"Мир кино"- это такое деликатное приглашение присмотреться к себе и побыть наедине. Есть фильмы, как и люди, поверхностные, окультуренные, а есть глубокие, которые оставляют впечатление на всю жизнь, и после их просмотра чувствуешь, как что-то в тебе резонирует. К таким фильмам относится творческое наследие Александра Петровича Довженко. По стечению обстоятельств, в этом году его день рождения пришелся на вторую субботу сентября, когда отмечали День украинского кино.
Сложный и порой причудливый жизненный путь украинского кинорежиссера, выдающегося писателя, кинодраматурга, чье 122-летия чествуем 10 сентября. И константой в нем было одно: любовь к Украине. А в ней не радикальные лозунги типа "Украина превыше всего", для Довженко было ближе видение патриотизма другого сорта: Родина и свобода, Родина и истина.
Если вы хотите принять участие в празничных событиях и смотреть кино студии Довженка в гламурном обществе вам лучше будет приодется в соответствующую одежду. Команда профессионалов PURITY поможет вам в выборе одежды. предлагает своим клиентам пошив одежды, изготовление обуви под заказ. На странице сайте purity-fashion.com вы узнаете более подробную информацию о предложениях компании. Также вы можете сделать заказ непосредственно на сайте.
Всю свою жизнь Александр Довженко был убежденным сторонником социалистических ценностей. В годы войны Довженко настойчиво "пробивал" через высшее партийное руководство разрешение для каждой крестьянской семьи иметь до 1 га земли в собственном распоряжении, оставив колхозам и совхозам только крупнотоварное производство. "Любите труд на земле, писал украинский кинорежиссер в своем "Дневнике", ибо без этого не будет счастья нам и детям нашим ни на какой планете". Без этой преданной любви к родной украинской земле, не появилась бы в 1930 году одноименная лента "Земля". И возможно, именно благодаря существованию жестокой цензуры в СССР, "Земля" стала примером возможностей создания мирового гениального шедевра, признание которого подтвердило влиятельное международное жюри. Единственная немая картина Александра Петровича Довженко возглавила десятку лучших фильмов всех времен и народов!
А о чем, собственно, фильм? С помощью удачно подобранной музыки Довженко дает понять, что Украина это кусочек земного рая. Сами съемки начинаются с описания главных героев, а с напоминания о богатстве нашей земли: яблоки в садах, ржаные поля и подсолнухи на полях. Отсюда и соблазн за любую цену получить эту территорию. А в борьбе за нее не имеет значение даже человеческая жизнь. И несмотря на то, что фильм, на первый взгляд, кажется агитационным, так как требовали тогдашние реалии коллективизации, в нем прослеживается неприязнь Довженко к существующему строю, который он передает в абсурдных жизненных позициях героев фильма. В конце концов, после десяти дней проката в Советском Союзе 1930 года фильм был запрещен из-за натурализм и покушение на обычаи, и только 1958го ленту реабилитировали.
Крайне расстроен Довженко в своих воспоминаниях оставил запись: "Я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Сначала я хотел умереть". Вот таким большим было разочарование художника, которого поносят почти все. Демьян Бедный, тогдашний спикер Кремля, в своем стихотворном фельетоне отметил довольно точно: мол, надо было сделать фильм о коллективизации, а в Довженко он о чем? Какая может быть революция, или коллективизация в таком селе, среди такой великолепной природы, где гудят пчелы, наливаются соком груши и яблока, где все и так прекрасно? Уже спустя Довженко с удивлением узнал, что его фильм имел грандиозный успех в Европе, а в Украине был запрещен. После премьеры в Берлине об Александре Довженко появилось 48 статей, Чарли Чаплин назвал его гением и "единым славянским кинорежиссером", а в Венеции итальянские кинематографы окрестили украинца "Гомером кино"…
И Сталин об этом знал. Поэтому и заигрывал с ним, а потом и спас в 1933 году. И если бы не вождь, Довженко бы арестовали и в лучшем случае упекли в лагеря. Говорят, Иосиф Вісаріонович не раз приглашал его на ночные прогулки по Москве. Довженко был очень разговорчивым, а молчаливый Сталин пыхнул в свою трубку и слушал, что тот говорил. Понимая, что власть относится к нему в целом хорошо, Александр Петрович вел себя порой даже дерзко и часами говорил вещи, за которые других могли посадить за полуслова, но Довженко это прощалось.
Но не все так просто было в жизни Александра Петровича. Его друзья писали доносы, а любимая женщина, Юлия Солнцева, оказалась засланкою "чекистских" органов, с помощью которой Довженко держали на крючке. Сейчас это общеизвестные факты, которые исследуют литературоведы, а львиная доля собранного компромата на Довженко, и до сих пор хранится за семью замками в бывших архивах КГБ, как и сведения о странной дружбе Сталина и Довженко. Кстати, фильм "Щорс" был заказан Сталиным. "Вождь народов" настаивал, чтобы Щорс был в нем интеллигентом. Делая правки сценария, он даже забраковал двух актеров на главную роль. Фактически Сталин стал генеральным продюсером картины, которую Довженко снимал три года. И только в 1939 он наконец закончил ленту, которую Сталин воспринял очень положительно, а вот повесть "Украина в огне" в 1944 году диктатор беспощадно раскритиковал… Уже спустя своем или не ближайшем и найдавні шому другу, который писал на Довженко доносы, Юрию Смоличу, он скажет: "Оказывается, правда не нужна!" В 1956 году, незадолго до своей смерти, так и не дождавшись реабилитации фильма "Земля", в своем "Дневнике" кинорежиссер напишет "Я все понял…"
И напоследок еще несколько мыслей из Довженковского "Дневника", опубликованного в 1990 году, на заре независимости Украины. Но лучше всего о гениального украинского режиссера скажут его фильмы…
"Москва. Сегодня мне исполнилось пятьдесят лет. Если бы я верил в Бога, я попросил, помолился бы ему, чтобы послал он мне ясного ума на 10 лет, чтобы сделать что-то хорошо для злополучного своего народа, и более ничего бы не просил. Живу в Москве, попранный убогими властями и друзьями при власти Украины, которая потеряла в войне половину своих сыновей".
"Я начал молиться Богу… Сейчас я постиг малую часть своего притворства. Бог в человеке. Он есть или нет. Но полное его отсутствие это большой шаг назад и вниз. В будущем люди придут к нему… К божественному в себе. К прекрасному. К бессмертному. И тогда не будет гнетущей серой скуки, звірожорстокого, тупого и скучного, безрадостного будней".
"Я один за пределами Украины, моей земли, за любовь к которой мне чуть не отрезали голову, предавши остракизму, великие вожди и малые их слуги, украинские недобитки убогие в больших и меньших чинах".
"Единственная страна в мире, где не преподавалась в университетах история этой страны, где история считалась чем-то запрещенным, враждебным и контрреволюционным, — это Украина. Второй такой страны на земном шаре нет… Непошана к старине, к своему прошлому, к истории народа является признаком никчемности правителей, вредна и враждебна интересам народа. Все равно, сознательная или бессознательная, потому что не хлебом, не сахаром, и не хлопком, и не углем единым будет жив муж… Народ, не знающий своей истории, является народ слепцов".
"Сотни наркомов. Все младшего и среднего возраста. Короткошиї, толстые и одинаково одеты. Много едят и часто. Гимнастикой не занимаются, и делает ничего. Вид уездный. Многие из них в душе не верят в свои высокие должности… Языка не знают и не будут знать. Разговаривают и думают на суржике".
"Я презираю правительство Украины за его скотское отношение к культурным памятникам своей старины. У него нет любви к народу."
“Я заметил, что характерной чертой тупых людей, занимающих иногда ответственные должности, умение быстро принимать радикальные решения всякого вопроса".
"Погубила нас несчастливая наша география и несчастная наша судьба. В чем-то наиболее дорогом и важнейшем мы, украинцы, безусловно, народ второстепенный, плохой и никчемный".
"Нет добра на Украине. Мало мы уважали. Все думали выметать железной метлой и "каленым" железом. И все доказывали что-то там друг другу".
Станислав МАРКОВ.