Старые галицкие городка имеют в себе нечто общее. Но наше, чтобы там не говорили, по особому примечательное и отмечено, то ли рукой Творца, то ли "Пространства", который застыл в центре города с одноименным названием художественный музей "Человек. Земля. Вселенная". В прошлом году музей отметил свое 25-летие с момента основания. С 1990 года стал филиалом Национального музея во Львове, а с 1995 года филиалом Львовского музея истории религии. Художник, пророк, мыслитель, резчик, поэт, богослов этот человек соединила в себе удивительно редкий феномен таланта, что родился в живописном Надбужанскому края. Это он по собственной инициативе и за собственные средства 1985 года вместе с женой Натальей основал художественный музей, который стал настоящим украшением и жемчужиной духовности Сокаля.
Писать о Анатолия Стратоновича Покотюка особенно приятно. Еще на заре независимости Украины 1992 года мне от моего отца досталась маленькая иконка его давнего товарища Анатолия Стратоновича Покотюка с пожеланиями: "Пусть эта Почаевская Божья Мать и Священная Земля с горы, где она появилась возле Почаева, что вмонтирована здесь, благословляют Тебя в жизни и добрых деяниях. Во имя Бога и Святой Украины". Прошли годы, а упоминание о творчестве сокальского художника вдохновляет меня на СЛОВО и размышления о человеческое бытие. Ибо сказано в Евангелии от Иоанна, что "Сначала было Слово, и Слово было Бог". Зроджене из большой любви, оно является предпосылкой рождения настоящего творчества, гармонии космического бытия и обновление души, что говорит нас образами и символами. Научиться их видеть нелегкая умение для обычного человека. Но настоящее искусство можно постичь, когда говорит душа! Вот почему в экспозициях музея "Человек. Земля. Вселенная" тихо и уютно.
Застыла вечность побуждает каждого посетителя выставочных зал к размышлениям о смысле жизни, быстротечность времени и поиски утраченного Бога. Помните эпизод с народной сказки? Там, где на высоком дубе является кованый сундук, а в нем скрыта игла как символвідгадка. Спробуйно отыщи! Тысячи мыслей появляются в голове при просмотре выставочных экспозиций. Поражают филигранно вырезанные малейшие узоры и оттенки с искусно соединены породами деревьев в разных техниках. И каждая такая выставка заслуживает особого внимания: "Тарас Шевченко Апостол Правды и Светоч Духа", "Праздника Украина", "Огненное Учение Зов в Будущее", "Под Покровом Божьей Матери", "ЖінкиВеликомучениці в христианском вероучении", "Киево-могилянская Академия" и т.д. Впереди новые работы и самый грандиозный замысел Анатолия Стратоновича – под одним музейным крышей создать своеобразный Пантеон Богородицы, что олицетворяет в себе любовь к Матери Божьей, МатеріУкраїни и родной. Недаром в творчестве художника эти темы такие близкие по духу и тесно переплетены "Праздника Украина" и "Под Покровом Божьей Матери".
Примечательным является экспозиционная зал "Тарас Шевченко Апостол Правды и Светоч Духа", где находятся уникальные издания произведений великого Поэта: Кобзари (Санкт-петербург, 1867 и Женева, 1878 годов), наименьший Кобзарь (Краков, 1940 года), а также полное издание произведений Шевченко (Львов, 1936 г.) и др. На фоне этих бесценных экспонатов выделяется рукотворный образ Кобзаря в многочисленных миниатюрах, тщательно взлелеянный Анатолием Покотюком еще и потому, что для Шевченко Бог соединил три ипостаси волю (духовность), жінкуматір и Украину. Кажется, всем известно это трепетное отношение Кобзаря к жінкиматері, что олицетворяет в себе мать Христа Марию. Шевченкова Украина не менее значимая духовность образа, ипостась того Бога, который сохранил в себе и своих произведениях: "Я так ее, я так люблю Мою Украину убогую!", писал он. Его праправнук по линии брата Иосифа Николай Лысенко в письме Анатолия Покотюка выразил душевные пожелания "духовного расцвета и силы в углубленном изучении шевченкианы". Творческий поиск и до сих пор продолжается. Художник сумел на еще одну интересную работу миниатюрный пантеон образов крупных украинских просветителей – Тараса Шевченко, Григория Сковороды, Ивана Франко, Леси Украинки, выдающихся деятелей и исторических фигур Украины.
Следующая выставочный зал Покотюка "Праздника Украина", словно перекликается с Шевченковским СЛОВОМ. Многочисленные миниатюры, посвященные Шевченко и образа Украины, жінціматері и Богородицы, поражают величине замысла. Каждое произведение Покотюка это маленькая рассказ о человеческой сущности, поиск правды и истины, своеобразный диалог с деревом, что дышит и оживает на стекле образами Божьими. Это наше видение Творца, которого просим об помощь в затруднительных обстоятельствах. Или же не Шевченко просил Бога помочь людям "любить правду на земле" и "всем нам вместе на земле єдиномисліє подай и братолюбіє пошли"? Еще на рубеже веков Василь Стефаник писал: "Весь наш народ теперь в муках, как женщина, которая родит ребенка". Спустя почти сто лет приходится повторять примерно то же и искать новые формы духовной мощи и прогресса. Но ведь и Шевченко был убежден, что это духовное рабство пройдет. Почти утопический, но такое оптимистичное пророчество оставил по себе Великий Кобзарь в своих бессмертных произведениях: "И на обновленный земли// Врага не будет супостата,// А будет сын, и будет иметь,// И будут люди на земле!" Достоинство нации измеряется силой духа именно таких людей. Они рождаются, чтобы стать светочами времени и эпохи, пронести свой талант сквозь века для потомков и утвердить достойное призвание на этой земле. не для этого на свет Божий появляется ЧЕЛОВЕК? Говорят, душа слышит и сказать не может, потому вырывается к нам из недр своего сознания неожиданными пророчествами и талантом, что оживает и в нотах, и на полотне, и на дереве.
Нина Матвиенко, народная артистка Украины, в одном из записей о творчестве Анатолия Стратоновича справедливо заметила: "Художник коснулся дерева, и в каждой его картине есть маленький лучик света. Это пришло Света от Света… Когда маленькая миниатюра то великая душа, она уместилась в удивительных руках. Кто касается творчества художника, забирает от него все хорошо, а дерево служит ему как молитва". Таким есть настоящее искусство. Освячуючись в собственных творениях, истинный художник освящает окружающий мир и своим талантом прославляет Божье чудо. Недаром же на протяжении многих лет авторские иконы Анатолия Покотюка путешествовали в паломничестве многими святыми местами Украины и мира, чтобы укрепить христиан в любви, духовности и вере. Будьте уверены, стены музея поставят море вопросов каждому его посетителю, а "живое дерево" заставит вернуться сюда не один раз. Потому что, возможно, именно после посещения музея станут понятными мысли Анатолия Покотюка о том, что "мы – временные жители на этой Земле, должны спешить, чтобы исправить человеческую сущность, оглядываясь на свою, чужую ребенка, оберегая цветок и дерево, птицы и бабочки, тогда мы люди". Поспешим, ЛЮДИ! Время летит, а вечность приближается…
Ирина СЛАВЧАНИК.
(Продолжение будет).
.