Головна / / Территориально-административная форма — за и против

Территориально-административная форма — за и против

"Революция Достоинства», война на востоке Украины, происходящих в общественно-политической жизни нашего государства заставляют переосмыслить многие вещи. Все Украинцы надеялись и надеются, что вместе с реформами в нашем обществе наступит некоторое улучшение во всех сферах жизни. Время идет и, к сожалению, пока не чувствуем значительные изменения к лучшему, а взамен вместо реформ нам предлагают "псевдо" реформы. В частности, я хотел бы остановиться на так называемой территориально-административной реформе, которая должна была учитывать моменты децентрализации. Почему касаюсь этой темы? Потому что есть более пятнадцати лет стажа работы на различных выборных должностях в органах местного самоуправления, начиная с секретаря поселкового совета, поселкового председателя, председателя районного совета.

Думаю, что большинство граждан нашего государства хорошо понимают, что территориально-административную реформу обязательно необходимо проводить, но провести ее следует качественно, чтобы за короткий промежуток времени она дала бы для новых общин и для государства в целом хороший, положительный результат.

И верховная власть в очередной раз предлагает реформу, которая ничего хорошего для людей не, потому что, собственно не человек стоит в центре этой реформы. Но обо всем по порядку.

5 февраля 2015 года Президентом Украины был подписан Закон Украины "О добровольном объединении территориальных общин", который предусматривал разработку "Методики формирования способных территориальных общин". Такая методика была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 2015 № 214.

Так вот, согласно п.1 ст. 2 данного Закона, добровольное объединение территориальных общин сел, поселков, городов осуществляется с соблюдением следующих принципов: конституционности и законности; добровольности; экономической эффективности; государственной поддержки; вездесущности местного самоуправления; прозрачности и открытости; ответственности.

Хочу подчеркнуть, что добровольность, как принцип к объединению идет пунктом 2, то есть один из ключевых.

На основании вышеупомянутых правовых документов началась данная работа и в нашем Сокольском районе.

28 мая 2015 года  журнал "Голос з-над Бугу" (№43-44) обнародовал перспективный план территориальных общин Сокальского района, который предусматривал сформировать на территории района девять территориальных общин (Сокальский, Скомороховськая, Тартаковская, Силецкая, Великомостовская, Белзька, Островская, Забугское, плюс Червоноградская). Через две недели, 11 июня 2015 года этот же журнал (№47-48) обнародовал уже другой вариант перспективного плана территориальных общин Сокальского района, который предусматривал сформировать на территории района пять территориальных общин (Сокальский, Силецкая, Великомостовская, Белзька, Червоноградская ).

Ни первый, ни второй варианты перспективного плана территориальных общин Сокальского района основательно не обсуждался с территориальными общинами, но уже 7 июля 2015 года решением Львовского областного совета № 1380 "Об одобрении проекта Перспективного плана способных территориальных общин Львовщины" был утвержден второй вариант. Хотя в преамбуле решения была ссылка на Закон Украины "О добровольном объединении территориальных общин", но никакой добровольностью здесь даже и "не пахло". В подтверждение этого хотел бы привести пример, который имел место в нашем районе. Во исполнение Закона по инициативе Жвирковского поселкового головы Ивана лохматое и Савчинский сельского головы Василия Кальки было проведено всю необходимую работу по добровольному объединению территориальных общин, а именно: 20 марта 2015 года сессия Жвиркивского поселкового совета, а 31 марта того же года сессия Савчинский сельского совета поддержали инициативу голов по добровольном объединении общин. Соответственно 26 апреля с. г.. было проведено общественное обсуждение предложений по инициирования добровольного объединения территориальных общин в с. Завишень, а аналогичное, 12 мая с. г.., в с. Свечение. На основании общественных обсуждений очередные сессии 6 тавного 2015 года Жвиркивского поселкового совета, а 26 мая 2015 Савчинский сельского совета приняли итоговые решения о создании добровольного объединения Жвиркивской территориальной общины.

Весь необходимый пакет документов по добровольному объединению Жвиркивской территориальной общины был завезен в отдел реформ Львовской областной государственной администрации, а второй экземпляр документов отправлено по почте заказным письмом с уведомлением 28.05.2015 г.. Во Львовский областной совет и областную государственную администрацию. Это подтверждают сообщения о получении документов адресатами 29.05.2015 г..

Прошло более 10 месяцев, а до сих пор никто не дал ответа на эти обращения, поскольку наверное, не взял их во внимание. Вот, вам пример добровольного объединения.

Откуда берутся такие перспективные планы территориальных общин и кто их так "тщательно" готовит? По этому поводу 15 декабря 2015 года был направлен депутатский запрос депутатов Сокальского районного совета VII созыва, которое подписали 21 депутат из 37, в Львовской областной государственной администрации. В январе уже этого года районный совет получила ответ за подписью первого заместителя председателя Львовской ОГА Г. Замлинского. Вот выдержки из нее: "Основной парадигмой реформ в государстве по децентрализации является экономическая состоятельность территориальных общин. В Украине сформировано целостное и системное законодательство административной, территориальной и финансовой децентрализации. Законом, определяющим отношения органов местного самоуправления в части децентрализации, которые возникают в процессе добровольного объединения территориальных общин сел, поселков, городов является Закон Украины "О добровольном объединении территориальных общин".

Здесь у меня возникает большой вопрос, а как определяется "экономическая способность общин"? Ведь для того, чтобы ее определить мы должны иметь четкую, прозрачную, стабильную базу налогового и бюджетного законодательства, что дало бы общинам быть самодостаточными и готовыми к выполнению возложенных на них государством и обществом полномочий.

А о чем нам говорит "Методика формирования способных территориальных общин"? В ней определяется, что: "способна территориальная община территориальные общины сел (поселков, городов), которые в результате добровольного объединения способны самостоятельно или через органы местного самоуправления обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг, в частности в сфере образования, культуры, охраны здоровья я, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, с учетом кадровых ресурсов, финансового обеспечения и развития инфраструктуры соответствующей административно-территориальной единицы ".

А скажите, как можно определить надлежащий ли надлежащий уровень предоставляемых услуг? Одно из главных требований "Методики формирования способных общин" является "своевременное скорой медицинской помощи в неотложных случаях и пожарной помощи, не должна превышать 30 минут". Как выполнить это требование, при запланированных четырех объединенных территориальных общинах, если, в частности в нашем районе, состояние инфраструктуры, а это дороги, связь, здания, не соответствует элементарным допустимым требованиям, а порой является критическим.

Также хотел бы остановиться на моменте объединения городских и сельских общин. Проблематика городской общины очень отличается от сельской и это вам подтвердят председателя нынешних общин. Здесь, по моему мнению, следовало бы учесть польский опыт. Например, город Грубешив является центром городской и сельской (объединение сел вокруг Грубешова) общин, но каждая из общин имеет свою администрацию и свое управление.

По моему убеждению, сейчас в нашем обществе идет борьба между двумя концепциями территориально-административной реформы Романа Бессмертного и Юрия Ганущака. По первой за основу берется территориальная община, которая насчитывала 5000 жителей, а вторая определяет населенный пункт, который становится центром объединенной территориальной общины. Считаю первую концепцию более приемлемой, так как за основу берутся люди, для которых эта реформа должна принести благосостояние.

Понимаю, что в идеале, без ошибок, провести любую реформу невозможно, а тем более, такую масштабную, как административно-территориальная да еще и с децентрализацией полномочий. Также считаю, что проведение такой реформы будет наталкиваться на яростное сопротивление с разных сторон. Поэтому для этого нужна мощная политическая воля как Президента Украины, Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, так и самих территориальных общин.

У Тараса Шевченко есть слова поэзии: "… Но не все равно мне, как Украина злые люди усыпят, лукавые, и в огне Ее, окраденую, возбудят … Ох, не одинаково мне».

Убежден, что в статье не отражен всей проблематики реформы, поэтому просил бы всех, кому не безразлично, как нам дальше жить, высказать свои мысли.

Олег Солодяк, председатель фракции "Украинское объединение патриотов" УКРОП "в Сокальской районном совете, председатель депутатской комиссии по вопросам промышленности, инфраструктуры, коммунального имущества и предпринимательства.

    

Залишити відповідь

Ваша поштова адреса не опублікується. Необхідні поля позначено *

*

двадцать + 19 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.