Из выступления председателя районного совета Игоря Дацюк во время представления председателя РГА 29 августа
В первую очередь хочу поблагодарить за работу главе райгосадминистрации Николаю Ивановичу Мисак. Отношения у нас складывались непросто, однако по важным вопросам социально-экономического развития мы все же находили общее мнение, выходили на совместные решения. О тех проблемах и тех задач, которые нам нужно решать центральным органам, органам власти на местах, местному самоуправлению. Прежде всего нужно решать ситуацию с дорогами, которая является угрожающей. Сейчас реально в нашем районе функционирует в более-менее нормальном состоянии одна дорога, которая соединяет Сокаль со Львовом. Другие дороги общего пользования являются в крайне катастрофическом состоянии. Зимой проехать ними уже будет невозможно.
Сокальский район оказался в определенной резервации к окружающему миру. Если говорить еще проще, то даже наших друзей из Польши просто стыдно приглашать, чтобы ехали по таким дорогам. Где-то был лучик света, когда начали капитальный ремонт дороги на отрезке Жовква-Червоноград-Ковель, в связи с открытием таможенного перехода Угринов-Долгобычив. Работы начали проводить, мы сделали от района, органов местного самоуправления, особенно председателей местных советов, райгосадминистрации, районного совета все возможное, чтобы обеспечить дорожникам, которые выполняли их, нормальные условия они были обеспечены жильем, питанием, мы старались выполнять любые вопросы, соответственно, и они шли нам навстречу. К сожалению, перед началом "Евро2012" работы там прекратились. Просто жаль тех средств, которые вложили в те дороги, через зиму они могут прийти в совсем другое состояние. Нужно их доработать. Финансовое обеспечение, которое государство выделяло на ремонт дорог общего пользования, не выдерживает никакой критики. В этом году мы еще ни копейки на ремонт дорог общего пользования не получили. Начинается сентябрь, а ситуация такая, как была на начало весны. Если с коммунальными дорогами ситуация более-менее нормальная, там были выделены средства, они осваиваются совместными усилиями государственных структур, частных предпринимателей, председателей местных советов, ситуацию удается удерживать бильшменш в нормальном состоянии, то в общем плане этот миллион гривен ситуацию совсем не решит. Это даже не хватит средств на обычный ямочный ремонт. А проехать дорогами нельзя, это взаимосвязано с пассажирскими, бизнес перевозками. Здесь просто не хотят открывать бизнес, потому что нет как ездить по дорогам, особенно большегрузными автомобилями. Приведу пример. ООО "Западный Буг", который является монополистом на территории района, вывозит свои сахарная свекла, нанимает транспорт у частных предпринимателей. Совершенно справедливо люди возмущаются том, что разрушается дорога, которая и так в крайне неудовлетворительном состоянии, Сокаль-Перетоки, которую мы всегда первой ставим в список дорог, которые нужно ремонтировать. У людей это вызывает возмущение, потому что придет зима и этой дорогой будет невозможно проехать. Владельцы тех автомобилей платят налоги, страховки, обязательства перед государством выполняют, это не их вина и здесь есть конфликт интересов между людьми и предпринимателями, которые дают рабочие места, платят налог, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Большую обеспокоенность вызывает состояние пассажирских перевозок. Сокальская районный совет в этом году приняла решение, обратилась к центральным органам власти, областной государственной администрации, чтобы проведение тендеров вернули на уровень района. С менеджерской точки зрения это абсолютно неэффективный ход, когда тендер по пассажирским перевозкам проводит областное управление Львовской областной администрации, не зная ситуации, которая есть в районе. Три человека, которые это проводят, просто не знают района, они здесь не были, они не знают ситуацию изнутри. Есть такие маршруты, где до сел нет сообщения, и сельские головы, и мы, обращаемся в областную государственную администрацию, потому что не можем открыть те маршруты — тендер проведен, заявок не поступало. Эти вопросы надо регулировать, находить точки
зрения между общинами и перевозчиками.
Также разделяю мнение, что большое внимание в районе государство должно уделять угольной отрасли. Это наша бюджетообразующая отрасль, за счет которой имеем десятки тысяч рабочих мест, за счет ее отчислений имеем миллионы гривен поступлений в нашего районного бюджета, и за счет которой, благодаря финансовому управлению, налоговой инспекции, выполняем и даже перевыполняем бюджет. Но государственная внимание должно быть надлежащим уделено, потому что совершенно нелогично, что глава райгосадминистрации, председатель районного совета, генеральный директор ГП «Львовуголь», прокуратура, райотдел милиции занимаются проблемой задолженности по заработной плате по автопредприятию, которое есть в селе Остров. Это прямые функции министерства. Семь лет говорим о задолженности по заработной плате, а воз и ныне там. Этот вопрос нужно решать не в Сокале, не в Червонограде, а в Киеве.
Одной из важных отраслей в районе является сельское хозяйство. Я бы не сказал, что оно работает на должном уровне. Люди делают больше, чем можно, но нужна поддержка государства. Если десять лет назад у нас было более двадцати агроформирований и почти двести фермеров, то сейчас благодаря энтузиазму, профессионализму, эффективному менеджменту является агроформирования под руководством Игоря Сметаны, Владимира Шмигельского, Олега Иванчины, а также Игоря Хомяка, Василия Мухи, которые работают. За ними стоят общины, это — рабочие места, решение в наших населенных пунктах многих проблем. Если было около двухсот фермеров, то сейчас их вдвое меньше. Хочу отметить Мирослава Шумило, Михаила Веклина, Оксану Сало, Мирона Витыка, Романа Шевчука, Михаила Батюха, Назара Шайнога, которые работают не покладая рук. Но нужна поддержка государства, чтобы людям было выгодно работать на земле, развивать животноводство. Создать условия — и бизнес заполнит эту нишу, будет развиваться.
Несколько слов о наших отрасли. Разделяю мнение, что нужно поддерживать учебные заведения, ведь дети, это — наше богатство, инвестиции в которых нужно вкладывать. Нужно создавать надлежащие условия для функционирования детских дошкольных учреждений, школ. К сожалению, многие вопросы мы не можем решить силами района. По мере возможностей стараемся финансировать эти учреждения, но требуется также поддержка государства, областной администрации, областного совета. Уже более десяти лет является долгострой в селе Пристань, который мы не можем завершить. Обязательства районного совета выполняем, ежегодно финансируем строение пристанские школы. Со стороны государства финансирования, особенно в 2012, вообще нет, а в прошлые годы было, скажем так, ограничено. Детское дошкольное учреждение в селе Селец строит, в первую очередь, Силецкий сельский совет, по мере возможностей помогает район, а со стороны государства внимания к ней нет. А Селец — самое село в Сокальском районе и одно из крупнейших в Львовской области по количеству жителей — более трех тысяч населения.
Вызывает обеспокоенность и здравоохранение, в первую очередь из-за неэффективности менеджмента. Сокальская община категорически против эксперимента по созданию госпитального округа с центром в Червонограде. Мы ничего не имеем против наших соседей, у них свои заведения, развивают их, дай Бог, чтобы им все удавалось и в них все было хорошо. Но мы беспокоимся, в первую очередь, о своем: хотим сохранить здравоохранение, чтобы у нас не было сокращения рабочих мест, чтобы учреждения здравоохранения "я работали на лучшем уровне. Ведь, когда будет госпитальный округ, в первую очередь пройдет массовое сокращение медицинских работников, а также — поступлений в бюджет и, вообще, покупательной способности наших людей. Этого допускать нельзя. Есть другие методы. Страховая медицина в мире эффективно работает, нужно рассмотреть эти варианты, внедрять другие модели, а не те, которые бы приводили к упадку учреждений медицины на местах. Это относительно Социально состояния.
Не менее важна общественнополитической ситуация. Особенно на Галичине, в частности, в нашем районе она обострилась после принятия в Верховной Раде, по инициативе Партии регионов Закона о языках. Видим сейчас, какая ситуация в государстве, где вводится второй региональный язык. Это ведет к углублению раскола на Восток и Запад, а в будущем, не дай Бог, к угрозе потери государственности. Это преступление перед нацией, перед Украиной. Мы от районного совета также задекларировали свою позицию, но этого, конечно, мало, нужны решения на государственном уровне. Принятие этого закона для эфемерного поднятия процентов на парламентских выборах, выполнения каких-то определенных обязательств, ни в какие рамки не входит с вопросами целостности государства. Мы должны быть государственниками, и руководство государства в первую очередь, а политиками — в другую. Потому что это наши стратегические национальные интересы. Поэтому ситуация чрезвычайно напряженной, особенно сейчас, перед парламентскими выборами. Хочу задекларировать от депутатского корпуса, от председателей местных советов, будем отстаивать и очень внимательно следить за проведением честных парламентских выборов, не допущением фальсификаций. Будем обращаться в правоохранительные органы, активно с ними сотрудничать, помогать, чтобы у нас выборы прошли на должном уровне.
Еще хочу заострить ваше внимание на ситуации, которая, возможно, будет развиваться. Опять же, во время проведения парламентских выборов мы не допустим политического преследования наших граждан, работников органов местного самоуправления или местной исполнительной власти на местах. Мы — украинская, у нас демократические цивилизованные стандарты, мы живем на границе с Евросоюзом и будем активно противостоять возможным попыткам давления. Хочу Наталье Павловне пожелать, в первую очередь, взвешенности, находить и найти общий язык с депутатским корпусом, потому что политика политикой, а вопросы развития инфраструктуры, хозяйки, социально-экономического развития в районе не менее важны. В обществе царит глубокое разочарование, массовая безработица и мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить развитие инфраструктуры дорожной пассажирских перевозок, поддержать сельское хозяйство, угольную отрасль, чтобы мы могли с перевыполнением бюджета выделять средства на укрепление материальнотехничне базы наших учреждений, чтобы они могли успешно функционировать, чтобы мы могли людям сказать, что кое-что сделали.
Слава Украине!
Записала Валентина БЛУДОВА.