Сейчас все жалуются на дороги, критикуют работу филиала ГП "Облавтодор" "Сокальский райавтодор", потому дорожное полотно района — выбоина на выбоине, а местами вообще не асфальта. Как так случилось, что предприятие пришло в упадок и находится в сложном финансовом положении? Об этом наш разговор с его начальником Виталием Баранюком (на фото).
— Не так давно Вы возглавили филиал "Сокальский райавтодор", расскажите в каком состоянии его приняли?
— Руковожу с января этого года. Это предприятие для меня является: когда-то возглавлял мой отец, дорожником был и дедушка. Поэтому это дело для меня хорошо знакомое и близкое. После окончания факультета управления транспортом Политехнического института, проработал восемь лет в филиале "Сокальский райавтодор": сначала — в производственном отделе инженером, а впоследствии — главным инженером … Такие дорожные службы, по моему мнению, должны быть в районах, для обслуживания дорог местного значение. Конечно, хотелось, чтобы для этого в дорожников была необходимая материально-техническая база. Ведь техника почти во всех районных филиалах ГП "Облавтодор" давно использовала свой моторесурс. Хорошо, что во время различных преобразований наше предприятие вообще удержалось на плаву. И это благодаря его работникам. Среди них есть немало опытных специалистов, которые всю жизнь отдали дорожному делу и знают его специфику. Проблема лишь в средствах, которые не выделяют на ремонт дорог. Будут деньги — будет и работа.
— В Автодор других районов жалуются, что не современной техники для ремонта дорог. А как у Вас?
— У нас есть старенькая техника для ямочного ремонта. Это — фреза, виброплита, каток, грейдер для уборки обочин. Нужна современная дорожная техника, и ее приобрести для нас нереально.
— Ли филиал "Сокальрайавтодор" обеспечивает бесперебойный и безопасный проезд людей по дорогам района общего пользования?
— Филиал является структурным подразделением ГП "Облавтодор", который обслуживает 416 км дорог местного значения. В частности, ставим знаки, засыпаем ямки, обкошуемо обочину. Других работ не выполняем, потому что на то что у нас нет соответствующей техники и средств.
— Какие дороги или отдельные отрезки на Сокальщине есть аварийные?
— Систематически проводим осеннее и весеннее обследование дорог. Сейчас наиболее аварийными являются отрезки Сокаль-Червоноград, Сокаль-Бояничи, где есть большое движение транспорта. Хотел бы отметить, что все дороги Сокальского района не в лучшем состоянии. Здесь трудно выделить какую-то, потому что везде есть опасные участки для движения автотранспорта. Однако нигде нет такого потока машин, как на дороге Сокаль-Добрячин. О других дорогах Сокальщины тоже нельзя забывать, потому что везде живут люди, которые хотят безопасно ездить и не уничтожать свои машины.
— В последние годы состояние дорог на Сокальщине вызывает беспокойство, потому практически их нет. И обвиняют власти и филиал "Сокальрайавтодор". А кто, по Вашему мнению, виноват в этом?
— У нас привыкли искать крайних. Но надо быть объективными. Дороги в Украине везде плохие. И основная причина — это то, что годами никто не заботился об их ремонте. Власти обещали одно, а делали совсем другое. Средства направляли везде, но только не на дороги. Так имеем, что имеем. По технологии капитальный ремонт дороги нужно делать каждые 15 лет, хотя бы поверхностно переводить его. А на Сокальщине уже годами никто не ремонтировал, иногда изредка заделывать. В последнее время и этого не делали, потому что не было денег. Кроме того, дорожное полотно сейчас не выдерживает нагрузки и расползается. Ведь когда-то дороги строили максимум для КамАЗов (10 тонн), а теперь ездят фуры по 60 тонн. Поэтому надо покрытие усиливать и думать как частично ограничивать движение тяжеловесного транспорта.
— Филиал "Сокальский райавтодор" отвечает за дороги районного значения. Большинство из них годами не асфальтировали, а если делали ремонт, то лишь ямочный. Однако латаный кожух трескается по швам. Разве не это мы наблюдаем сейчас на наших дорогах!?
— Хорошая дорога требует средств. Их у нас нет. Наша служба должна обеспечить только безопасный проезд автотранспорта, но это ей не под силу. Ровная, без ям, дорога намного лучше обслуживается и зимой, и летом, чем она в ухабах. Все понимаем, что ямочный ремонт ненадолго улучшит ее состояние, потому что вскоре ямки выбиваются еще больше. Это как латать изношенные штаны: сколько ты бы заплат не нашивал, розлизаються по швам. Ведь заплату надо прицепить к чему-то "живого", а его нет. Так и на дорожном полотне, его трудно назвать дорогой, потому кое-где уже нет твердого покрытия.
— Сколько в этом году потрачено средств на ямочный ремонт?
— Нам не выделяют средств на ямочный ремонт, а лишь на эксплуатационное содержание дороги: косим обочину, убираем их, заменяем дорожные знаки, проводим аварийную ликвидации ям. С 2012 года филиал "Сокальский райавтодор" не получал денег на текущий ремонт дорог. И это можно подтвердить документально.
— Получают Ваши работники вовремя заработную плату и, если есть задолженность, то из-за чего именно?
— В филиале "Сокальский райавтодор" работают 37 человек. У нас есть задолженность по заработной плате, но ее частично уже оплатили. Хочу отметить, что работники, несмотря на финансовые трудности на предприятии, не освобождаются, а с пониманием относятся к ситуации, которая возникла в государстве, выходят на работу без нареканий.
— Как Вы относитесь к тому, что жители населенного пункта, активисты общественных организаций и партий в
с. Межириччя перекрыли дорогу, чтобы привлечь внимание к ее аварийного состояния и заставить дорожников что-то делать? ..
— В Библии сказано: "кто стучит, тому открывают". Может, хоть таким образом община доберется до чиновников и те, наконец, выделят средства на капитальный ремонт дороги Р-15. Я также езжу по этой дороге и понимаю возмущение водителей. Они не требуют чего-то незаконного, ведь ежедневно платят акцизный сбор за бензин, платят налоги. Куда идут их деньги? Обидно то, что нашли крайнего — начальника Жовкивской ДЕД, который стал заложником ситуации.
— Не боитесь, что жители других населенных пунктов района поступят так же?
— Нет, потому что не вижу в этом своей вины. ГП "Сокальский райавтодор" годами не получала средств на ремонт дорог, поэтому нечем их ремонтировать. Все мы заложники ситуации, которая сложилась в государстве.
— Когда-то на Сокальщине было несколько асфальтовых заводов. Сейчас они перешли в частные руки. Откуда филиал "Сокальрайавтодор" завозит асфальт?
— Когда-то на Сокальщине был асфальтный завод. Однако во время экономического кризиса его закрыли. К тому времени приняли рациональное решение, поскольку для дорожной службы нереально содержать асфальтный завод. Ведь "Сокальский райавтодор" — филиал, который не имеет средств ни на что. А чтобы содержать его и лабораторию, которая должна обязательно функционировать, платить налоги, выплачивать людям заработную плату, нужны немалые деньги … Не все так просто, как кажется. Критиковать всегда легче, чем что-то делать. Асфальт привозим Давыдова Пустомытовского района. Это далеко, однако были бы только средства, чтобы его купить …
— Не стоит в районе создать свое коммунальное предприятие по ремонту дорог?
— По моему мнению, это палка, которая имеет два конца. С одной стороны, для района это было бы хорошо. Мы же функционируем в Сокале и видим, что надо сделать, и должны тот или иной отрезок дороги отремонтировать. Иначе общество не даст покоя. С другой стороны, еще не известно как будет выглядеть отделения. Сейчас филиал "Сокальский райавтодор" — структурное подразделение ГП "Облавтодор", который предоставляет нам необходимую технику и материалы на определенные виды работ. Если же райавтодоры отделят, а финансовой поддержки не окажут, мол, делайте что хотите, те обречены на банкротство. Посмотрите только на состояние дорог на Сокальщине, сколько нужно денег на капитальный ремонт. Откуда их взять в бюджете района? Если же государство будет финансово поддерживать филиал, то будут работать, и, видимо, успешно, потому пытаться эффективно использовать каждую копейку на дорогу.
— Какие проблемы для Вас, как руководителя филиала "Сокальский райавтодор", насущные?
— Нехватка средств. Если бы их было достаточно, то были бы материалы, люди имели работу и зарплату, поступали отчисления в бюджет, а самое главное — дороги без ямок и выбоин, которые для всех водителей уже стали головной болью. На каждом совещании только и разговоров о дорогах и работу филиала "Сокальского райавтодора". А в чем наша служба должна?
— Есть сотрудничество с сельскими советами и районными властями?
— Да. Они с пониманием относятся к проблемам дорожной службы.
— Как, по Вашему мнению, можно выйти из сложившейся ситуации?
— Мы готовы работать, однако нам нужны средства. Их государство не выделяет и, кто знает, выделит ли. Поэтому получается замкнутый круг. Чтобы функционировать, нужно заключить больше договоров с сельскими советами, привлечь средства для ремонта дорог. Если предприятие будет работать, тогда сможет получить оборотные средства и выйти из экономического кризиса. А это в будущем позволит купить самую необходимую технику, отремонтировать имеющуюся, поддерживать ее в надлежащем состоянии.
Интервью взяла Любовь Пузич.
Фото автора.