За последние годы российский рынок угля показывает разноплановую динамику. Но за прошлый год, к примеру, импорт был в 30 раз ниже внутреннего производства, а торговое положительное сальдо превысило 207,7 миллионов тонн.
По состоянию на 2020 год Российская Федерация стоит на втором месте в мире по добыче сырья.
Немного цифр
Хорошие показатели за последнее время выдает Сибирский Федеральный округ с объемами 555,2 миллиона тонн продукта. Основное производство угля идет на АО СУЭК, АО ХК СДС УГОЛЬ, АО УК КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ.
В основном добывают коксующийся и энергетический уголь. При этом лидером производства является энергетический уголь. А готовая продукция идет на нужды химической отрасли и энергетики.
Обзор рынка угля в России выявил следующих ведущих производителей в данной отрасли:
- АО СУЭК.
- ПАО ЮЖНЫЙ КУЗБАСС.
- АО УК КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ.
- ПАО РАСПАДСКАЯ.
- АО РУССКИЙ УГОЛЬ.
- СП БАРЗАССКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО.
Структура импорта и экспорта
Следуя анализу импорта и экспорта угля в России по ссылке https://alto-group.ru/otchot/rossija/2103-import-i-jeksport-uglja-v-rossii-v-2019-g.html, можно сказать, что основные импортные поставки идут из Казахстана – 90%, ведущий поставщик – ГП РЦ ТД УГОЛЬ ДОНБАССА – 1%. На втором и третьих местах по поставкам – Украина и Колумбия.
Среди импортных поставщиков угля можно выделить следующих:
- ГП РЦ ТД УГОЛЬ ДОНБАССА;
- ФЛП ВЕЛИКОИВАНЕНКО Е.И;
- ГУП ЛНР АНТРАЦИТ;
- ООО ПРОМТЕХУГОЛЬ АС;
- МТФ ЛОГИСТИКС;
- ООО С.К.Ю. ТРАНЗИТ.
Основные поставки шли в Свердловск – 23%, Ростов-на-Дону – 21%, в Москву – 18%.
Основной экспорт направлен на Китай – 17%, поставщик — SUEK AG – 12%. Далее идет Южная Корея – 15% и Япония – 5%. Поставки формировались из Кемерово – 70%, Якутии – 6%, Хакасии – 5%.
Отметим наиболее крупные компании, которые, судя по исследованию рынка угля в РФ, задействованы в экспорте продукта:
- АО СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ.
- ООО ПРОМУГОЛЬСЕРВИС.
- ООО КОЛМАР ПРОДАЖИ И ЛОГИСТИКА.
- ООО СУЭК ХАКАСИЯ.
- ПАО ЮЖНЫЙ КУЗБАСС.
- АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ЯКУТУГОЛЬ.
Специфика отрасли и наметившиеся проблемы
Спецификой российской угольной отрасли можно считать то, что она полностью функционирует на деньги частных инвесторов. При этом промышленные предприятия данного сектора являются градообразующими. Угольная промышленность не может существовать без железнодорожных перевозок: 45% всего грузооборота на железнодорожном транспорте составляет транспортировка угля.
Финансовое состояние отрасли пока стабильно. К примеру, за 2020 год выручка предприятий составила 246,8 миллиардов рублей, что на 32% больше предыдущего года. Дебиторская задолженность организаций снизилась на 5%, кредиторская – на 17%.
Но есть и некоторые проблемные моменты в отрасли. Перечислим их:
- Непомерные транспортные затраты на грузоперевозки;
- Снижение спроса на угль;
- Наметившийся износ угольных шахт, колодцев, разрезов;
- Затянувшаяся реструктуризация отрасли;
- Дефицит хороших кадров.
Не только в мировых масштабах, но и в масштабах страны, сейчас трудно давать прогнозы по поводу развития отрасли, так утверждают специалисты. Ведь на первое место сейчас выходят различные альтернативные источники. Поиск альтернативы уже сейчас ведет к снижению потребления продукта не только на внутреннем рынке, но идет снижение спроса по экспорту. На данный момент основной ориентир сбыта направлен на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Что касается ценовой политики, то в этом вопросе все зависит от спроса не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, а также многое зависит от себестоимости добычи сырья.
Развитие отрасли пока представляется довольно туманно, но не особенно критично. Ведь наши производители могут работать в разных условиях, а добычи угля по подсчетам аналитиков хватит еще на 350 лет в нашей стране. К примеру, в Китае уже все запасы исчерпаны. Но себестоимость нашего продукта может держать любые ценовые показатели.
Источник: https://alto-group.ru