Ирина СЕХ — народный депутат Украины, член депутатской фракции ВО «Свобода», председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, заместитель члена Постоянной делегации в Парламентском измерении Центральноевропейской инициативы, член группы из межпарламентских 'связей с Эстонской Республикой, член группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, член группы по межпарламентским связям с Латвийской Республикой.
12 июля она побывала в Сокале, приняла участие в праздничном богослужении, приуроченном Года веры, 1025-летию крещения РусиУкраины, 105-й годовщине праздника кафедрального храма святых Верховных апостолов Петра и Павла г. Сокаль, и 20-го года архиерейских хиротонии епископа Сокальско- Жовкивской епархии Михаила колтуна. После завершения праздничной Литургии, Ирина СЕХ охотно ответила на вопросы главного редактора газеты «Голос Буга».
— Госпожа Ирина, Вы частый гость Сокальщины, но в кафедральном храме святых апостолов Петра и Павла на таких торжествах, наверное, впервые. Ваши впечатления?
— Сегодня мы отмечали двойной, даже тройной праздник — Петра и Павла, храмовый праздник и юбилей епископского служения владыки Михаила. Конечно, мне было очень приятно разделить с сокальцив радость праздника, приятно было посетить этот намоленный храм, молиться вместе с вами и совместно спеть «Многалиття» владыке, которого хорошо знаю и искренне уважаю. Думаю, нам повезло, что у нас такой архипастыря — высокодуховную, жертвенную, образованного человека, — который заботится о каждом верного.
— Тридцать семь депутатов представляют ВО «Свобода» в Верховной Раде Украины. Впервые в парламенте есть националисты. Расскажите об основных вопросах законотворческой деятельности, удалось принять.
— Народные депутаты от «Свободы» активно используют право законодательной инициативы, предусмотренное статьей 12 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины». О приняты законопроекты говорить несколько рано: большинство еще не прошла всю процедуру до рассмотрения в сессионном зале. Однако, вы понимаете, каков расклад сил в парламенте, и вряд ли большинство поддерживать оппозиционные законы. Действующая большинство не думает о пользе для народа и государства. Когда ВО «Свобода» предлагает некий законопроект, предусматривающий социальную защиту, предлагает пути наполнения государственного бюджета, то «регионалы» за документ голосовать не только потому, что его предлагают националисты. Но это не значит, что мы не должны писать законы, — впоследствии они станут основой реформ в государстве.
На 5 июля 2013 народные депутати от Свободы зарегистрировали 126 законопроектов и 76 проектов постановлений. В среднем на каждого депутата от ВО «Свобода» приходится 34 законопроекта, за этим показателем фракция ВО «Свобода» занимает второе место. Среди основных, стратегических законопроектов, направленных на оздоровление украинской экономики, являются: «О возвращении капиталов, находящихся и зарегистрированные в Республике Кипр, оффшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения, или имеющих льготный режим налогообложения», принятие которого позволило бы поставить намного серьезнее барьер на пути оттока капиталов из Украины, создало бы предпосылки для привлечения дополнительных финансовых средств в экономику Украины и устранило большинство возможностей для уклонения от уплаты налогов субъектами предпринимательской деятельности, которые производят свой продукт именно в Украине , «О ликвидации частных монополий», который усилит защиту интересов предпринимателей, потребителей и наемных работников, увеличит количество субъектов хозяйствования и конкуренции на общегосударственном и региональных рынках товаров, «О мерах по ликвидации дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины», «Об упрощенной процедуре государственной регистрации субъектов малого предпринимательства ».
Значительная часть законодательных инициатив «Свободы» направлена на внесение изменений в бюджетное законодательство по повышению финансовой самостоятельности местного самоуправления, совершенствование казначея обслуживания местных бюджетов, установление справедливости в распределении бюджетных средств, по борьбе с коррупцией, обеспечение прозрачности государственных закупок. Часть законопроектов фракции направлена на восстановление и защиту национальной и социальной справедливости, а именно: законопроекты, направленные на социальную защиту жертв политических репрессий, инвалидов и матерей; проекты законов, направленных на строительство современного ликувальнодиагностичного комплекса Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ», за счет доходов от повышения акцизного налога на пиво; законодательные инициативы об усилении уголовной ответственности за действия, направленные против государственного языка, за публичное отрицание или оправдание преступлений нацизма и сталинизма, за надругательство над местами захоронения участников национальновизвольнои борьбы за свободу и независимость Украины, «О функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине »и« О высшем образовании », зарегистрированные совместно с лидерами других оппозиционных фракций.
Значительная часть проектов постановлений фракции националистов предусматривает инициативу создания временных следственных комиссий и заслушивание руководителей исполнительной власти, а также проведение парламентских слушаний.
Народные депутаты-свободовцы постоянно подают проекты постановлений, касающихся национальной памяти, в частности празднование памятных дат украинской истории, якот подвига героев в бою под Крутами, годовщины Колиивщины, Конотопской битвы, Дня Героев в Украине, 80-й годовщине Голодомора в Украина, празднование 140-летия со дня рождения Николая Михновского, 130-летию Дмитрия Донцова и других событий.
Также депутаты фракции ВО «Свобода» совместно с представителями других оппозиционных фракций подготовили и зарегистрировали законопроекты, направленные на борьбу с режимом Януковича, в частности, «О порядке импичмента Президента Украины», «О Национальном антикоррупционном бюро», «О антикоррупционную проверку чиновников всех уровней» , «Об отмене необоснованных льгот и привилегий для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства» и другие.
— Фракция всегда голосует единогласно, все же бывают разногласия у депутатов во взглядах на тот или иной вопрос?
— Конечно, бывают. Однако на своих заседаниях фракция принимает решение по каждому вопросу повестки дня путем консенсуса, после заслушивания позиции народного депутата, представляющего соответствующий комитет, выводов аналитической службы и обстоятельного обсуждения. Ключевым критерием является соответствие нашей Программе защиты украинского.
— Депутаты фракции ВО «Свобода» участвовали и в заседаниях правительства. Ли прислушались к их мыслей?
— Видите, здесь состоялся обратный процесс. Правительство настолько не хотел видеть свободовцев на своих заседаниях, начал искать пути, чтобы запретить их присутствие. Но благодаря народным депутатам от «Свободы» Украинская община узнала о так называемых «закрытые» понедельникам заседание правительства, на которых принимали решения о распределении миллиардов бюджетных средств и рассматривали тайные вопросы. В июне 2013 года, в результате давления Всеукраинского объединения «Свобода», правительство Азарова был вынужден отказаться от таких заседаний. Всего за первое полугодие 2013 года депутаты-свободовцы приняли участие в 27 заседаниях правительства.
— Вы лично были инициатором создания временных следственных комиссий. А какой результат их работы?
— Ситуация с созданием временных следственных комиссий такая же, как и с принятием оппозиционных законов. Вы же понимаете, что регионально-коммунистическое большинство не будет голосовать за расследование фальсификаций на выборах или о несложения присяги «тушками» Табалов. Депутаты фракции ВО «Свобода» стали инициаторами создания 13 временных следственных комиссий, которые являются инструментом привлечения народных депутатов Украины к расследованию фактов нарушения действующего законодательства со стороны различных ветвей власти. В частности, свободовцы инициировали ВСК по вопросам: расследования фактов фальсификаций на выборах в Верховную Раду Украины, которые состоялись 28 октября 2012; расследования фактов несложения присяги вновь избранными народными депутатами Украины Табалов • А. М. и Табалова А. А. и законности получения ими депутатского мандата; расследования фактов незаконного завладения (захвата) украинских предприятий с использованием судебных и правоохранительных органов; расследования фактов нарушений законодательства при осуществлении государственных закупок, неэффективного использования государственных средств и злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц Министерства здравоохранения Украины; расследование фактов нападения на представителей средств массовой информации 18 мая 2013 в г. Киеве по адресу: улица Владимирская, 15, расследование других фактов давления на средства массовой информации, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; расследования обстоятельств и последствий расходования бюджетных средств 2012 года для проведения капитального ремонта объектов социальной сферы; расследования нарушения прав государственных, коммерческих застройщиков и физических лиц, инвестирующих в строительство жилья; проверки деятельности исполнительных органов Львовского городского совета и расследования фактов незаконного внедрения транспортной сети в г . Львов, фактов нецелевого использования грантовых средств Европейского банка реконструкции и развития при осуществлении финансово-хозяйственного операций должностными лицами Львовского городского совета.
— Госпожа Ирина, Вы — председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Наверное, как говорят, работы непочатый край. Какие вопросы удалось уже принять?
— Это серьезная и ответственный участок работы. Я начала работу в этой должности с выездного заседания комитета в Чернобыльскую зону — хотела собственными глазами увидеть ситуацию на ЧАЭС, пообщаться с работниками, узнать о проблемах, а также привлечь к этому членов комитета. Думаю, это был полезный опыт, и мы решили и дальше не только участвовать в кабинетах, но и выезжать на места, где есть самые экологические проблемы. По моей инициативе состоялись парламентские слушания о состоянии ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, также я инициировала парламентские слушания по добыче сланцевого газа в Украине, однако большинство не проголосовало за их проведение, поэтому слушания состоялись в рамках комитета. Но они от этого не стали менее резонансными — шла острая дискуссия между компаниями, которые хотят добывать этот газ в Украину и их лоббистами: и экологами, и учеными, которые понимают угрозу применения метода гидроразрыва пласта.
Если говорить о моих законодательные инициативы, то они направлены прежде всего на расширение прав местного самоуправления. В частности, мой законопроект от «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно зачисления экологического налога» ставит целью возможность обеспечения выполнения органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», не сбавляя, по сравнению с 20112012 годами, процента отчислений экологического налога в местные бюджеты. Законопроект предлагает с 1 января 2014 вернуться к распределению средств экологического налога, который был предусмотрен Бюджетным кодексом Украины во время его принятия, а именно: 50 процентов средств налога предложено зачислять в специальный фонд сельских, поселковых, городских бюджетов, 20 процентов — в специальный фонд областных бюджетов и бюджета Автономной Республики Крым, 30 процентов — в специальный фонд государственного бюджета.
Отмечу, что этот законопроект единогласно поддержали народные депутаты — представители всех политических партий на заседаниях Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а также Комитета по вопросам бюджета Верховной Рады Украины. На укрепление местного самоуправления направлено мой законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов Украины), а также другие, автором или соавтором которых я.
— Ваше мнение — по добыче сланцевого газа на территории Львовщины, в частности в Сокольском районе?
— Моя позиция категорична — добыча сланцевого газа с применением метода гидроразрыва пласта представляет угрозу для нашего края, для окружающей среды, земли, воды, здоровья людей. Детальное изучение соглашений о разделе продукции между правительством и компаниями, которые хотят добывать сланцевый газ в Украине, побудило меня к еще одному выводу: этот проект не принесет никакой выгоды ни государству, ни нашим людям. Другими словами: Украинское не стоит ждать на дешевый газ. Как всегда — зарабатывать господа, а простым людям оставаться проблемы. Это хорошо поняли в европейских государствах, где отказались от добычи. Скажем, президент Франции недавно заявил, что пока он у власти, не позволит добычи сланцевого газа в своей стране. Так же решили другие государства, власть которых умеет смотреть на шаг вперед, а не жить только сегодняшним днем. Я хочу, чтобы мудрая, взвешенная, государственная позиция по этому вопросу победила в Украине.
— В последнее время много нареканий на милицию. Есть случаи в Врадиевке, Киеве, Одессе … Что нужно менять в этом плане?
— Надо понимать, что это не отдельные преступления отдельных представителей правоохранительных органов — это системная проблема, корни которой на высших ступенях власти. Необходимо устранение этого режима, коренные изменения во власти и в обществе.
— Что Вы можете сказать относительно обращения 148 депутатов Верховной Рады из Партии регионов и коммунистов с призывом в польский Сейм признать события на Волыни геноцидом? Ведь кое-кто это назвал антинациональным шагом и предательством.
— Обращение 148 народных депутатов Украины в Сейм Республики Польша с просьбой признать Волынскую трагедию геноцидом польского народа и осудить преступные действия украинских националистов я расцениваю как государственную измену. История не знает подобных прецедентов, чтобы народные депутаты, которые получили мандат от украинского народа, пытались дискредитировать свою нацию и свое государство. Впервые в мировой истории государственные деятели одной страны обратились к другому с просьбой публично унизить их нацию, их героев. Этот поступок является откровенной подрывной деятельностью против Украины.
— Еще о больной вопрос жителей нашего региона — дороги. Люди жалуются на власть. Кто же может ускорить их ремонт?
— В Верховной Раде мы, как можем, отстаиваем необходимость выделения средств на ремонт дорог. Очень обидно, что Львовщина имеет печальное лидерство по худшим состоянием дорог … Правительство говорит, что не хватает денег, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему. Но одновременно сталкиваемся с ситуацией, когда деньги выделены, а чиновники исполнительной власти не подписывают, чтобы средства можно было осваивать. Так, в ситуации, когда Львовский областной совет распределил средства, а председатель ЛОГА держал документ «под сукном». В результате такого «хозяйствования» деньги поступят осенью, и их просто закопают в болото. То есть проблема не только в недостаточном финансировании, но и в неэффективности использования средств. Поэтому я призываю местные общины, органы местного самоуправления совместно с нами, депутатами, контролировать эффективность использования средств и надлежащее выполнение работ на дорогах.
Интервью взял Василий Сорочук.
На фото: во время кафедрального праздника в Сокале, 12 июля этого года, народный депутат Украины от фракции ВО «Свобода» Ирина Сех и председатель комиссии по вопросам бюджета, социально-экономического развития и коммунальной собственности Львовского областного совета Ярослав Качмарика.
Фото Юрия Товарянського.