Листи до редакції

Юноша-герой — Валентин Приход

В классе с углубленным изучением математики, в котором учился Валентин Приход (классный руководитель — Н. К. Луцик), я преподавала украинскую литературу в 2002-2006 годах. Поэтому лучше запомнила Валентина с восьмого-одиннадцатого классов. Среди старшеклассников он отличался внутренней интеллигентностью и, казалось, врожденным тактом. В характере и снаружи этого симпатичного юношу гармонично были соединены сила воли, ответственность, четкая жизненная позиция, с одной стороны, и мягкость, вежливость, толерантность, с другой. Заметила, как заглядывались на него девушки, как уважали ребята-одноклассники. И коллеги-педагоги его тоже хвалили.

На уроках украинской литературы Валентин сидел за пятой партой в ряду от двери, работал активно: размышлял над проблематикой произведений, характеризовал любимых персонажей, объяснял цитаты, приводил убедительные доказательства на «защиту» своего мнения в дискуссиях, которые интересно было проводить с лучшими «интеллектуалами» этого класса. Все произведения из списка рекомендованной литературы читал в полном объеме, что и подтверждалось в его ответах. Валентину письменные творческие работы демонстрировали его яркую патриотическую позицию.

Он был чрезвычайно талантлив, имел актерские способности. В 2004 году, на школьном празднике, посвященном сто девяностый годовщины со дня рождения Тараса Шевченко, девятиклассник Валентин Приход прекрасно исполнил главную роль — молодого Кобзаря. И многие Шевченко стихов изучил, и в постановке инсценировок помог. Когда первый раз услышала о трагической гибели парня, не верила в его смерть и долго просматривала фотографии с этого Шевченковского праздника.

А еще помню, как с окна своего кабинета, расположенного с видом на центральный вход, я не раз любовалась, как Валентин вместе со своим старшим братом Виталием заботливо вели за руки в школу свою младшую двоюродную сестренку Валентину. Такой надежный, чистый и светлый душой во всех своих поступках юноша.

Валентину пришлось заканчивать гимназию в тот год, когда выпускники Сокальщини впервые сдавали ВНО по украинскому языку. Поэтому на уроках литературы шла активная подготовка к написанию сочинения-размышления в публицистическом стиле, с четкой аргументацией в примере художественных произведений.

В 7 (11)- А классе некоторые ученики слишком мало читали, поэтому, как сейчас, помню, как пытаясь то поощрить их, пристыдить, то сказала: «Сейчас, мои дорогие, нам, к счастью, не надо доказывать свой патриотизм оружием, как это делали наши герои в трагические времена. Свою любовь к Украине вы можете обнаружить, просто подготовившись к украинскому языку, литературе — предметов, которые выражают национальное естество нашего народа ». Пишу эти воспоминания и размышляю: как жестоко закрутилось колесо истории и могла же я тогда, в 2006 году, хотя бы подумать, что одному из моих учеников придется таки с оружием в руках через восемь лет бороться и — самое страшное — отдать свою молодую жизнь за родной Украинский землю.

А погиб Валентин на том, уже не раз политой кровью украинском и воспетой в народном творчестве, Савур-могиле. В восьмом классе на моих уроках вместе со своими одноклассниками он изучал исторические песни и читал или, может, и учил наизусть:

Не вернулся Морозенко,

Председатель упорная,

Замучили молодого

Татары проклятые.

…………………

Поставили Морозенко

На Савур-могилу:

«Смотри теперь, Морозенко,

На свою Украину! »

Тяжело осознать в начале ХХ века, судьба ученика повторила судьбу героя народного творчества …

Хотелось бы сказать этому юноше-герое: «Валентин, мы гордимся тобой! Спасибо тебе за мужество, за героизм». Но еще бы больше хотелось, чтобы наш защитник был жив, пусть идет на встрече выпускников, чтобы когда привел в родную школу своих детей, которые были бы такими же воспитанными и умными, как и он сам …

Оксана ТРОШИНА, учитель украинского языка и литературы Сокальской гимназии имени Олега Романова.

 

Голос Сокальщини на GoogleNews