27 марта этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Героя украинского народа Олексы Гирныка.
В ночь на 21 января 1978 года, в день Соборности, Алексей поднялся на Чернечу гору в Каневе. С собой имел две канистры с бензином и зажигалку. Был мороз — 15 градусов, много снега. Охрана музея Тараса Шевченко спряталась в тепле, и Алексей рассчитал свои действия так, чтобы ему никто не мешал — поэтому выбрал ночное время. Четыре раза обошел (остались следы в снегу) вокруг могилы Тараса Шевченко. Спустился к склону горы, откуда виден Днепр. Разбросал около тысячи заранее изготовленных собственноручно открыток. Подошел к самому краю горы. Облил себя бензином. Достал нож и зажигалку. Нажал на курок зажигалки — все тело полыхнуло факелом. Успел сделать четыре шага от склона и ударил себя ножом. Упал на спину. Утром тело нашли. Сообщили в милицию.
В отраслевом архиве СБУ сохранился листповидомлення в Центральный Комитет Коммунистической партии Украины: «Секретно. Вражеские проявления. Черкасская области 21 января 1978 г. у 9 часов утра в г. Каневе на территории музеюзаповидника Т. Г. Шевченко в 15 метрах от смотровой площадки местным жителем Н. И. Мещеряковым, 1933 года рождения, беспартийным, слесарем комбината коммунальных предприятий города, найдено труп мужчины с открытой раной живота. Одежда на нем сгорел полностью. Стрелки обожженного наручных часов показывали 8:00 28 минут. Рядом находились: из синтетического материала емкостью 2,5 литра с незначительным количеством вещества с запахом бензина, чем, зажигалка, хозяйственная чемодан и шапкавушанка ». Это было тело Алексея, уроженца села Богородчаны Бортничи области, который перед смертью сказал в своих листовках:
«Протест против российской оккупации в Украине!
Протест против русификации украинского народа!
Да здравствует Самостоятельное Соборное Украинское Государство ».
Алексей долго и тяжело шел к этому шагу — акта самосожжения. Он не мог не понимать, что «оборону держат только те, кто остался жив». Он видел тотальное уничтожение украинского народа и всего украинского. Он видел и осознавал, что способных держать оборону оставалось мало, поэтому «каждый солдат» имел большую цену. Но он также видел, что многие, оставшись в живых, прекратила оборону. Тому было много причин. В первую очередь — страх. Веками украинская запугивали и заставляли быть не украинской, а другим — псевдо «руськими». За несогласие быть псевдо «руськими» строго наказывали и казнили. Когда наступили советские времена — это давление приобрел черты бешенства. Поэтому постколониальный, постгеноцидний и обескровленный голодомором народ был полностью истощен и уничтожен. Оставались дети тех, кто чудом спасся, дети предателей и тех, кто согласился быть такими, как зайди — не украинский. Все они хорошо понимали, что выжить, не жить — нет, — выжить могут только при условии пристального конспирации, при условии не отличаться от «массы». Но Алексей видел, что даже в этой «массы» — запуганной и опутанной ложью, все равно живут настроения протеста, несогласия и желание не быть быдлом. Надо было как-то разбудить эти настроения, расшевелить людей, дать толчок в понимании, что не все потеряно, что рано Сатане праздновать победу, что есть возможность вернуться к свету и жить человеческой жизнью. Другого средства, нежели как стать «Факелом» для своего народа, Алеша не видел. 6го января 1978 года в последнем прощальном письме к своей жене он написал: «Я шел простой дорогой, тернистой. НЕ погрешил, не ошибся. Мой протест — это самая правда, а не московская ложь от начала до конца. Мой протест — то переживание, пытки украинской нации. Мой протест — то прометеизм, то бунт против насилия и порабощения. Мой протест — то слова Шевченко, а я его только ученик и исполнитель ».
Несмотря на то, что советская власть сделала все, что смогла для того, чтобы замолчать подвиг Алексея Горняка, чтобы оболгать его героический поступок — распространяли слухи, что сжег какой-то пьяница, или душевнобольной. Несмотря на запугивания свидетелей, правда о Алексея и его чин живут и действуют.
В Донецке, в главном офисе Всеукраинской общественной организации инвалидов «ЧорнобильДопомога» 5го ноября 2008 года, через 30 лет после гибели А. Гирныка и в день сорокалетия самосожжения Василия Макуха был торжественно открыт общественный музей «Факел». Как говорили в своих отзывах люди, пришедшие на открытие, и как было в поздравительных телеграммах — это первый и единственный музей в мире такого рода. С экспозиций музея мы узнаем, что сожгли себя ради своего народа трое украинский. Во времена царизма, в Петропавловской тюрьме в знак протеста облила себя нефтью и сгорела Мария Ветрова. Этот поступок вызвал многотысячные демонстрации в Киеве, Петербурге и Москве. Учитывая, что Мария была «народовольницею», советская власть использовала этот поступок в свою пользу и даже была названа улица в Киеве в честь Марии. В 1968 году (об этом знал Олекса Горняк) в знак протеста против ввода войск в Чехословакию и против москализации Украины на Крещатике сжег себя Василий Макух. О нем вообще любые показания или упоминания были уничтожены. Подвиг Василия повторил чех Ян Палах. Была попытка самосожжения Николая Береславского. Поскольку он пытался это сделать публично, то этой попытке помешали, но не забыли ее наказать и посадить. Есть факт самосожжения воина УПА, который провел 20 лет в тайнике на Тернопольщине. Когда его окружили гебисты, — не сдался, а сжег себя заживо. Его имя — Юрий Михайловский.
Вряд ли мы бы прежде узнали об этих и других крупных достойных нашего народа, если не подвиг Алексея Горняка. Тело погибшего осматривал Михаил Ищенко — Каневский врач, который потом всю жизнь посвятил изучению жизненного пути Героя и собравший много фактов и материалов о Алешу и впоследствии их обнародовал. Благодаря этому правда о Герое стала нашим приобретением, как и положено быть. Это стало толчком для исследовательской работы Всеукраинской общественной организации инвалидов «ЧорнобильДопомога» и создание музея. Музей работает исследовательская работа продолжается. Поступок Алексея Горняка и его предшественников заставляют людей задуматься над судьбой нашего народа, над своей судьбой. Возникают вопросы: что же это за такое окружение у нас, и какие же эти «братские» объятия, освободиться от них люди вынуждены самосожжением? Почему здание музея неоднократно поджигали в якобы уже независимом государстве Украина? Почему, если человек родился украинский, ее надо уничтожать, в том числе и огнем? Почему можно безопасно говорить украинские везде и всюду, в любых странах, только в Украине опасно? Почему Донецкий Владыка Сергий говорит о своем намерении совершить акт самосожжения в знак протеста против уничтожения украинской церкви, поскольку у него уже не осталось других средств ее защищать? Вопросов много.
Ответ, видимо, общая, одна — Олекса Горняк отдал самое дорогое — жизнь ради своего народа, не зря. Свой жертвенный поступок он превратил в мощную длительную оружие сопротивления и осветил путь украинскому народу в своей воли и судьбы, к своему дому, где по словам Т. Шевченко, «своя правда». 31 марта в читальном зале музея состоялась научно-практического конференция по случаю юбилея Алексея Горняка «Прометей Украина». Слава Герою!
Виктор ТУПИЛКО, основатель музея «Факел».