Головна / Новини культури / Виктор Матюк — композитор, с Богом и Украиной в душе

Виктор Матюк — композитор, с Богом и Украиной в душе

Вот уже два десятилетия, имея свое государство, мы свободно, без страха, чтим своих выдающихся фигур — героев отдававших свою жизнь за Украину и культурных деятелей, которые закладывали духовный фундамент национального государства.

Чествуем, но часто не задумываемся сколько труда, жертвенности и крови отдали за эту независимое государство наши прошлые поколения. Бытующее ныне мнение о том, что нам свобода далась даром, без крови, «упала с неба», не является правдой. Так, она «упала с неба», но молитвой тех миллионов жертв, которые боролись и отдавали жизнь за эту независимость на протяжении многих веков. И вот эта судьба — независимость досталась нам — наши ныне сущие поколения. Но почему-то по сравнению с другими народами, которые также вышли из коммунистической неволе (Польша, Чехия, Литва и другие) и успешно строят свои государства, у нас почему-то и большая государственная работа не складывается. Почему? Те народы, в отличие от нас, сохранили в себе дух национальнодержавотворчих традиций, свои духовно ценности, что и является основой любого государства. У нас, к сожалению, эти высокие гражданские ценности были утрачены в течение возрастного порабощения, а также через физическое уничтожение патриотической интеллигенции, особенно в ХХ веке. И надо опять начинать сначала — тянуть то мифический Сизифов камень воспитания — вкарбовуваты в свое сознание ту вечную истину, на которой держится любое государство — это воспитание национальнокультурних ценностей: знание своей истории, традиций, уважение к своим великих личностей, жертвенная любовь к своей отчизне, воспитывая в таком духе сейчас сущие поколения.

Как глубоко усвидомлялы и исповедовали эту истину герои повстанческой борьбы, сечевые стрельцы — строители Украинской народной республики, а еще раньше эту истину восприняли к сердцу их предшественники — целая когорта деятелей культуры XIX века, и подготовили почву для государственных соревнований в ХХ веке.

Именно с них начался новый качественный отсчет нашей истории — национальное возрождение. Многовековое польское господство над Галичиной, что угнетало ее национальное развитие, несколько ослабилось с приходом сюда австрийского господства с его конституционной монархией и общей идеологией просвещения. Тогда настало для Галичины благоприятное время для ее национального возрождения. Этому способствовали также и европейские национальновизвольних движения — «Весна народов». И вот при таких геополитических обстоятельств, на освободительной арене Галиции появляется, и все чем раз в большем количестве, целая когорта передовых культурных деятелей — будителей национального духа, начиная от «Русской Троицы» (М. Шашкевич, • Я. Головацкий, И. Вагилевич ). Среди них на арену вступил и священник, композитор Виктор Матюк, охватив своей творческой, священников и общественной работой широкий круг деятельности.

Не останавливаясь на его биографических страницах, они, я думаю, известны многим, остановлюсь коротко на том тогдашней суспильнокультурний галицкой атмосфере, в которой приходилось композитору, общественному деятелю и священнику в одном лице Виктору Мату жить и творить.

Девятнадцатый век был не менее насыщен политическими движениями, внутриполитическими и религиозными противостояниями, чем другие периоды. Несмотря на определенные конституционные принципы в общественной жизни, на украинской галицкое общество оказывалось значительное ассимилирующий давление с польской стороны. И значительная, большая часть украинской интеллигенции, а это в основном духовенство, переходило на польское культурномовне общения, практикуя это очень часто, и в церквах. Вспомним, какой был общественный резонанс проповеди на украинском языке о. Маркияна Шашкевича.

С другой стороны — Галичину в ту пору заполонило так называемое москвофильство, которое активно распространялось по всей Западной Украине (Галичина, Буковина, Закарпатье). Это была такая пропагандистская течение, которая имела своей целью превратить галичан на русских. Будучи пропагандируемое и финансово поддерживаемая российскими официальными кругами, оно, то москвофильство, находило значительную поддержку среди духовенства и других слоев общества, убеждая галичан, будто бы они — русские, призывая отрекаться от родного языка в пользу московской, что и делали галицкие москвофилы, употребляя вместо украинского языка росийськословьянський ублюдок — «языч». Их «читальни Качковского» распространялись на уровне с «Просвещением».

Скажите, не повторяется сейчас опять то позорное для нас в Галичине явление — москвофильство в форме православной церкви Московского патриархата, с ее экспансивный доктриной «Русского мира», которая тоже пытается убедить нас, что нет ни украинской нации, ни украинского языка, а все это «руский мир». И снова часть наших малосознательных, малообразованных граждан приобретается на те «поучения» и часть так называемых «пастырей» — московских пропагандистов в рясах (а это в Галичине преимущественно наши местные новейшие москвофилы), отрекаясь родной украинской религии и языку в церкви, разрывают на части галицкое обществ. И снова, как тогда, при жизни В. Матюка, должны бороться и отстаивать чистоту и достоинство своей национальной духовности.

Но вернемся к временам композитора, тех времен, когда по его словам, украинский народ изнывал от гнета и рабства, когда язык родной и песня были в презрением и только простой украинский народ «запрятывал и передавал из уст в уста тии дорогие сокровища которой наследство по своим предках ». Итак, как видим, состояние украинского тогдашнего общества был крайне подавлен. Не имея ни собственного государства, ни собственных каких-то общественных организаций, трудно поднимать народ к национальному самоутверждению. И эту миссию выполнила передовая тогдашняя интеллигенция, начав пробуждать глубоко спрятано в душе народа его дороже, сокровенное — родные традиции, обычаи, родную песню, что вселяло в народе чувство собственного достоинства и потребности национального самоутверждения. И именно к такой працимисии приступил и священник, композитор Виктор Матюк.

Еще учась в гимназии, и уже с первых своих музыкальных попытки, он часто, своим великолепным исполнением народных песен, собирал вокруг себя группы людей, пробуждая в них своим пением чувство некоего высшего эстетического осмысления своей культуры. А дальше, учась в семинарии, находясь в Перемышле или Львове, семинаристкомпозитор принимает активное участие в общественной и музыкальной жизни Галичины. Пишет песни, обрабатывает для хоров народные песни, организует и руководит хорами, организует творческие встречи с композиторами и певцами, среди них и со своим близким другом Александра Мишуги. Поддерживает тесные связи со своими старшими товарищами, композиторами — П. Бажанский и М. Вербицким.

Окончив семинарию, работая на приходах, он, наряду со своей пастырской работой, активно отдается творческой и общественной деятельности. Пишет музыку церковную и светскую, выдает музыкальные сборники, учебные пособия по музыке для украинских школ. Собрав произведения И. Лавровский, • М. Вербицкого, П. Бажанського и свои собственные, издает за свой счет сборник песен для мужского хора «Боян». Уже будучи в кару, организует и вишколюе хор, вместе с детьми вводит традиционные пасхальные празднества — горелки, которые в кару называли «Голубка», всколыхнув теми обрядами тогда все окрестные села, и которые еще тлеют до нашего времени. Он и первый председатель каривськои «Просвиты». Надо еще сказать, что отец Мат занимался и лечением, имея навыки и знания по фитотерапии.

Таким имеется широкое поле деятельности священикакомпозитора, деятельности преданной, жертвенной, потому что часто, и в больших суммах, он отдавал свои средства на издание и популяризацию музыкальной литературы среди народа. Много есть теперь таких жертвенников среди священства

Вот так, в сонме целой плеяды композиторов, писателей, художников и других деятелей культуры, Виктор Матюк прокладывал тропинки к украинской душ, пробуждая в них гражданскую, национальную гордость до той высоты, что уже в первых десятилетиях ХХ века Галиция с униженной, подавленной превратилась в равноправное нацию, способную бороться и отстаивать свою государственность, свое место под солнцем. Такова сила родного слова, родной песни, родного традиции. Недаром сейчас все враждебные Украине силы, захватив власть и информационное пространство (телевидение, радио), направляют все свои силы, в первую очередь, чтобы насадить нашим молодым поколением чужой язык, чужую песню, зная исторически, насадив народу другой язык, другую культуру , народ становится тем, чью культуру принял. Вот каким образом можно завоевать нацию, государство — без войны!

Застановляючись над фигурой Виктора Матюка и другими передовыми священниками того времени, пробуждали Дух народа, размышляешь: какая рука вела их на дорогу? Они могли как и другие священники, жившие до них и после них, держась церковных предписаний и канонов, спокойно жить, зарабатывать на хлеб и к хлебу. Но в таком случае, что сегодня произошло бы с украинским народом? Ассимиляция. И не было бы уже ни украинского народа, ни украинского церкви. Они, подвижники духа, постигших своим священническим существом понимание того, что есть что-то выше в церковной деятельности обычных канонических предписаний — это забота о том Дух Господень что живет в народе и которым живет народ, и именно его надо больше беречь, потому что этот ДУХ есть и украинская нация и украинская церковь, в целости своей — украинская культура, а презирая его, как это делалось до него и делается часто сейчас, не будет ни нации, ни церкви. Вот почему они возносили до небес наряду с каноническими песнями народную песню. И «Святый Боже», и «от рождения края», и «Как ночь мя покроет» — все это ценности духовные одной величины, ибо они возвышают человека до высшего духовного уровня, лелея те высокие человеческие чувства, подаренные нам Богом, — любовь к ближнему , в Украине, к Богу, ибо Бог и есть Любовь. Поймем эту истину!

Степан ИВАСЕЙКО.

P. S.
В пасхальный понедельник, 16 Апрель 2012 в с. Кару, у могилы композитoра и местной «убрал» состоятся торжества по случаю 160-летия со дня рождения и 100-летию со дня смерти композитора Виктора Матюка.

Голос Сокальщини на GoogleNews

Один коментар

  1. Добрый день!
    Меня зовут Матюк Виктор, живу в Беларуссии.
    Мои предки родом из Львовщины.
    Дедушка Михаил Иосифович мне об этом рассказывал.
    Хотелось знать: были еще у Матюка Виктора (композитора) братья, дети, их имена…, т.е. подробную биографию о составе семьи его родителей и о составе его семьи с именами и отчествами..
    Напишите, очень прошу!!
    Спасибо. Виктор

Залишити відповідь

Ваша поштова адреса не опублікується. Необхідні поля позначено *

*

14 − 13 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

закрити

Ми виявили що ви користуєтеся Ad Blocker!

Для того щоб ми були незалежними потрібно так мало - відображати рекламу!