З сесії райради

Сокальская районный совет принял обращение относительно формирования на территории района семи объединенных территориальных общин

Во вторник, 4 октября, на заседании комиссии по вопросам дорожного хозяйства, инфраструктуры, регулирования земельных отношений, административно-территориального устройства, планировки территории и архитектуры Львовского областного совета состоялось публичное заслушивание и обсуждение проектов Перспективных планов состоятельных территориальных общин Львовщины шести районов.

Депутаты одобрили проекты Перспективных планов Николаевского, Стрыйского, Сокольского и Жовковского районов. Такие районы как Турковский и Дрогобычский перенесли на следующее заседание. Представители местных советов Сокальщины, районной власти, депутат областного совета от Сокальского района не согласились с таким решением комиссии в отношении нашего района. Свое мнение по этому поводу высказали на пресс-конференции с представителями местных СМИ депутат Львовского областного совета Сергей КАСЬЯН и председатель Сокальского районного совета Николай ПАСЬКО.

Сергей КАСЬЯН, депутат Львовского областного совета:

– 4 октября в конференцзале Львовской областной государственной администрации состоялось заседание комиссии по вопросам дорожного хозяйства, инфраструктуры, регулирования земельных отношений, административно-территориального устройства, планировки территории и архитектуры, которую возглавляет Владимир Саган (партия «Блок Петра Порошенко»), на котором состоялось публичное заслушивание и обсуждение проектов Перспективных планов состоятельных территориальных общин Львовщины шести районов, среди которых и наш – Сокальский. На заседание от Сокальщины прибыло 15 голов местных советов, председатель Сокальского районного совета Николай Пасько, первый заместитель председателя Сокальской РГА Ирина Задолинная, руководитель аппарата Вера Білець и руководитель финансового управления РГА Галина Леонова. Хочу подчеркнуть, что обсуждение этого вопроса во всех районах происходило непросто, но всегда члены комиссии учитывали позицию общин, шли на компромисс. И в тех районах, где были проблемные вопросы, где надо было уточнить границы общин или их количество, рассмотрение переносилось на следующие слушания. И вот пришла очередь Сокальского района. Сокальская районный совет, Сокальская райгосадминистрация, общины, я, как областной депутат предложили создать на территории Сокальского района семь общин: Белзьку, Великомостовская, Силецкий, Забужское, Тартаковская, Сокальский и город Червоноград. Мы хотели представить альтернативные предложения общин, районного совета и райгосадминистрации нашего района, и почему их не приняли во внимание. Председатель комиссии Владимир Саган был настроен, чтобы проголосовать за образование четырех общин в Сокальском районе. Меня больше всего поразило то, что до города Червонограда имеют приобщить кроме Сосновки и Горняка, еще и Силецкий, Межиричанская, Волсвинську, Острівську сельские советы. Мы с председателем Сокальского районного совета Николаем Пасько убеждали, что необходимо создать независимую Силецкий общину, вопервых уже проведены слушания, и три сельские совета проголосовали за создание Силецкий общины. Депутаты этих советов провели поименные опросы среди населения, и почти 80 процентов граждан изъявили желание создать независимую Силецкий общину, а двадцать – за присоединения до Червонограда. А Островский сельский совет вообще хочет присоединиться к Сокальской объединенной общины. Наши аргументы не принимались во внимание.

Фактически все шесть общин Сокальского района есть самодостаточные. Только у Тартаковская общины будет минусовый баланс по средствам, а все остальные – финансово самодостаточны. Также выступали сельские головы из Междуречья, Карова. Вопрос о перспективных общин Сокальского района рассматривался как-то в спешке. Сокальская делегация просила перенести его рассмотрение, как это сделали с другими районами. Однако нас не услышали. Голосовали трижды. Первый раз из одиннадцати присутствующих членов на заседании комиссии проголосовало три. Второй раз – шесть, а результативным голосование есть семь голосов из тринадцати. И только с третьей попытки набралось семь голосов. И таким образом был утвержден Перспективный план четырех состоятельных общин. Это нас возмутило. Сокальская делегация демонстративно вышла, выразив свое недовольство. Я обратил внимание, что до нашего района был очень тенденциозный подход. Наиболее недовольными были три сельские советы Силецкий, Междуреченская и Воловодовский, которые провели все необходимые объединительные процедуры, они сдали в Центр офисных реформ все документы, которые им вернули безосновательно. Мы сделали для себя вывод, что это идет лоббирование Червонограда и энергетиков по созданию мощной Червоноградской общины. Если Червоноград хочет быть в одной общине с Соснівкою и Горняком, то для того есть все предпосылки. Они могут иметь смежные территории по дорогам, которые им выделяют сельские советы. И я убежден, что это процесс не децентрализации, а централизации, потому Червоноградская община будет насчитывать 93 тысячи жителей. То о каком будущем развитии Силецкий общины можно говорить?!

Приведу несколько аргументов, которые свидетельствуют, что Силецкая община может быть вполне самодостаточной и независимой. На территории будущей Силецкий общины расположены угольные предприятия. Все годы существования Львивськоволинського угольного бассейна, к большому сожалению, создавалась инфраструктура в Червонограде, Сосновке, Горняке, только не в Деревушке, Междуречье и Волсвині. В с. Селец еще до этого времени нет детсада, у Волсвині не создана амбулатория семейной медицины, в Междуречье – помещение школы, отсутствует централизованное водоснабжение и другие проблемы, которые необходимо решать. Но самая большая беда этой общины являются экологические проблемы. На этой территории много лет работала Центральная обогатительная фабрика, нынешняя угольная компания, террикон, хвостохранилище – это экологическая бомба замедленного действия. И за то, что община не имела никакого влияния на деятельность Львовской угольной компании, были нарушены технологические процессы по складированию породы, и сейчас из-за этого немало проблем. Если бы был контроль со стороны общества этого бы не произошло. Скажу больше. Сегодня Межиречанской сельском совете Львовская угольная компания задолжала до двух миллионов гривен, поэтому и эта сельский совет не может выполнить местный бюджет.

На угольной компании назначен арбитражный управляющий, который руководит производственным процессом. Мне известно, что там перерабатывают уголь, и за это получают средства. Законно это или не законно – не мне судить. Куда эти средства идут мне неизвестно, но в сельский бюджет Межиричанского сельского совета не поступают. И еще. В свое время была закрыта бывшая шахта №5. К сожалению, это происходило с нарушением технологических процессов. Варварским методом были разграблены помещения, которые еще много лет могли служить людям. На территории будущей Силецкий общины должны закрыть еще две шахты, если не будет надлежащего общественного контроля, то снова получим запущенные территории, ветхие помещения. Поэтому я считаю, что Силецкая община должна быть независимой, а партнерские отношения с городом Червоноградом и с Сокольской общиной должен строить на добрососедских условиях. Как это было всегда. Надеюсь, что Львовская областная рада не поддержит решение комиссии, которое было «проштовхнуте» в такой способ, как в 2014 году диктаторские законы в Верховной Раде. А мы, в свою очередь, на этом не остановимся, будем отстаивать свои позиции. Была попытка уже 11 октября на заседании сессии Львовского областного совета рассматривать Перспективные планы состоятельных общин Сокальщины, но на заседании президиума Львовского областного совета заместитель председателя Львовского областного совета Владимир Гирняк (партия «Гражданская позиция») предложил, чтобы этот вопрос рассмотрели на следующем пленарном заседании. Хотим это время эффективно использовать и найти единственное правильное конструктивное решение для того, чтобы адміністративнотериторіальна реформа состоялась в интересах общины Сокальщины. Хотим заручиться поддержкой общины и депутатов Верховной Рады.

Несколько слов хотел бы сказать о Тартаковская и Забужское общины, где еще не проведены объединительные процессы по их созданию. Не во всех общинах проведены собрания, опросы населения, например, в Забузькій общине появляются три центра: Жвирка, Опольское и Хоробров. Это нехорошо. Потому что у нас до областного и Верховного советов идти с общей, взвешенной позицией. Поэтому должны совместно поработать и до пленарного заседания сессии областного совета сформировать единое мнение относительно Перспективных планов состоятельных общин Сокальщины.

Николай ПАСЬКО, председатель Сокальского районного совета:

– На публичное заслушивание и обсуждение проекта Перспективного плана состоятельных территориальных общин Сокальского района, которое состоялось 4 октября на профильной комиссии по вопросам дорожного хозяйства, инфраструктуры, регулирования земельных отношений, административно-территориального устройства, планировки территории и архитектуры Львовского областного совета, поехала делегация в составе 23 человек. В этот день также заслушивались, кроме нас, еще пять районов.

Сокальский район рассматривали четвертым. Львовская областная государственная администрация предложила в Сокальском районе, который является крупнейшим сельскохозяйственным районом в области, создать четыре городские объединенные общины. Это Червоноградская, с населением более 93 тысяч жителей, Сокальская – более 53 тысяч, Белзька – 15,5 тысячи, Великомостовская – почти 13 тысяч человек.

Камнем преткновения стало создание большого Червоноградской городской объединенной территориальной общины. Это вызвало сопротивление у сельских голов, которые территориально находятся рядом с городом областного подчинения, и боятся, что если их сельские советы, на территории которых проживает до 10 тысяч населения, войдут в состав такой общины, то могут раствориться в проблемах большого города. У сельских советов, например Межиричанская и Силецкий, есть много собственных проблем, которые те пытаются решить в формате сельского совета. Червонограду нужна земля для развития города. К тому же очистные сооружения города, кладбище на землях других местных общин, в частности, Островской и сельских советов.

Вторая причина – экономическая. По расчетам при создании Червоноградской территориальной громады в формате Червоноград, Сосновка, пгт. Горняк – эта община будет убыточной. Сейчас у них есть проблема: на баланс города передали профтехучилища, что увеличило расходы и потянуло весь бюджет к низу. Если эта проблема будет снята, то Червоноград будет иметь средства для развития. В то же время бюджет предложенной Силецкий общины (Селец, Междуречья, Волсвин, Остров) будет иметь профицит 28 миллионов 800 тысяч гривен. Похоже на то, что кто-то хочет решить проблемы большого города за счет Силецкий сельского совета, которая сейчас платит реверсную дотацию, то есть возвращает ее в государственный бюджет.

К тому же на сегодня Силецкий сельский совет прошла все процедуры для объединения: провела слушания, состоялись сессии сельских советов. Они подали весь пакет документов в областную администрацию на объединение трех сельских общин: Силецкий, Межиричанская, Волсвинської. Однако областная администрация вернула им решения. Процесс создания Силецкий объединенной территориальной общины почему-то приостановили. Зато Сокальском района пытаются навязать большую Червоноградскую объединенную территориальную общину. Понятно, что она поглотит сельские общины и сельское население не будет иметь приоритета. Мы уважаем своих соседей и желаем Червонограда развития и процветания, но не за счет территории Сокольского района, а в том формате, который он имеет.

Районный совет совместно с районной государственной администрацией в течение весны и лета проводили встречи и консультации с главами местного самоуправления. И пришли к компромиссному варианту – создание семи территориальных общин в Сокальском районе. Это общины – Белзька, Великомостовская, Силецкий, Тартаковская, Сокальская, Забузька, Червоноградская. В плане административнотерриториальной реформы Сокальского района, который разрабатывали ученые, тоже есть Силецкая и Тартаковская общины (на сегодня этот план утвержден Постановлением Кабинета Министров и требует лишь доработки). Почему сейчас Львовская ОГА предлагает создать только четыре общины? Это изрядно обеспокоило жителей района. Почему никто не хочет учесть их пожелания?!

29 сентября Сокальская районный совет принял обращение к Верховной Рады Украины, Кабинета Министров, Львовской областной государственной администрации, Львовского областного совета по формированию на территории Сокальского района семи объединенных территориальных общин. Мы считаем, что их создание больше соответствует цели закона о добровольное объединение состоятельных территориальных общин, где соблюдены принципы, частности, расстояние 25 км. Ведь цель реформирования-сделать административные услуги доступными для граждан и дать им возможность принимать решения на местах.

Финансовое управления Сокальской РГА сделало расчет способности территориальных общин Сокальщины, поскольку на это делается основной акцент. И все семь общин, которые мы предложили, являются прибыльными. Похоже, что кто-то пытается лоббировать интересы Червонограда, и решить его проблемы за счет сельских территорий Сокольского района. Иначе как можно объяснить то, что вопреки всем доводам и выступлениям представителей от Сокальщины, которые отстаивали свою позицию, члены комиссии их даже не приняли во внимание. А председатель комиссии Владимир Саган сказал, что они не услышали никаких замечаний относительно создания четырех крупных общин. Вопрос трижды ставили на голосование, и только на третий раз с трудом набрали семь голосов. Решение все-таки приняли…

Это вызвало резонанс и сопротивление наших сельских территорий и руководителей органов местного самоуправления, поскольку получается, что областной совет решает посвоему, и навязывает нам такой план реформирования. Сельские головы видят, что их сельские территории, как и интересы сельских жителей будут ущемлены. Разве не нонсенс создать Червоноградскую территориальную общину, которая была бы по количеству населения больше, чем весь Сокальский район? Какая же это децентрализация? Однако минюст считает, что городу областного подчинения нужно развиваться. К тому же пгт. Горняк и м. Сосновка находятся на территориях других сельских советов Сокальского района. Когда этот вопрос возник, эксперты начали спрашивать, как вы собираетесь это решать? То Межиричанский и Силецкий сельские головы заверили, что они готовы предоставить коридор, чтобы было сообщение между Горняком, Сеснівкою и Червоноградом. Как этого требует закон. Поэтому ничто не мешает существовать Червоноградский территориальной общине в том формате, в котором она есть. Почему никто не учитывает, что у сельского населения свое видение, своя ментальность, у городского – своя.

По Сокальской территориальной общине ситуация аналогичная. Сельские головы не хотят идти до города. Мы надеялись, что быстрее произойдет объединение общин в составе Великомостивской городской общины. Поскольку когда-то так сложилось, что был Великомостовская район. Однако и здесь почему-то процесс затянулся. Великомостовская городской совет направил предложения как инициатор объединения, законодательством предусмотрена такая процедура, какие территории предлагает к объединению, и на этом все зависло.

Я был в каждой территориальной общине и общался непосредственно с людьми. Многие жители не понимают сути реформы и не знают, какие преимущества получат от нее. А то кто знает, кто посчитал и увидел, те хотят такой реформы. Уже есть положительные примеры. Я был в Жидачевском районе, где Гніздичівська община объединила три сельских совета. Это небольшая община до 10 тысяч населения. Она успешная, потому что там функционируют предприятия, которые платят налоги и община развивается. Областной совет утверждает, что не создает территориальные общины, только утверждает Перспективный план. В чем разница? Если сельские общины объединяются по собственному желанию, а не по Перспективному плану, они не получают статус объединенной территориальной общины, поэтому не будут иметь финансовой поддержки со стороны государства и не получат статуса районного бюджета. Следовательно не смогут собирать соответствующие налоги. Это суммарно получается неплохая сумма. Эти расходы они будут направляться на содержание всех бюджетных учреждений: образовательных и медицинских учреждений, управления. Это не простой процесс и общины сами будут решать куда направлять средства, которые в них останутся. Если же сельские территории объединятся не в рамках Перспективного плана, они будут считаться большой сельской общиной без бюджетных преференций. Поэтому разница большая. Принятие Перспективного плана – это борьба за состоятельность наших сельских территорий.

Почему власть боится тех маленьких общин, потому что есть негативные примеры, когда объединились в некоторых районах, общины, которые были финансово не способны. Сейчас они не могут удержать учреждения образования, кроме того это разбалансировало районный бюджет. Им никто не добавит средств, поэтому у них будут проблемы с выплатой заработной платы для бюджетной сферы. Как правило, первыми объединяются территориальные общины, которые являются успешными в финансовом плане, которые платили большую часть районного бюджета.

Утверждение Перспективного плана состоятельных общин – это будущее наших сельских территорий. Однако в этом деле есть много подводных камней, и теперь все зависит от того как проголосует областной совет. Мы заручились поддержкой различных политических сил, которые представлены в областном совете. Надеемся, что они проголосуют сознательно. Вместе с тем ведем переговоры с руководством областного совета. К сожалению, с Офисом реформ Львовщины мы не нашли понимания. Они поддерживают другую сторону. Сокальский район они не воспринимают и не слышат наших аргументов. Одна надежда на депутатов областного совета, которые приняли позицию Сокальского района, в частности, относительно создания независимой Силецкий общины, что нас больше всего интересует и болит, потому что здесь есть четкая позиция со стороны местных органов самоуправления.

Мы искали компромиссное решение, которое подтверждает финансовую состоятельность общины. Доступность до центров будет способствовать улучшению жизни и предоставлению качественных услуг для населения, будет способствовать развитию инфраструктуры. Наша задача районной власти, провести этот этап реформирования одномоментно, чтобы все территории имели возможность за один бюджетный год объединиться в общины, чтобы в дальнейшем они самостоятельно работали на своих территориях. Местным советам уже время определиться и официально начать процесс объединения. Эту дорогу прошла только Силецкий община. К сожалению, другие председатели сельских советов, на словах декларируют объединение, а, к большому сожалению, официально ничего не делают. Чем это опасно? Тем, что закончится добровольное объединение, и нас принудительно заставят это сделать, но так, как «на верху» считают нужным. Вот почему общинам нужно активнее вступать в переговоры и объединяться. Чем скорее мы это сделаем и предложения пойдут на область, тем у нас есть большая перспектива отстоять объединения семи общин. Мы не можем терять времени, чтобы нас не объединили сверху, потому что уже ведутся разговоры, что из закона уберут слово «добровольное» объединение общин, и Верховная Рада примет свое решение. Опыт Европы по созданию объединенных общин показывает, что реформа была завершена тогда, когда забрали слово «добровольное». Давайте совместно подумаем о будущем Сокальского района и наших детей и объединимся.

Оксана ПРОЦЬ, Любовь ПУЗИЧ.

Фото Оксаны ПРОЦ.

Голос Сокальщини на GoogleNews