Новини культури

Виктор Матюк — композитор, с Богом и Украиной в душе

Вот уже два десятилетия, имея свое государство, мы свободно, без страха, чтим своих выдающихся фигур — героев отдававших свою жизнь за Украину и культурных деятелей, которые закладывали духовный фундамент национального государства.

Чествуем, но часто не задумываемся сколько труда, жертвенности и крови отдали за эту независимое государство наши прошлые поколения. Бытующее ныне мнение о том, что нам свобода далась даром, без крови, «упала с неба», не является правдой. Так, она «упала с неба», но молитвой тех миллионов жертв, которые боролись и отдавали жизнь за эту независимость на протяжении многих веков. И вот эта судьба — независимость досталась нам — наши ныне сущие поколения. Но почему-то по сравнению с другими народами, которые также вышли из коммунистической неволе (Польша, Чехия, Литва и другие) и успешно строят свои государства, у нас почему-то и большая государственная работа не складывается. Почему? Те народы, в отличие от нас, сохранили в себе дух национальнодержавотворчих традиций, свои духовно ценности, что и является основой любого государства. У нас, к сожалению, эти высокие гражданские ценности были утрачены в течение возрастного порабощения, а также через физическое уничтожение патриотической интеллигенции, особенно в ХХ веке. И надо опять начинать сначала — тянуть то мифический Сизифов камень воспитания — вкарбовуваты в свое сознание ту вечную истину, на которой держится любое государство — это воспитание национальнокультурних ценностей: знание своей истории, традиций, уважение к своим великих личностей, жертвенная любовь к своей отчизне, воспитывая в таком духе сейчас сущие поколения.

Как глубоко усвидомлялы и исповедовали эту истину герои повстанческой борьбы, сечевые стрельцы — строители Украинской народной республики, а еще раньше эту истину восприняли к сердцу их предшественники — целая когорта деятелей культуры XIX века, и подготовили почву для государственных соревнований в ХХ веке.

Именно с них начался новый качественный отсчет нашей истории — национальное возрождение. Многовековое польское господство над Галичиной, что угнетало ее национальное развитие, несколько ослабилось с приходом сюда австрийского господства с его конституционной монархией и общей идеологией просвещения. Тогда настало для Галичины благоприятное время для ее национального возрождения. Этому способствовали также и европейские национальновизвольних движения — «Весна народов». И вот при таких геополитических обстоятельств, на освободительной арене Галиции появляется, и все чем раз в большем количестве, целая когорта передовых культурных деятелей — будителей национального духа, начиная от «Русской Троицы» (М. Шашкевич, • Я. Головацкий, И. Вагилевич ). Среди них на арену вступил и священник, композитор Виктор Матюк, охватив своей творческой, священников и общественной работой широкий круг деятельности.

Не останавливаясь на его биографических страницах, они, я думаю, известны многим, остановлюсь коротко на том тогдашней суспильнокультурний галицкой атмосфере, в которой приходилось композитору, общественному деятелю и священнику в одном лице Виктору Мату жить и творить.

Девятнадцатый век был не менее насыщен политическими движениями, внутриполитическими и религиозными противостояниями, чем другие периоды. Несмотря на определенные конституционные принципы в общественной жизни, на украинской галицкое общество оказывалось значительное ассимилирующий давление с польской стороны. И значительная, большая часть украинской интеллигенции, а это в основном духовенство, переходило на польское культурномовне общения, практикуя это очень часто, и в церквах. Вспомним, какой был общественный резонанс проповеди на украинском языке о. Маркияна Шашкевича.

С другой стороны — Галичину в ту пору заполонило так называемое москвофильство, которое активно распространялось по всей Западной Украине (Галичина, Буковина, Закарпатье). Это была такая пропагандистская течение, которая имела своей целью превратить галичан на русских. Будучи пропагандируемое и финансово поддерживаемая российскими официальными кругами, оно, то москвофильство, находило значительную поддержку среди духовенства и других слоев общества, убеждая галичан, будто бы они — русские, призывая отрекаться от родного языка в пользу московской, что и делали галицкие москвофилы, употребляя вместо украинского языка росийськословьянський ублюдок — «языч». Их «читальни Качковского» распространялись на уровне с «Просвещением».

Скажите, не повторяется сейчас опять то позорное для нас в Галичине явление — москвофильство в форме православной церкви Московского патриархата, с ее экспансивный доктриной «Русского мира», которая тоже пытается убедить нас, что нет ни украинской нации, ни украинского языка, а все это «руский мир». И снова часть наших малосознательных, малообразованных граждан приобретается на те «поучения» и часть так называемых «пастырей» — московских пропагандистов в рясах (а это в Галичине преимущественно наши местные новейшие москвофилы), отрекаясь родной украинской религии и языку в церкви, разрывают на части галицкое обществ. И снова, как тогда, при жизни В. Матюка, должны бороться и отстаивать чистоту и достоинство своей национальной духовности.

Но вернемся к временам композитора, тех времен, когда по его словам, украинский народ изнывал от гнета и рабства, когда язык родной и песня были в презрением и только простой украинский народ «запрятывал и передавал из уст в уста тии дорогие сокровища которой наследство по своим предках ». Итак, как видим, состояние украинского тогдашнего общества был крайне подавлен. Не имея ни собственного государства, ни собственных каких-то общественных организаций, трудно поднимать народ к национальному самоутверждению. И эту миссию выполнила передовая тогдашняя интеллигенция, начав пробуждать глубоко спрятано в душе народа его дороже, сокровенное — родные традиции, обычаи, родную песню, что вселяло в народе чувство собственного достоинства и потребности национального самоутверждения. И именно к такой працимисии приступил и священник, композитор Виктор Матюк.

Еще учась в гимназии, и уже с первых своих музыкальных попытки, он часто, своим великолепным исполнением народных песен, собирал вокруг себя группы людей, пробуждая в них своим пением чувство некоего высшего эстетического осмысления своей культуры. А дальше, учась в семинарии, находясь в Перемышле или Львове, семинаристкомпозитор принимает активное участие в общественной и музыкальной жизни Галичины. Пишет песни, обрабатывает для хоров народные песни, организует и руководит хорами, организует творческие встречи с композиторами и певцами, среди них и со своим близким другом Александра Мишуги. Поддерживает тесные связи со своими старшими товарищами, композиторами — П. Бажанский и М. Вербицким.

Окончив семинарию, работая на приходах, он, наряду со своей пастырской работой, активно отдается творческой и общественной деятельности. Пишет музыку церковную и светскую, выдает музыкальные сборники, учебные пособия по музыке для украинских школ. Собрав произведения И. Лавровский, • М. Вербицкого, П. Бажанського и свои собственные, издает за свой счет сборник песен для мужского хора «Боян». Уже будучи в кару, организует и вишколюе хор, вместе с детьми вводит традиционные пасхальные празднества — горелки, которые в кару называли «Голубка», всколыхнув теми обрядами тогда все окрестные села, и которые еще тлеют до нашего времени. Он и первый председатель каривськои «Просвиты». Надо еще сказать, что отец Мат занимался и лечением, имея навыки и знания по фитотерапии.

Таким имеется широкое поле деятельности священикакомпозитора, деятельности преданной, жертвенной, потому что часто, и в больших суммах, он отдавал свои средства на издание и популяризацию музыкальной литературы среди народа. Много есть теперь таких жертвенников среди священства

Вот так, в сонме целой плеяды композиторов, писателей, художников и других деятелей культуры, Виктор Матюк прокладывал тропинки к украинской душ, пробуждая в них гражданскую, национальную гордость до той высоты, что уже в первых десятилетиях ХХ века Галиция с униженной, подавленной превратилась в равноправное нацию, способную бороться и отстаивать свою государственность, свое место под солнцем. Такова сила родного слова, родной песни, родного традиции. Недаром сейчас все враждебные Украине силы, захватив власть и информационное пространство (телевидение, радио), направляют все свои силы, в первую очередь, чтобы насадить нашим молодым поколением чужой язык, чужую песню, зная исторически, насадив народу другой язык, другую культуру , народ становится тем, чью культуру принял. Вот каким образом можно завоевать нацию, государство — без войны!

Застановляючись над фигурой Виктора Матюка и другими передовыми священниками того времени, пробуждали Дух народа, размышляешь: какая рука вела их на дорогу? Они могли как и другие священники, жившие до них и после них, держась церковных предписаний и канонов, спокойно жить, зарабатывать на хлеб и к хлебу. Но в таком случае, что сегодня произошло бы с украинским народом? Ассимиляция. И не было бы уже ни украинского народа, ни украинского церкви. Они, подвижники духа, постигших своим священническим существом понимание того, что есть что-то выше в церковной деятельности обычных канонических предписаний — это забота о том Дух Господень что живет в народе и которым живет народ, и именно его надо больше беречь, потому что этот ДУХ есть и украинская нация и украинская церковь, в целости своей — украинская культура, а презирая его, как это делалось до него и делается часто сейчас, не будет ни нации, ни церкви. Вот почему они возносили до небес наряду с каноническими песнями народную песню. И «Святый Боже», и «от рождения края», и «Как ночь мя покроет» — все это ценности духовные одной величины, ибо они возвышают человека до высшего духовного уровня, лелея те высокие человеческие чувства, подаренные нам Богом, — любовь к ближнему , в Украине, к Богу, ибо Бог и есть Любовь. Поймем эту истину!

Степан ИВАСЕЙКО.

P. S.
В пасхальный понедельник, 16 Апрель 2012 в с. Кару, у могилы композитoра и местной «убрал» состоятся торжества по случаю 160-летия со дня рождения и 100-летию со дня смерти композитора Виктора Матюка.

Голос Сокальщини на GoogleNews