«Для того, чтобы уметь видеть истинное лицо великанов, людям, которые могут сталкиваться с ними, – надо хоть немного подняться до их уровня и иметь в себе хоть что-то из их отваги»
(Елена Телига)
Нация – мистическое тело, в котором живут ее герои даже тогда, когда физически перестают существовать. Сгинули Петлюра и Коновалец, а из их крови и самопожертвования выросла могучая УПА, вырос Чупринка и Бандера. А из крови и героизма последних – вырастает новое поколение, потому что «живые, мертвые и нерожденные» – это единственное в идее нации. Это лишь переход из реального, живого, материального, с одной части существа нации во вторую – в мистическое тело, живуче в идеи, потому что нация живет, падает и возобновляется не только благодаря живым, а прежде всего благодаря тем, что дали за нее свою жизнь и смертью смерть побороли…
Есть люди, которые своими духовными параметрами преодолевают и рамки своей эпохи, и грани жизни. Смерть не останавливает их влияния, они остаются необходимыми нации и после смерти. И тогда говорим о бессмертии. Таким был, есть и будет Степан Бандера. Он создал качественно новый – политически сознательный, активный и жертвенный – тип українцягромадянина и сам был его идеальным олицетворением: служить не лицам, а Украине, не правительствам, а украинском независимом государстве, бороться не за мандаты и должности, а за Идею – за свободу и государственность нации.
Феноменальным является Человек, что смог дать название целому народу – бандеровцы. Вероятно, фамилия рода запропрамировала его Судьбу и стала знаком Свободы и Независимости порабощенных украинцев. В частности, итальянское слово banda означает «хоругвь, флаг». Действительно, сам Бандера стал знаменем борьбы за свободу украинцев. И до сих пор символ этого флага затмевает некоторым разум…
Беспощадная, но одухотворенная борьба с тремя оккупационными режимами – польским, немецким, московским превратила Его на сакрамент любви и ненависти. Только героические личности способны вызвать такое высокое напряжение полярных чувств. Где полярность – там жизнь. Где позиция – там оппозиция. В этом сущность жизни как творения и смерти как забвения и вечности. Он своим мышлением и образом превратил собственную скоропостижную смерть в жизни его народа как нации.
Родился Степан Бандера 1 января 1909 года в селе Старый Угринов, ныне Калушского района ивано-франковской области, в семье грекокатолического священника. Детские годы Степана прошли под влиянием событий Первой мировой войны, национальновизвольнои борьбы 1917-1920 гг. и начальной деятельности Украинской военной организации (УВО). Малого Стефка родственники и соседи характеризовали как очень настойчивого и целеустремленного: хоть бы что себе задумал убил в голову – так и сделает. Его нельзя было убедить или на другую сторону перетащить. Он не любил покоя, был очень веселый и компанейский парень. Детские годы вряд ли могли бы способствовать развитию малого Бандеры – в связи с войной школа была закрыта, а учитель – мобилизован на фронт. К тому же, Степан имел плохое здоровье – болел ревматизмом суставов, из-за чего часто терял возможность ходить. А все же, сила воли юного Бендеры не может не поражать. В сентябре 1914 года Бандера успешно сдал вступительные экзамены и начал обучение в Стрыйской гимназии. Поступив в гимназию, как позже писал в биографии: «начав от четвертой гимназического класса, я давал лекции другим ученикам и тем способом зарабатывал на собственные расходы».
Бандера был амбициозным человеком, ставил перед собой только сверхзадачи и с детства готовил себя к великой миссии. Еще чотиринадцятирічним Степан, узнав о нанесенном поляками пытки Ольге Басараб – члены УВО, – применял их к себе: загонял под ногти иглы; бичевал свои плечи военным ременным поясом с железной пряжкой; закусывал до крови пальцы, вложив их между двери и дверные косяки; прижигал руки к стеклу нефтяной лампы и даже собирал с пола разлитую суп, приповидаючы: «Ешь, Степан, потому и такую уху может еще придется тебе некогда кушать…».
Гимназический товарищ С. Бандеры Ярослав Рак так описывал его: «Мы не раз имели возможность видеть этого юношу, как становился в обороне обиженного товарища или друга. У нас развился респект (уважение) к нему, а в профессоров уважение. Каждый шаг, что его передумывал наш друг, был завершен, на дешевую эмоцию он не шел».
Бандера очень хорошо играл в баскетбол (был «леворукий плеймейкер»), отмечался при низком росте (159 см) феноменальной прыгучестью. Также он успешно играл в шахматы, устраивая симулянтку – игру одновременно на нескольких шахматных досках. Его любимым спортом была гимнастика: он мог на одной руке три раза вижиматися на турнике.
Составив 1927 году экзамен зрелости, Бандера вернулся к отцу в Старый Угринов, где занимался домашним хозяйством.
В этот период юный Бандера в 1927 году создает в селе общество «Луг». С членами общества, он проводил занятия по физкультуре и противопожарной безопасности, а также был одним из основателей местной кооперативы. По воспоминаниям Осипа Базюка польская полиция хотела даже арестовать Степана и отца Андрея, считая, что под прикрытием «Щелочи» проводился военный выучку: «Когда польская полиция пришла арестовать его, крестьяне сбежались, били в колокола, обступили дом и кричали: «Мы вам Стефка не дадим!».
Односельчане с благодарностью вспоминали культурную работу Степана в их селе.
Из-за тяжелой болезни (ревматизм коленных суставов) его в течение двух лет не принимали в «Пласт». Только благодаря чрезвычайным усилиям, превозмогая боль, и составил необходимые для вступления физические упражнения. 1 октября 1922 года Бандеру причислили к кружка «Волки» Пятого пластового куреня имени князя Ярослава Осмомысла. А еще через год он станет членом и одним из руководителей подпольной гимназической организации середньошкільників. Именно в «Пласте» Бандера получает первый псевдоним – «Баба».
В декабре 1928 года Степан Бандера был впервые арестован польской полицией в сек. Старый Угринов за антигосударственную деятельность (организация в г. Калуш ноябрьских святманіфестацій в 10ту годовщину создания ЗУНР 1918 г.) и 2024 декабря находился в Станиславской тюрьме. В 19281934 гг. Степан Бандера учился на агрономическом отделении Львовской политехники.
Близкий друг Григор Мельник так характеризовал Бандеру-студента: «Степан переплетал всякие дискуссии уместными остротами, некоторыми цитатами из Священного Писания, изречениями народной философии или из украинской литературы, преимущественно поэзии, и т. п. Это ему все хорошо удавалось, потому что он имел незаурядную память. Таким был Степан среди товарищей, которых он считал характерных, идейных и, как он это говорил, надежных людей. Совершенно иначе выглядело его отношение к людям, которых он считал бесхарактерных, неидейних, или просто за обычных «з'їдачів хлеба». О таких он высказывался пренебрежительно: «Темный народ! Ни читать, ни писать…»
Тарас СТАРОДУБ, политолог-международник.
(Продолжение будет).