Листи до редакції

Ситуация с пассажирскими перевозками на Сокальщине через состояние дорог желает лучшего

К редакции газеты «Голос из-за Буга» поступило письмо от читателей. Актуальный. О наболевшем. В нем говорится о перевозке льготных категорий людей. Жаль, только, что авторы его не подписались. Анонимного письма не имеем права публиковать на страницах нашей газеты, следовательно, предлагаем некоторые мысли. «Обращаются к Вам инвалиды, дети войны, ветераны труда, вдовы за помощью и разъяснением относительно пассажирских перевозок граждан льготных категорий. Мы, льготники, честно заработали эти льготы, а слышимся униженные водителями, которые нас перевозят автобусами в Сокальском районе и в Червонограде. Грубое отношение к нам, выталкивание из автобуса — думаем, такого мы не заслужили. Когда мы объясняем водителям, что за нас, льготников, возвращает им деньги управления социальной защиты, они кричат, что им никто ничего не возвращает, а их «боссы» от них требуют только «кассу». Пусть районная власть обяжет перевозчиков, чтобы в каждом транспортном средстве было вывешено распоряжения относительно количества перевозок лиц льготных категорий, а также пожаловать в газете опубликовать: сколько средств и кому перечислило управления социальной защиты за перевозку льготников…» Мы пытались выполнить пожелания авторов письма, а также выслушать мнения как можно более широкого круга людей по этой проблеме.

Владимир ОГІНСЬКИЙ, начальник управления социальной защиты населения Сокальского райгосадминистрации:

— В журнале «Голос из-за Буга» уже опубликовали таблицу, в которой указаны категории граждан, которые имеют право на бесплатный проезд.

Согласно заключенного договора об организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте общего пользования между перевозчиком и Львовской облгосадминистрацией, перевозчик обеспечивает льготные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с решением органов местного самоуправления. К редакции газеты «Голос из-за Буга» поступило письмо от читателей. Актуальный. О наболевшем. В нем говорится о перевозке льготных категорий людей. Жаль, только, что авторы его не подписались. Анонимного письма не имеем права публиковать на страницах нашей газеты, следовательно, предлагаем некоторые мысли. «Обращаются к Вам инвалиды, дети войны, ветераны труда, вдовы за помощью и разъяснением относительно пассажирских перевозок граждан льготных категорий. Мы, льготники, честно заработали эти льготы, а слышимся униженные водителями, которые нас перевозят автобусами в Сокальском районе и в Червонограде. Грубое отношение к нам, выталкивание из автобуса — думаем, такого мы не заслужили. Когда мы объясняем водителям, что за нас, льготников, возвращает им деньги управления социальной защиты, они кричат, что им никто ничего не возвращает, а их «боссы» от них требуют только «кассу». Пусть районная власть обяжет перевозчиков, чтобы в каждом транспортном средстве было вывешено распоряжения относительно количества перевозок лиц льготных категорий, а также пожаловать в газете опубликовать: сколько средств и кому перечислило управления социальной защиты за перевозку льготников…» Мы пытались выполнить пожелания авторов письма, а также выслушать мнения как можно более широкого круга людей по этой проблеме.

Владимир ОГІНСЬКИЙ, начальник управления социальной защиты населения Сокальского райгосадминистрации:

— В журнале «Голос из-за Буга» уже опубликовали таблицу, в которой указаны категории граждан, которые имеют право на бесплатный проезд.

Согласно заключенного договора об организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте общего пользования между перевозчиком и Львовской облгосадминистрацией, перевозчик обеспечивает льготные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с решением органов местного самоуправления. Согласно ст. 37 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»: льготные перевозки пассажиров, которые в соответствии с законодательством пользуются такими правами, обеспечивают автомобильные перевозчики, которые осуществляют перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Автомобильному перевозчику, который осуществляет перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом. Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность согласно закону.

Одновременно подчеркиваю, что действующим законодательством и заключенным договором не предусмотрено ограничение в количестве перевозок льготных категорий граждан.

Неоднократно перевозчикам предоставляли письма-разъяснения относительно перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд автомобильным транспортом, с условием обязательного размещения данной информации в маршрутных такси на видном для пассажиров месте. В упомянутом перечне есть категория детей из многодетной семьи.

В 2012 году договор о взаимодействии и расчеты (компенсации) за оказанные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на территории Сокальского района заключен с перевозчиками ПП «Автотранссервис», ФОТ О. Я. Кот и Сокольской филиалом Ооо «Фиакр-Львов». Управление предлагало заключить соглашение всем перевозчикам, которые действуют на территории Сокальского района.

На протяжении прошлого года управление социальной защиты обязуется возместить 575,9 тыс. грн., из них возмещено — 403,7 тыс. грн.

В 2013 году договор о взаимодействии и расчеты (компенсации) за оказанные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на территории Сокальского района заключен с перевозчиками ПП «Автотранссервис», Сокольской филиалом Ооо «Фиакр-Львов», Ооо «Автолайн», ФЛП Оверчук Л. П.

Василий ГНАТЮК, бывший политзаключенный:

— Я постоянно езжу по маршруту Сокаль-Дачи. Теперь меня уже водители хорошо знают, имею при себе удостоверение. Привітаюсь и захожу в салон. Раньше у меня была проблема, когда водители бесплатно не хотели брать. Написал жалобу начальнику управления социальной защиты Владимиру Огінському. Он изучил этот вопрос. Обратился к перевозчиков. И больше у меня проблем не было.

Владимир ХОМА, участник войны, житель с. Большое:

— Время езжу к Червонограда. Бывали случаи, когда мне водитель говорил: «Имею двух льготников, вас не возьму». То я не спорил, становился в очередь, ожидая следующего автобуса. Но некоторые водители по-человечески до меня и таких как я относились. Потом уже сами звали в салон автобуса и ничего не говорили. Я их тоже понимаю. Ибо ныне льготников много, и все мы ездим бесплатно. Молодежь больше на машинах ездит, а старшие — в общественном транспорте. Когда водитель культурно мне объясняет ситуацию, то я говорю, что у меня есть время, и жду. Нашим водителям надо разве посочувствовать, потому что ездить по таким дорогам, то надо иметь немалый опыт и железные нервы. А еще пассажиры требуют останавливаться чуть ли не возле каждого столба, поэтому и шоферы не всегда культурные к нам. И мы не всегда вежливо обращаемся к ним.

Галина ГРАДЮК, жительница села Перетоки:

— Моя мама, Ирина Самостян, ездит очень часто маршруткой Сокаль-Перетоки. Она — ветеран труда, следовательно льготник. И ее никто не заставляет платить за проезд. Водитель берет столько льготников, сколько есть на остановке. Некоторое время было такое, что брали лишь двух льготников, а теперь — нет. Но дороги в Перетоках страшные. Вот курсирует «Школярик». Водитель останавливается возле огромного «калабані», дети выходят из автобуса, то ее объезжает, и только тогда ученики снова садятся. У нас теперь машины ездят «по плотах». Яма на яме, то страшное. Нам жаль водителей, которым приходится в таких экстремальных условиях ездить, и жаль транспорт, который уничтожается на наших дорогах. Видимо, к Переток надо вертолета покупать. Потому что наш сельский председатель Надежда Гібляк ходит до тех дорожников, просит и что с того. И фермер, депутат районного совета Наталья Шамборовська помогает, как может, но то надо сделать капитальный ремонт той дороги, потому что скоро маршрутки колеса там потеряют.

Игорь СИДОР, директор Сокальской филиала Ооо «Фиакр-Львов»:

— Наше предприятие обслуживает 17 направлений Сокальского района. Перевозки пассажиров — это специфический вид деятельности.

Это постоянное общение с людьми, поэтому жалобы и определенное недовольство всегда есть. С льготниками сложная и даже критическая ситуация в целом по Украине, а не только в Сокальском районе. Потому что государство, с одной стороны, гарантирует льготникам бесплатный проезд, а с другой — перевозчикам возмещения за это перевозки. А что касается льготников, то сейчас такая картина: за время независимости Украины, что несколько лет прилагалась некая новая льготная категория (сейчас это около пятнадцати категорий льготников, которые имеют право на бесплатный проезд). А сама процедура возмещения практически не меняется, потому что не увеличивается сумма средств на возмещение льготным категориям пассажиров. И как результат — те средства, которые государство выделяет предприятиям, занимающихся перевозками, достаточные лишь для покрытия расходов примерно на трех пасажирівпільговиків на рейс. Наше предприятие добросовестно выполняет условия договоров на перевозки, поэтому возим всех льготников. Но, когда водитель после рейса не имеет за что заправить горючим автобуса — то это тоже проблема. Перевозчики через это должны убытки. Мы все — и перевозчики, и пасажирипільговики становимся заложниками ситуации.

Понимаем людей, но, когда селянипільговики на рынок везут огромные сумки, то другим пассажирам где нет ни стать, ни сесть. А есть такие, которые злоупотребляют возможностью бесплатно ездить в транспорте. Вот мужчина захотел себе в Сокале попить пива, сел в автобус, показал удостоверение и катается тудисюди. Водители сталкиваются еще с такой проблемой, что удостоверения являются неправдивыми. Пассажиры самовольно переклеивают фотографии в удостоверение своих родственников. А в законодательных актах написано, чтобы льготник имел право на проезд, то должен показать водителю удостоверение в развернутом виде, чтобы тот мог увидеть и сверить, что это действительно эта лицо.

Много конфликтов возникает, когда пассажир, зайдя в автобус, говорит водителю: «У меня удостоверение», не показывая его, идет в салон. Начинается конфликт и тогда выясняется, что человек забыл удостоверение дома.

Вообще, если изучать опыт других стран, перевозчики которых тоже возят людей льготных категорий, то там совсем другой метод возмещения водителям затрат — дают адресную помощь льготникам. Ассоциация перевозчиков неоднократно обращалась к Президенту, Верховной Рады, Кабинета Министров, чтобы изменить методику и пасажирампільговикам оказывать адресную помощь. Но ничего не изменилось. В этом году у нас, к счастью, уже внедрена такая система возмещения, как в других районах, согласно данным статистики. То есть водитель выдает нулевой билет, который учитывается и эта отчетность подается в управление и тогда перевозчикам возмещают их затраты за количество льготников. Сейчас мы заключили договор о взаимодействии расчетов. Сокальская РГА вник проблем в отношении перевозки пассажиров льготных категорий, и было принято решение о переходе на схему расчетов согласно статистических данных. И вторая большая проблема — это дороги. Очень напряженный направление на Перетоки, Княже, Бодячев, Лучицы…

Сегодня очень много проблем по перевозке пассажиров, но мы надеемся, что в будущем совместными усилиями перевозчиков, власти и общества, они будут решены.

Виктор ТЕЛЕГЕЙ, заместитель директора ЧП «Авто-Транс-Сервис»:

Виктор ТЕЛЕГЕЙ, заместитель директора ЧП «Авто-Транс-Сервис»:

— Согласно законодательству Украины и нашей соглашению о том, что осуществляем перевозки на пригородных маршрутах, мы обязаны принимать всех льготников без ограничений. Но, учитывая нынешнюю ситуацию, и на бюджет, который является очень куцый, нам возмещают очень небольшую часть средств, которая процентов на десятьдвадцять перекрывает наши расходы на перевозку льготных пассажиров. Вот, например. Наши рейсы осуществляются преимущественно из Червонограда, потому что работаем в Белзский зоне: Остров, Себечев, Гута, Борятин… В чем проблема? Вот села Остров и Себечев, там реально имеют право на перевозку практически половина населения сел, ведь проживают в основном шахтеры, в которых льготы, а еще участники войны, дети войны, многодетные. Недавно по маршруту на Себечев село двадцать пассажиров, из них шестнадцать — льготников. Нам на перевозчиков района, а это АТП 14628, Ооо «Фиакр-Львов» и Ооо «Автолайн», для возврата затрат на льготников, на весь год выделили лишь 600 тыс. грн. Очевидно, что не все были профинансированы. Потому что это капля в море. Реальность сегодня такова — работаем себе в убыток. Но перевозчики не имеют права идти на нарушения, перевозя лишь двух или трех пасажирівпільговиків. Мы отменили эту практику и строго наказываем, если водитель говорит, что у него в салоне есть уже два льготники и больше он не берет. Также, когда шофер некультурно ведет себя с пассажирами, мы выносим ему выговор, строгий выговор и наконец — увольняем с работы. К сожалению, в нашем коллективе были и такие случаи. На жалобы пассажиров реагируем и водителей наказываем.

Руководитель нашего предприятия Анатолий Василишин требует от подчиненных культурного, толерантного отношения к людям.

Пытаемся наладить тесные связи с жителями тех сел, в которых имеем маршруты. Стараемся выполнять их пожелания. Вот, например, жители Себечева предложили продолжить маршрут. Мы так и сделали, еще и дали больший автобус. Хотя понесли определенные затраты, но пожелания пассажиров выполнили. А на прошлой неделе у меня была встреча с представителями Острова, которые попросили добавить еще один рейс. Изучили ситуацию и положительно решили вопрос: на Остров добавили еще один рейс. Хотим сотрудничать с людьми, стараемся делать так, чтобы им было удобно. Но через крайне неудовлетворительное состояние дорог, не можем сделать многое. Просто катастрофическая ситуация с дорогами в Острове. Центральная улица — лицо села, а там только танками ездить. Полное бездорожье в Низах. Невозможно доехать и до перекрестка, где база «Ровесник» на Бендюзі. Я бы просил районную власть, чтобы помогли в решении этой великой и затяжной проблемы. Ведь наше предприятие, в лице директора Анатолия Василишина, является меценатом многих добрых дел в районе. Анатолий Василишин — президент Сокальского футбольного клуба, помогает футболистам, футбольной команде села Остров. В минувшее воскресенье для воспитанников Червоноградского интерната бесплатно предоставили транспорт для поездки во Львов.

Частное предприятие «Автотранссервис» хочет работать на территории Сокальского района, и качественно обслуживать пассажиров, чтобы не было никаких нареканий ни от льготников, ни от любого другого. Мы — за понимание.

Галина ГЛУШКО, жительница Сокаля:

— Ехала на маршрутке из поликлиники. Водитель мне заявляет: «Только два человека-льготники». Я его попросила показать документ, в котором говорится о количестве пассажиров льготных категорий. Документа такого он мне не дал. Тогда ему и объяснила, что такого не может быть, и он не имеет права не пускать в салон маршрутки льготников. Показала ему удостоверение, и больше никому замечаний не давал, пустил всех льготников. А люди, что были в автобусе, поблагодарили меня. Водитель сначала немного вскипел, но потом мы с ним мирно разошлись…

Иван СЫЧ, бывший политзаключенный:

— Примерно два года назад был такой случай, что меня с удостоверением не хотели брать в автобус. Обратил внимание, но где там. Правда, по Сокаля езжу бесплатно. А в Червоноград, к Варяжья всегда плачу деньги за проезд. И не все водители такие. Одни ничего не говорят, пускают к автобусу, а есть агрессивные. Сразу кричат. То я просить не буду. Заплачу — и еду. А что делать? Хорошо, что в конечном итоге люди пишут письма, отстаивают свои права. Так должно быть.

Очень хотелось на страницах журнала «Голос из-за Буга» осветить и мнению водителей. Подходила ко многим из них на Сокальской автостанции. Просила высказаться по этому вопросу. Они говорили. Но не хотели ни называть фамилий, ни чтобы их мысли записывать на диктофон. Были возмущены. Каждый из них, прежде всего, подчеркивал, что сейчас очень много льготников, которые пользуются общественным транспортом, и все они не платят, поэтому не за что заправить автобусы. А дороги такие, что колеса улетают. Почему никого за это не наказывают? Ведь сколько аварий через катастрофическое состояние дорог. Водители стали заложниками ситуации. С одной стороны владелец требует выручки, с другой — пассажиры не платят, потому что имеют льготы, а с третьего — такими дорогами вообще не возможно ездить.

Опрашивала Оксана ПРОЦ.

Голос Сокальщини на GoogleNews