметаны наелся.

Старшая дружка хитрая-мудра. Распустила свои кудри.
А еще бочки НЕ замесить, уже Кудри ребят радует ».

После молодые просили благословения у родителей, сваты пели:

«Поклоняйтесь, дети, как розовые цветы, знизенька покирненько, чтобы было хорошенько.
Напротив нее стоит матушка ее, поклоняйтесь, дети …
Напротив нее стоит батюшка ее, поклоняйтесь, дети … ».

После благословения родителей и семьи шли венчаться в церковь. Молодая шла с сватами, Молодой — с свахи. Молодых сопровождали скоморошьи музыканты: Семенюк Степан, сын Евгений (трубы), Шамборовский Евгений (бас-труба), Гарасимчук Евгений (бубен). Односельчане выходили смотреть, молодые всем низко кланялись, просили благословения. Все благословляли: «Да вас Бог благословляет на счастье, на здоровье и всем тем, что от Господа Бога хотите».

У церкви хористы встречали молодых свадебными песнями. Эта традиция сохранилась еще до сих пор. После венчания гостей приглашали за праздничный стол. Если молодая шла за невестку, то молодежь шла в дом невесты. Если молодой по зятя — к жениху. После гости шли в клуб танцевать. Веселились всем селом. В домах молодых играли старшие гости, для них заказывали местных музыкантов — Позор Владимира со скрипкой, Когут Луку с цимбалами и бубном.

В воскресенье снова сходились гости. Погостившись, потанцевав, отправляли детей — или за зятя, или за невестку. С родного дома отправляли детей с двумя богатыми хлебами в руках (бабками). Заранее шли дружки с образами, вышитыми полотенцами. Перед тем сваты пели:

«Молодая калинонько ой, время тебе развиваться,
Молодая девчоночка, ой, время тебе выбираться
От матушки родненькой к матушке чужой,
От батюшки родимого к батюшке чужого,
От сестренки родненькой к сестренке чужой … ».

Встречали зятя или невестку родители с хлебом. Обменявшись хлебами, всех приглашали в дом. Дружки снимали родительские образы, а на том месте пристраивали иконы зятя или невестки. После того, как молодежь повеселилась, старшие готовили приданое — две большие подушки и меньше-Ясик, перину, одеяло, покрывала ручной работы от скоморошеские мастерицы-Семенюк Анастасии. Все везли на грузовой машине. На шкафу сверху сидел гость, переодетый за молодую, с «Фано» в руке-символом того, что на хозяйку идет новая хозяйка. «Приданок» встречали родители. Натанцевавшись с подушками, периной, ковром, измученных «приданки» радушно садились за праздничный стол.

В понедельник и во вторник по вечерам производили гости, где съели только старшие ближе гости. Вот такой был обряд скоморошеские свадьбы. Теперь многое изменилось, забылось. Молодые все упростили, не умеют петь, никто не везет приданого. Теперь, говорят, все по-европейски. Время идет, все меняется. И пусть будет так, чтобы только жили молодые в согласии, в любви, в уважении друг к другу и к родителям. Родная Украинская песня еще звучит на свадьбах, волшебные вышивки добавляют красоты и красоты молодым, на свадьбах звучат прекрасные поздравления, пожелания. Спустя годы вернутся еще некоторые традиции, ибо недаром Шевченко писал:

«Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет …
Вот где, люди, наша слава,
Слава Украине ». 22.02.2013р.
Кузьма Надежда
с. Скоморохи

Свято-Вознесенская Приход УГКЦ с. ско

Голос Сокальщини на GoogleNews