Съезд сельских, поселковых и городских голов и депутатов местных советов, который состоялся в Киеве 5 мая, собрал руководителей местных общин со всей Украины.
Созвучность мыслей и убеждений представителей Востока и Запада страны, Юга и Центральных регионов, поддержка друг друга и желание помочь в это непростое для государства время в очередной раз доказали, что Украина единая и неделимая. Председательствовал на съезде Хмельницкий городской председатель Сергей Мельник. На этом собрании должен был выступать от Львовщины Волсвинський сельский голова Виктор приюты, но программу сократили, потому что с собравшимися общалась лидер ВО «Батькивщина » Юлия Тимошенко. От Сокальщины была довольно многочисленная делегация, которую возглавлял заместитель председателя районного совета Владимир Чуб. Волсвинський сельский голова Виктор приюты согласился поделиться мнениями относительно концепции реформирования местного самоуправления.
— У меня есть довольно много замечаний относительно этого реформирования, потому тесно сотрудничаю с поляками и хорошо знаю их систему самоуправления, которая признана самой эффективной в Европе.
Нынешняя украинская власть за основу взяла польский схему реформирования местного самоуправления, но внесла нотку « совдеповщины ». Основа взята правильно, но потом снова началось создание двойных органов власти. Это касается концепции формирования исполнительных комитетов, например, на уровне сельского совета. Получается так, что председатель сельского совета будет председателем исполкома — органа, который использует средства, и председателем совета — органа, который те финансы распределяет. Но это уже первый шаг к коррупции.
Если мы взяли за образец самоуправления Польши, то там староста является главным должностным лицом исполнительной ветви власти. Он не голосует, не ведет заседания совета. Убежден, что так должно быть и в Украине. Так, сельский голова должна управлять финансами и быть ответственным за них. Но возглавлять и не быть депутатом совета, который выделяет средства. Пусть бы были : сельский голова, который бы осуществлял управление, и совет, который решал бы, как распределить финансы.
Существенным замечание — это работа казначейства. В Польше каждая гмина на основе тендера выбирает банк, который имеет государственную аккредитацию. И вся деятельность осуществляется через коммерческие банки. Там вообще не возникает вопрос о казну. Сейчас казна — это нечто вроде общего котла, из которого свои деньги забрать просто невозможно. Вот, например, наша сельский совет на счете виртуально имеет где-то 220 тыс. грн., На бюджете развития, но не можем использовать их на сельские производственные цели. Если мы деньги зарабатываем, то есть иметь свободный доступ распоряжаться ими. Тогда я, как председатель сельсовета, смогу спрогнозировать, куда те деньги направить, и заранее спланировать определенные работы. По казначейством я бы оставил функцию контролирующую, а не финансовую. Нужно контролировать расходы, иначе начнется анархия в управлении.
В концепции реформирования самоуправления большим плюсом считаю разделение полномочий между уровнями власти : базовым (село, поселок, город ), районным и региональным. Первое звено, базовая, занимается всем хозяйством, которое есть на территории местного совета. Это — образование, медицина, развитие спорта, социальногосподарськи проблемы. Каждый четко занимается своим.
Имею соображения по реформированию территорий. На нынешнем этапе нужно четко определить сверху, как провести объединительный процесс. Равно со временем придется подправлять. Было предложение проводить референдумы, но таким образом мы не придем к общему мнению. Один хочет к тому, другой к другому и будет хаос. Надо обдумать и границы советов, и население — от и до. Обязательно ликвидировать бумажную бюрократию, все должно быть в электронном виде.
Здесь будет важен менеджмент территории, то есть насколько та или иная совет справляется с благоустройством, с ремонтом и строительством дорог. Если зав свяжемся с референдумами, то эта реформа и за 20 лет не пройдет. Есть мнение, приближающиеся к сочетанию советов из расчета: время прибытия скорой помощи — 30 минут. По нашим дорогам она не знаю к населенный пункт доберется за такое время.
К сожалению, нам представили очень общую концепцию реформы. Речь шла о передаче полномочий местным советам, но не уточнялось, какие налоги остаются на местах.
Реформу территориальную с реформой управления разъединять нельзя. Пока не уменьшаются чиновничья «армия», расходы на управление, обслуживание чиновников.
На съезде ораторы выразили определенные мысли относительно реформы местного самоуправления. И Восток, и Запад Украины сходятся к тому, что власть нужно децентрализовать в обязательном порядке.
Но это реформирование не должно превратиться, как было у предшественников — на массовое обсуждение и нулевые результаты.
Записала Оксана ПРОЦ.