Майдан, АТО, Админреформа и наши деньги …

Админреформа назревала в Украине давно. То, как сейчас работают местные и государственные органы власти, взаимодействие между ними, уровень предоставления социальных услуг, таких, как образование, здравоохранение, социальная защита, удовлетворения культурных запросов людей — не устраивает никого. Есть много концепций проведения административной реформы, они отличаются деталями, механизмами применения, но все сходятся в двух вещах: полномочия местных общин необходимо увеличить, а для этого им нужно больше денег из бюджета. Безусловно, в селе, в городе, в районе лучше видно, что нужно отремонтировать, приобрести или построить, чем с высоких холмов Киева. Да и чиновников на местах легче проконтролировать, куда использованы средства, ведь они живут рядом с нами. И возникает определенное «но». Сама по себе админреформа не увеличит количество денег, которые будут направлены на нужды общины. Учитель не получит большей зарплаты, если его финансировать сельский совет, а не район; денег на медикаменты не станет больше из-за изменения их источники.

Поэтому представим себе бюджет как большой пирог, или торт в виде пирамиды. Но его разрезают не сверху вниз, а горизонтально. Лепешки — это бюджеты различных уровней. Сейчас наиболее массивная, основа — это государственный бюджет. Его делят и крупнейшие куски раздают президенту, прокуратуре, МВД, судам, СБУ, теперь также и армии. Меньшие кусочки идут на выполнение различных государственных программ, еще меньше — субвенции местным общинам … Корж тоньше и меньше в диаметре — областной бюджет, который финансирует областные программы, функционирования областного совета, образование, медицину, культуру и спорт областного уровня, и крошки — для общин. Районный бюджет — еще меньше корж, который в соответствии порезали для образования, медицины, культуры и спорта районного уровня, немного дали районном совете, не забыли о районный соцзащиту. Правда, в районе поделили кусок из государственного бюджета для местных общин, пусть едят. Наименьший лепешку наверху — это бюджет местных общин. Чтобы дополнить картину: представим, что собственные доходы учреждений и бюджетных организаций (аренда, платные услуги, продажа имущества) — это орешки и цукаты, которые случаются у всех лепешках. Их немного, но вкус улучшают. Забыл сказать, что верхний корж надо полить кремом. Это доходы от аренды земли общин, плата за воду, недра местного значения, аренду коммунального имущества, фиксированный сельскохозяйственный налог и другие.

  После проведения админреформы торт не увеличится, изменится толщина и диаметр коржей количество тех, кто их потребляет. В такой немного шутливой форме я описал, как распределяется бюджет сейчас, и, возможно, в недалеком будущем. А как сделать, чтобы денег стало больше, и тратились они более рационально? Есть вещи, которые мы можем сделать уже, только нужна работа местной власти — или города или села или района и поддержка граждан.

Так что для наполнения местного бюджета необходима инвентаризация земель, которые есть в пределах местного совета. Оформить договоры аренды со всеми, кто пользуется земельными участками — будь то магазин или автомастерская, или сельскохозяйственное предприятие. Пересмотреть соглашения на пользование коммунальным имуществом, ставки аренды. Все арендаторы обязаны своевременно платить арендную плату. Выявить места, где несанкционированно добывают полезные ископаемые. У нас особо — это песок и глина. Все стихийные карьеры должны быть закрыты, или соответственно оформленные, а в местный бюджет поступали за это деньги. Прекратить несанкционированную продажу алкоголя и табака. К сожалению, в большинстве сел и городов предприниматели нелегально продают алкоголь. Кроме того, что недополучает средства местный бюджет, эти бизнесмены еще и имеют сверхприбыли по сравнению с теми, кто честно платит за лицензию.

Анализ поступления денег в бюджеты сельских советов показывает, что эти простые шаги способны принести значительное пополнение в их казну. Кое суммы считаются в сотнях тысяч гривен.

Расходы местных бюджетов. Всякое уменьшение является непопулярной мерой, особенно, когда затрагивает зарплату, или какие-то льготы. Но деньги надо считать и рационально расходовать. Следовательно, графики работы местных бюджетных учреждений. Сад должен работать согласно утвержденному графику, Народный дом и библиотека также. Сельский совет должен работать по графику. Все эти учреждения предоставляют услуги людям. Если они не придерживаются графика работы, к примеру, Народный дом работает три дня в неделю с 21.00 по 01.00. — Это не нормально.
Необходимо применять энергосберегающие технологии, понести для этого потери, которые в будущем окупятся. Перевод отопления на твердое топливо, установка энергосберегающих ламп, установка световых реле на уличном освещении и т.д..

Экономия помещений — расположение сада в школе, если позволяет площадь. Объединение школьной и сельской библиотек.

На самом деле экономить не так сложно, нужно всего лишь привыкнуть к мысли, что бюджетные средства необходимо расходовать не менее рационально, чем свои собственные.

Районный бюджет ничем не отличается, разве объемом средств, а соответственно и действиями по их рациональному использованию. Удивляет то, что серьезной работы по экономии средств и увеличение поступлений в районе не было.

А все шаги на поверхности и не надо придумывать велосипед.

Пустые ставки в бюджетных учреждениях, где числятся люди, которые не выполняют никакой работы, или вообще не работают. А это кража денег из бюджета.

Оптимизация работы бюджетных учреждений. Например, переход от стационарного лечения на амбулаторное. Изменение графика работы Народного дома, другое.

Энергосбережению в бюджетных учреждениях.

Контроль за использованием материалов и в первую очередь ГСМ. Ведь нередко автомобили заняты тем, что возят «начальство» по личным потребностям в рабочее и нерабочее время.

Тщательный анализ смет на выполнение работ, или ценовых предложений на приобретение оборудования и материалов.

По доходам в районный бюджет. Один из путей — это максимальное привлечение средств из бюджетов высших уровней, или международных программ. Есть замечательные инструменты — областная программа микропроектов, программа энергосбережения. И обидно, что в 2014 году только отдел образования Сокальской РГА принял участие в этих программах. А где же отдел культуры, отдел молодежи и спорта, центральная районная больница? Подобная ситуация и со средствами областного экологического фонда. Единицы из местных советов подали документы, а общерайонных задачи ни одно не подано. Возникает вопрос: «А откуда у нас возьмутся средства, если даже подготовить и подать документы некому?»

Следующий бюджет, скорее всего, будет приниматься на основе измененного Бюджетного кодекса. Из него пропадет понятие среднесрочной бюджетной ссуды, которая чинила дыру в невыполненных доходах. Придется учиться экономить и зарабатывать. Сможем это сделать с нынешними подходами к делу?

Последний бурный год в Украине снова пробудил у людей надежду, надежду на лучшую жизнь, на свою нужность. На Майдане люди стояли собственного достоинства, на востоке Украины воюют за достоинство государства. И очень плохо выглядит, когда с трибуны чиновник говорит о Майдане, а сам, зная о хищении бюджетных, т.е. выплаты денег, ничего не делает, а что хуже — берет в том участие. С этим нельзя мириться.
В это тяжелое время мы можем помочь себе, государству, людям качественной работой каждого из нас на своем месте и правдой. Правдой перед собой, правдой перед людьми, правдой перед Украиной.

Сергей Костюк, депутат Сокальского районного совета, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета, социально-экономического развития и инвестиций.

 

Голос Сокальщини на GoogleNews