Життєві історії

Рождество 1949-го встретила на пересылках, не доезжая до Воркуты …

    Историю творят живые люди … И во многих из них — частица нашей Украины. Иногда просто это понять, потому из воспоминаний старушки бабусисусидкы неожиданно предстает образ невозмутимой, мужественной женщины, произошедшем Сибирь и знает все «прелести» лагерной жизни. Думаю, понятие любовь к Родине окутано не смыслом восхищение красотой гор и лук, родной природы и синевы Буга, а именно поступками и мыслями людей, творивших эту историю в извечном стремлении жить на свободной земле, рожать детей, учить их, выращивать хлеб, строить храмы и петь хвалу Всевышнему за каждый прожитый день … Бесспорно, в когорте сокальчане есть такие люди. Мария Андреевна САКАТЮК — одна из таких незаурядных фигур освободительного движения Украины.

    — Судьба мной гнала везде по Сибири, а когда в 1955-м вернулась из ссылки на Тернопольщину, дома все было уничтожено. В то время в Сокале мы имели родственника, позже строили завод химического волокна, и нам удалось в этом городе осесть, трудоустроиться и принадлежать. Со временем семья увеличилась, дети пошли в школу, — рассказывает Мария, уроженка села Волчковцы Зборовского района на Тернопольщине.

    Там, на родине, жизнь была не из легких, потому что нужно было п "ять лет сибирской ссылке дома отбыть, а через некоторое время для семьи Сакатюкив Сокилград стал вторым родным домом.

    — Я рано осталась без мамы. Когда мне пошел тринадцатый, на руках оказался малый брат, то и должна домашних следить. Это был 1939 год, самое тяжелое время войны … Где думала, что доживу до таких лет? — Улыбается старушка, ведь пережила настоящий ад как расплату за участие в подполье УПА, в котором была с детства. — У нас вся семья связана с этой деятельностью. Я тогда еще в школу ходила, была помощницей, носила подпольную литературу, так меня с ней и поймали. В то время я была на работе — учительницей, но в поле меня сцапали прямо на горячем, — грустно вздыхает пожилая женщина.

    Мария рассказывает, как в то время учительницей в начальных классах на Зборивщини. В селе не хватало образованных людей, поэтому привлекали к учебному процессу всех взрослых, кто был письменный. С такой идейной молодежи и закалялось подполья УПА. Однако в августе 1948 г. сельскую учительницу арестовали. На допросе Мария объяснила, что к ней подошли и заставили взять сумки, а в них было, не сказали. Конечно, большевистские изверги не поверили и силой требовали признания.

    — А как меня, дочка, били и отливали, что уж говорить, — жалуется бабушка, — но, слава Богу, Господь помог все снести. Сегодня я даже имею реабилитацию, что невиновна. Это были страшные времена, не хочу вспоминать всего. Уявино, две большие сумки подпольной литературы несла, чтобы потом то расклеивать! Бог помогал в моих делах. Я готовилась к аресту и предусматривала это, но всегда знала, что подчеркивать провокации, потому что другого пути не было. На это были основания, я не имела мамы, должна следить кухню и семье, учительствовала, заочно училась, ездила на сессии в Бережаны. Правда, были случаи, когда «зарывалась» не раз, но постоянно оправдывалась, что живу легально, работаю, а меня берут на провокации. К тому времени отец болел, малый брат на руках, то должна как-то выкручиваться. Как допрашивали меня, то сначала «Мария Андреевна» звали, ибо такие, что меня хорошо знали как учительницу, а потом били прикладами, выбивали признания, где я эту литературу взяла, потому что много на машинке было напечатано — и рекламивок, и открыток . До сих пор не могу понять, как они меня перехватили, шла открыто, не крылась ни от кого. Помню, шагов двадцать, как уже прошла мимо, а они с собакой стоят, но сердце мое забилось в тревоге, или пройду мимо. Вдруг спустили они собаку, потому, наверное, натренированный пес услышал краску и на команду «ищи» среагировал мгновенно. Собака подбежал, обнюхал и за сумку схватил. На поэтому меня поймали и сразу начали расспрашивать: «Нам надо знать, к кому несешь, и где взяла».

    Сталинские палачи, к сожалению, не поверили в невиновность сельской учительницы, и как приговор: Рождество 1949 Мария провела в дороге на Воркуту. Получив срок «25 и 5», что означало 25 лет ссылки и 5 лет поселения без права выезжать куда-то, женщина не выдала своих идейных собратьев. На вопрос, почему так много дали, когда не было доказано его вину, Мария Андреевна объяснила, что в то время всем так давали, а тех, кто признавался, еще дольше держали в тюрьме. Поскольку подпольщица не выдала своих друзей и не признала обвинений, то ее сразу, без приговора и следствия, отправили в Сибирь

    — Хотя тоже подставляли мне людей, а то тебя знает, говорили, а я отвечала, не знаю такого, вы берете меня на провокации. Конечно, те, что меня арестовали, знали меня как свои п "пять пальцев. Но кто-то должен носить ту литературу, тогда и дети малые разносили, и они следили за этим, — продолжаем разговор. — А Рождество 1949-го где-то на пересылках встретила, не доезжая до Воркуты. И какое то было празднование? Плакали мы … Кормили нас какой-то кашей, гнилой тухлой рыбой, капустой, даже на войско не давали, а тут люди есть хотели, то все шло. В Воркуте уже иначе, немного лучшая еда, потому что нужно было делать, потому давали паек, и утром и вечером. А в тюрьме — очень тяжело …

    — Много было с Украиной политических заключенных? — Спрашиваю и всматриваюсь в старческие глаза, звучат горькими слезами воспоминаний.

    — Ой, много … Для политических заключенных были отдельные лагеря, а были и общие, вместе с «битовикамы». Но когда нас привезли, и некуда было девать, то запихнули в такой барак, где были воры, осужденные за убийства и кражи. Они не работали, а жили за счет других. И нас, где-то двести человек, осужденных по политическим мотивам, разбросали по таким бараках. Почти год провела с этими людьми. Это было ужас! Посылки к нам не доходили, потому что «блатные», как мы их тогда называли, перехватывали. Они не боялись никого! Даже надзиратели остерегались заходить, потому что они на них бросались. Это были нелюди, которые сидели на ссылке с детства (из детских приютов, домов).

    После смерти Сталина политические лагеря начали отделять. К тому времени Мария работала на железной дороге, но в сердце теплилась надежда вернуться в родные края. Сегодня трудно представить серые будни политических заключенных и мысли о том, что 25 лет жизни придется провести на чужбине за колючей проволокой! И выдержать северную зиму было несладко, ведь что можно было ожидать от суровых условиях Сибири?

    — На Успение, как начинал падать снег, не было видно конца и края зимним вьюгам. Бывало, ночью мороз, а днем ​​уже солнышко пригреет, — вспоминает Мария, — и природа начинает двигаться. Но как поступала осень, август и сентябрь, в моменте все исчезало. Мы даже смеялись, потому «9 месяцев была зима, а остальное Лето», так пели «блатные». А потом, когда Сталин умер, начали пересматривать дела, отделили нас от «битовикив», и уже стало легче. Потому объедали нас они, и обдирали, и одежда забирали, даже приходилось босяка ходить, это было действительно страшно … Сейчас то не перескажу всего. Нет, не потому, что забыла! Я до сих пор это чувствую, разве можно забыть те побои и издевательства? Даже письма нам разрешали писать один раз в год, и такого, который шел через цензуру, а в письме, что я жива и здорова, а где работаю, даже местность, не были указаны на конверте.

    В 1955 году Марию Андреевну Сакатюк реабилитировали из-за отсутствия доказательств. Но политические дела тех, кто имел групповые приговоры, объясняет женщина, еще пересматривали. Ее, как единственную участницу, реабилитировали, выдали справку на руки для места жительства, где еще пять лет должна пробыть. Конечно, по ссылке, на родной Тернопольщине, по подпольщицей установили жесткий контроль. Сталинские опричники не могли простить реабилитации бывшей учительнице, которая с 25 лет «отсидела» всего семь и все время уверяла врагов в том, что ее взяли на провокации. С тех пор промелькнуло более полувека, а те воспоминания до сих пор бередят душу. Нам сейчас не осознать сполна лагерных условиях Сибири и мытарства, сознательно пополняли ряды ОУН-УПА. Ценой собственной жизни они отстаивали национальную идею. И даже в условиях лагеря, как вспоминает Мария Андреевна, заключенные женщины поддерживали свой дух и колядками в рождественское время, и домашними традициями, вышивками и рукоделием. На память в Марии остались несколько украшенных салфеток. Вышивать их приходилось иглами на обычных платочках, смоченных и собственной кровью, и слезами. Заботливые руки тщательно подбирали цвета и выдергивали нужные нити из платков, чтобы воссоздать задуманный узор. Иглы для вышивания заключенным тайно передавали с продуктами. За эту находку, не дай Бог, женщину могли отправить на «холодный бетон», но несмотря на такие предосторожности, Мария вышивала. И каждый стежок такой вышивки пронизан мыслями о родном доме. Женские руки, как могли, вышивали грустные воспоминания об Украине. Или догадывалась тогда бедная сельская учительница, что эти рукотворные достопримечательности лагерной жизни останутся в наследство потомкам и станут частью семейной реликвии? А распят Иисус, тайно вышитый Марии руками в ссылке в Воркуте, проведет ее через все адские муки сталинской застенки! Не верится, что за плечами этой хрупкой женщины уже 86 лет … И не тот дух, который есть в каждом из нас, сильнее любого сомнения и нечеловеческие пытки?

    … Напоследок Мария любезно предоставила снимок, который был сделан за неделю до его ареста, и фотографии вышитых на ссылке салфеток. Не одну слезу она обронила среди этих красочных стибочкив. А сколько молитв было произнесено за лагерную рукоделием в Сибири, знает только Господь. Дай Бог, Вам, Мария Андреевна, здоровья! Слава Украине! Героям слава!

    Ирина СЛАВЧАНИК.

 

 

 

 

Голос Сокальщини на GoogleNews