Листи до редакції

Должны научиться чувствовать себя украинский — не галицкими, не буковинскими украинский, а украинский без официальных границ …

Эти слова принадлежат Великому Каменяру — Ивану Яковлевичу Франко. Слово, как птица, рождается с крыльями. И вдруг, вырываясь из недр нашего сознания, неожиданными пророчествами Гениев украинских эпохи оживает в настоящем. Только бы мы научились читать и понимать эти откровения. Потому кажется мне, что народ наш сейчас похож на ту сироту, которую «не идут, то дернет». Горбатие, терпя вне родного дома; спивается и чумеет в тупике. И это самое страшное. Ибо так начинается наше умирания. Духовное … Агония общества, преодолеть которую сейчас очень трудно. А когда было легко?

«… Если бы мы учились так, как надо». Помните наставления Тараса Григорьевича Шевченко? Но что с того обучения, когда его нужно не просто осмысливать, а искать точку опоры, чтобы изменять мир к лучшему. Вспоминается Иван Франко. На издание своих книг он потратил почти все приданое жены Ольги Хоружинской. Так и умер Каменщик в больших долгах, а работал, не покладая рук. Вставал в пять утра, читал корректуру в типографии, чтобы дополнительно заработать какие-то деньги. НЕ прогодувала его и эта титанический труд. Сейчас мало кто над этим задумывается, как и над мыслями Франко, составляющих больше всего его творческое достояние в украинских мировоззренческой публицистике. Это наследство, уверяют франкознавци, даже им не удалось овладеть и понять полностью. Неизвестный Франко претендует еще на несколько томов публицистики, два сборника работ до 50томного издания, а в придачу — немереное количество эпистолярия (письма, его дискуссии с друзьями и оппонентами). Абсолютной целиной, но очень интересной, на мой взгляд, и для рядового читателя могут стать труда Франко с 45 том — «Что такое прогресс?», «За пределами возможного» и «откровенно письмо галицьковолинськои молодежи». Поэтому предлагаю вместе подумать над этими произведениями …

«Великая историческая задача — здвигнення нашей национальной строения во всей целостности …»

Мало кто знает о том, что свою публичную деятельность Иван Франко начинал как экономист. Его исследования были направлены на проблемы, связанные с отменой барщины и внедрением капиталистических отношений в деревне (на современном языке — рыночных). На примере добычи соли в Нагуевичах Франко пытался растолковать учения МарксаЕнгельса о создании дополнительной стоимости. Но одно из самых признаний, бесспорно, Иван Яковлевич получил именно как политик и создатель первой в Галичине партии европейского образца. Тогда она получившая название Руськоукраинськои радикальной партии. Имея свой электорат, программу и, что самое важное (чего не хватало другим партиям) — у нее был разработан механизм действий. В этом и заключалась заслуга Франко. Зная тогдашнюю конституцию АвстроУгорщины, он находил в ней ходивиходы, позволявшие решать украинские проблемы, а самое важное — вопрос самостоятельности Украины. Партия имела програмуминимум — создание Галицкой автономной области. В задании програмимаксимум Франко видел соборность Украины. К сожалению, в то время эти мысли Ивана Франко многие из «западных» не поддержал, считая себя отдельным народом и «русинами». Ни с поляками, ни с украинской Великой Украины они не желали иметь ничего общего. Но Франко был первым, кто 1893 вместо термина «русский» и «русин» начал употреблять слово «украинский» и «Украинский». «Великая историческая задача — здвигнення нашей национальной строения во всей целостности … Мы должны научиться слышать себя украинский — не галицкими, не буковинскими украинский, а украинский без официальных границ. Мы должны — все без выемка — впереди всего познать свою Украину … », — писал он в« откровенных письме к галицкой украинской молодежи »(1905 год). Вот какой виделась мыслителю его заветная мечта. В этих мыслях Ивана Франко кроется большая любовь к Родине, стремление понять природу счастья людей в процессе исторического развития, «но не такого как прежде, их не удовлетворяет прогресс богатства». «Без здружености в общине, в семье, без гармоничного сочетания человека этот прогресс не возможен! .. Скрепления утонченно того чувства, любви к другим людям, семьи, к обществу, к своему народу, — отмечает Франко, — отсе основная основа всякого развития; без нее все остальное будет только мертвое тело без души в нем ». Человек большой души, он больно чувствовал надругательство национальной обиды и повседневных унижений, выпадавших на долю порабощенного народа. «Сейчас у нас уже не только миллионеров, но и миллиардеров, таких богачей, считающие свои имения на сотки миллионов. Миллиард! Легко сказать, — рассуждает Франко, — а залежи ту сумму нашими банкнотами на ток просушить, то надо бы … несколько квадратов миль ». Интересно, что скажут на это современные «новые украинские», состояние которых давно исчисляются астрономическими цифрами?

«Дикарь, блуждая по лесам и ночуя в пещерах, был в сто раз счастливее …»

… Стать великим политиком Ивану Яковлевичу не суждено. После очередных выборов и проигрыша радикальной партии во всем обвинили Франко как ее руководителя и главного идеолога. Выяснение отношений дошло до того, что его товарищ, соучредитель радикальной партии, Михаил Павлик объявил Франко «политическим трупом» и посоветовал навсегда уйти из политики. 1899 галицкие радикалы распались и образовали пять различных по направлению небольших партий. Вскоре Франко вместе с Михаилом Грушевским создал украинский НациональноДемократичну партию, но, разочаровавшись, ушел с политической арены прочь. За большими лозунгами, высокими словами Каменщик видел откровенное политиканство и фразерство для лоббирования личных интересов и того, что сейчас можно назвать «Украина в собственном кармане». Ситуация не изменилась и сегодня … «День в день сотки людей гибнут от голода, спрятаны по темным закоулкам, как дикие звери, там в поденщики общественности происходят сотки страшных преступлений, а сотки несчастных, доведенных до отчаяния, отбирают себе жизнь, — писал Франко. — Можно сказать смело, что древний дикарь, бродя по лесам и ночуя в пещерах, был в сто раз счастливее и чувствовал себя лучше от такого несчастного бедолаги, среди огромного города окажется без денег, без заработка, без пристанища, без никакого способа к жизни … ». «Экономический вопрос такой важное, такое основное, что и при деле политической самостоятельности всякого народа надо класть как исходную точку … Социальная динамика нашего времени показывает, что обогащение единиц стоит обычно в простой пропорции к обнищанию народных масс!» — Это еще одно свидетельство того , которыми пророческими оказались слова Ивана Франко уже почти через столетие после его смерти!

«Люди меня не понимали …». А здесь можно .

«… Люди меня не понимали», — еще при жизни сетовал Франко от отчаяния. Но, несмотря ни на что, ясные, полные оптимизма мысли решительно неоднократно ложились на бумагу уверенными строками. Для потомков … «Украина переживает весеннюю пору, когда трескается лед абсолютизма и деспотизма, когда народные силы среди страшных катастроф ищут себе новых дорог … Будет с того рай на земле, а мы Давайте бороться с каждым единичным бедствием, с каждой одиночной несправедливостью и заботимся заодно не только о том, чтобы побороть ее в том одном случае, но также о том, чтобы по возможности заткнуть источник подобного бедствия и на будущее! .. Приобретайте знания, теоретическое и практическое, закаляет свою волю, производите себя на серьезных, сознательных и статочно мужей, полных любви к своему народу и способных проявлять ту любовь не потоками шумных фраз, а неутомимой тихой работой … Таких мужей нуждается большая историческая эпоха, когда всей нашей Украиной первый раз в ее историческом жизни улыбнется хоть немного полная горожанска свобода », — таким скромным, образованным, простым, талантливым, сильным духом гражданином Украины и выступает Франко в своей публицистике. «Перед украинской интеллигенцией открывается теперь огромное действующее задача — из огромного этнической массы украинского народа создать украинскую нацию, сплошной украинской организм, способный к самостоятельному культурной и политической жизни», — вот они основы Франко науки. Столетия промелькнуло с тех пор, а проблемы в Украине остались те же. Народ как стоял на перепутье растерянный и равнодушен к своему государству, так и в настоящее время глотает обещания о «улучшение жизни» и созерцает, как доморощенные «буржуадержиморды» (ничем не лучше тогдашних имперских прислужников) тишкомнишком распродают народное добро. Франко прекрасно понимал, что именно в сознании народа заключается проблема украинства. Но как у бедного, голодного и ободранного люда она вырастет? Это заколдованный круг вопросов по жизни так и не успел решить Франко … Как огромной этнической массы украинского народа создать украинскую нацию, способную к самостоятельному культурной и политической жизни?

… Сейчас в Франко мудрости нужно прислушиваться многим деятелям украинского политикума. Может, старик кормить народ односторонними экономическими мерами, игнорируя принципы культурного развития украинской нации? Франко считал, что народ с такими данными, историей и традициями чего-то стоит на все его проблемы. Думаю, сейчас каждый из нас это осознает. И так хочется, чтобы Франко наука помогла нам понять эти глубины духовности. Тогда и наша воскресающего к жизни Украины порадует благосостоянием, согласием и красотой!

Ирина СЛАВЧАНИК.

Голос Сокальщини на GoogleNews