Листи до редакції

Прообраз нашей святыни — об освящении храма Воздвижения в селе Стенятин

В прошлом году отметили 110т годовщину со дня освящения храма Воздвижения в селе Стенятин. А часовню перенесли на кладбище следующего года, т.е. 110 лет назад.

Моя бабушка Кристина вспоминала, что землю, на которой построили настоящее храм, купили в их соседа. Очевидно, старая церковь была в другом месте. А дед Марко рассказывал: «Когда возводили церковь, мы, малые, тоже помогали. Брали по два кирпича и бежали по трапам вокруг стены до купола. До обеда у нас еще была сила и энергия, то мы быстренько носили кирпичи, а после — уже были уставшие, то шли помаленьку. Но помогали много дней ».

Бабушка и дедушка присутствовали на востоке прихожан, когда решили перенести деревянную церковь на кладбище, так как с освященной сооружением иначе поступать нельзя. Несколько уничтожилось с деревянной церквушки, тогда стенятинськи мастера уменьшили размеры часовни, и так она сохранилась до наших дней.

Меня удивляло, что вход в часовню — с севера, ведь везде в церкви заходим с запада. Этого я поинтересовался у професораархеолога с СанктПетербурга (мы с учениками помогали ему в раскопках древнего городища у села Ромош). Тогда нашли череп человека, которого похоронили головой к северу. Профессор поделился с нами своими мыслями по поводу этой находки. А я его спросил, почему у нас хоронят на кладбище головой к югу, и вход в часовню с севера. К сожалению, он не мог найти объяснения этому явлению.

Наша бывшая деревянная церковь была построена в XVIII веке, а возможно, еще и в XVII в. Бабушка Кристина, 1862 года рождения, рассказывала, что ее дед ей рассказывал, что за его памяти ремонтировали эту церковь. Прожила бабушка 95 лет. Пол своего возраста молилась в деревянной церкви, а пол — в каменной.

Нынешняя часовня завершается маленьким куполом из жести. Под крышей обшивка вниз окон прикрыта понтами. Наверное, они были новыми. Вход в часовню украшен древней резьбой. Перенесли в часовню и образы. Односельчанин Иван Федащук рассказывал следующее: «Внутри часовни было много записей и один из них, Стенятин и Грушев были одной приходом. Есть два села обслуживал наш священник ».

До сих пор не могу понять, когда такое могло быть? Теперь наши села в разных областях. Ранее Грушев был в составе Российской, а Стенятин — Австро-Венгерской империй. Еще господин Иван вспоминал: «Каждый год, на Пасху, отправление начиналась в одно время. Одного года священник закончил службу и с удивлением увидел, что еще не светает, как это было всегда. Он подошел к регенту и начал советоваться с уважаемыми людьми. И здесь их осенило, что сегодня еще есть Благовещения, которое совпало с Пасхой. Священник вернулся отправлять то, что должен был отпеть на Благовещение. И вдруг рассвело ». Вспомнилось и другое. Наши прихожане, чтобы не уничтожать обувь, босыми шли в церковь. А перед храмом мыли ноги и обувались в сапоги. Вот закаленные были. Один мужчина не обувался даже на праздник Богоявления, в самые трескучие морозы. Моя бывшая соседка тоже зимой ходила босая.

Еще в пятидесятых годах прошлого века в часовне отправляли за умерших. Как вспомню, душа радуется.

Бывал я в Софиевском и Владимирском соборах, Печерской и Почаевской лаврах. Любовался Успенским собором (1160 г.), церковью Василия (ХIII в.) Во Владимире, деревянными церквями Юра (XVII в.), Воздвижение (1636 г.) на окраине Дрогобыча. Незабываемым было впечатление, когда горы Пикуй, что на границе Львовской и Закарпатской областей, любовался Николаевской церковью в с. Густеет (1655 г.). И всегда меня радовало, что и мы имеем свою деревянную часовню.

Богдан ПОТОЦКИЙ, с. Стенятин.

Голос Сокальщини на GoogleNews