По статистике, с каждым годом количество леворуких людей на земном шаре увеличивается. По данным различных авторов, сегодня их доля составляет от двух до восьми процентов.
Переучивать таких детей нельзя. Вмешательство в работу мозга является особенно опасным в случаях, когда леворукость является способом компенсации ребенком последствий родовой травмы. Принудительное переучивание может сломать отлаженные механизмы, привести к невротическому заиканию, также дефектов письма и чтения, эмоциональным нарушениям, истерических неврозов… Переученый ребенок может даже перестать писать, говорить. Особенно ярко они проявляются в форме истерической слепоты: ребенок жалуется, что не видит линий и клеточек в тетради, во время списывания с доски в ней «теряются» буквы, слова и целые фразы. Также очень важно для детей качественные парты в школе. Так как через плохое сидение ребёнок может быть калекой. имеет сертификат качества, очень удобная для ребёнка. Вы можете без проблем заказть продукцию на сайте компании. Перед покупкой обратитесь к консультанту.
Перед контрольными работами у детей, которые подверглись «переучиванию», иногда могут возникать тошнота, рвота, бурные психомоторные реакции. Он будет лениться, станет раздражительным. В ребенка – плохой почерк, ухудшается деятельность правого полушария его головного мозга. Ребенок чувствует себя не таким, как все. Надо помнить, что леворуким труднее адаптироваться к школе. Если обычным детям дают на адаптацию четыре недели, то леворуким нужно восемь. Ведь это не патология, а вариант нормы. Важные нейрофизиологические реакции в них происходят не так, как у праворуких.
Поэтому просто объясняйте ребенку: в том, что оа не такой, как все, нет ничего плохого. Пусть он будет уверен в себе. А когда придет время учебы, пообщайтесь с учительницей, предупредите ее об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий их учесть.
Леворукие первоклассники плохо воспринимают и запоминают буквы сложных конфигураций, не представляют зрительный образ букв в целом. Это приводит к нарушению соотношения элементов, «зеркального» написания букв. В начале освоения правописания, такие дети часто воспроизводят цифры и буквы в зеркальном отражении: («Е3», «КАК», «В3», «69»…).
У левшей нет стойких представлений где правая или левая рука. Они могут прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). У таких детей могут возникнуть трудности с определением времени за циферблатом, поэтому им лучше купить электронных часов; возникают трудности в выполнении того же действия двумя руками, для этого повесьте на стену или доску ватман, дайте ребенку мел, карандаш – пусть покреслить сначала вертикальные линии одинаковой длины, затем увеличивает или уменьшает их. Сначала она должна делать эти упражнения каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Кроме того, можно нарисовать правой и левой рукой одновременно любое симметричное изображение относительно вертикальной оси. Это требует специфического подхода к данной группы детей.
Ребенок путает похожие по изображением буквы, пишет лишние элементы или не дописывает их. Леворукие ученики имеют неустойчивый почерк: неровные штрихи, большие, растянутые буквы разного наклона. У таких детей очень медленный темп письма.
С целью облегчения процесса обучения письму дітейлівшів, издательство «Ранок» (г. Харьков) подготовило прописи, предназначенные специально для леворуких первоклассников. Пособия созданы на основе прописей с калькой А. М. Заики «Мой первый тетрадь» (к букварю Н. С. Вашуленка, Н. Ф. Скрипченко). Выше указанные прописи рекомендованные Министерством образования и науки Украины, успешно используются в практике начального обучения.
В чем же заключается разница между «традиционными» прописями и прописям для левшей? Поскольку ребенок пишет левой рукой, этой же рукой закрывает образец написания буквы или состава, составители прибегли к такой новации. Образец, с которого обычно начинается любой строки в прописях, дублируется в конце строки, то есть стоит и слева, и справа. На наш взгляд, такое расположение графического материала позволит ребенку спокойно, без лишних движений подражать образец, ведь он постоянно находится в поле ее зрения. Это особенно касается письма букв. Складов и коротких односложных слов. Начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв.
Особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме – леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий – на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). Считается, что левши более благосклонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным. Левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы: мыслят образами, быстрее проникают в глубь проблемы, поиск решений ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши. Леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, актерскими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.
Так, левой рукой писали свои шедевры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо, ліворукими были выдающийся физиолог И. Павлов, писатель и ученый. Даль, создатель теории относительности А. Эйнштейн, Чарли Чашин, Льюис Керслл, Гарри Трумэн, Бенджамин Франклин, Юрий Цезарь, Мерлин Монро и много других выдающихся людей.
Наталья ГАВРИЛОВА, учитель-логопед Забузького и Сокальского логопункта при школе №2.