Про освіту

Качественное образование — необходимое условие демократического общества

В Национальной стратегии развития образования в Украине до 2021 года указано, что образование стратегический ресурс социально-экономического, культурного и духовного развития общества, повышения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления международного авторитета и формирования положительного имиджа нашего государства, создание условий для самореализации каждой личности. Все понимают, что качественное образование является необходимым условием обеспечения устойчивого демократического развития общества, гуманизации общественно-экономической отношений. О состоянии образования в нашем регионе свидетельствуют выводы, которые отражены в постановлении Верховной Рады от 5 июня 2014 г. .: "Об одобрении Рекомендаций парламентских слушаний на тему:" Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения ": учебно-материальная база части школ недостаточно для успешной реализации всех требований, предусмотренных образовательными стандартами; школьные учебные кабинеты оснащены дидактическими средствами и оборудованием лишь на четверть; почти отсутствует рынок по изготовлению учебных приборов и школьного оборудования, 50 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте, еще существуют общеобразовательные учебные заведения, которые не обеспечены спортивными залами; чрезвычайно критическим является состояние дорог в сельской местности; недостаток компьютерной техники и программных средств обучения; растет доля педагогов пенсионного возраста; снижается престижность педагогического труда, что связано в том числе с недостаточным уровнем оплаты труда, социальной защиты педагогов …

Школа зависла где в 10-15ричний давности и технологически, и методологически.

Вышеназванные проблемы касаются и образования нашего района.

Однако, несмотря на существующие материальные трудности, политическую нестабильность в государстве, благодаря значительным усилиям руководителей, педагогических коллективов, показатели развития образования Сокальщины за 2013/14 учебный год одни из лучших среди районов области, все учебные заведения района, несмотря на полное безденежье, готовы к новому учебному году.

Дошкольное образование

Педагоги дошкольного звена работали над реализацией Государственной целевой программы развития дошкольного образования на период до 2017 года, над созданием условий для реализации Государственного стандарта дошкольного образования. Стратегическое развитие дошкольного образования обеспечивает Программа развития дошкольного образования Сокальского района на период 2012-2017 гг.

Благодаря участию в українськопольськобілоруському проекте, удалось реорганизовать 6 школ в навчальновиховного комплексы "Школасад" с функционированием краткосрочных групп. Сегодня имеем 22 навчальновиховного комплексы "Школасад" (12 заведений реорганизовано за 5 лет), вместе с дошкольными учреждениями сеть ДОУ составляет 60 учреждений.

С сентября 2013 функционирует электронная очередь набора детей в дошкольные учреждения, постоянно ведется мониторинг потребности получения дошкольного образования через функционирование единого сайта.

Коллективы ДОУ успешно работали над внедрением новой программы "Украинский дошкольного"​​, реализовывали систему новых мероприятий по развитию детсадов по приоритетным направлениям.

Результатом дифференцированного и проблемного подхода к организации методической работы с педагогами дошкольного является достижение в педагогических конкурсах. ДУЗ №7 г.. Сокаль стал лауреатом Всеукраинского конкурса "Методический аспект организации опытно-экспериментальной деятельности педагогов"; ДУЗ №8 г.. Сокаль лауреат областного этапа оглядуконкурсу на лучшее физическое воспитание в дошкольных учебных заведениях Львовской области.

Общеучебных ЗАВЕДЕНИЯ I СТЕПЕНИ

ОУЗ I в. работали над внедрением новых государственных стандартов в 2 классе, над созданием условий для качественного преподавания иностранного языка и предмета "Ступеньки к информатике" (вопросы состояния преподавания последнего изучалось РМК в Белзским образовательном округе, о чем сделаны позитивные выводы относительно качества преподавания, ИКТграмотности учителей, уровня знаний учащихся). Учителя ОУЗ I в. активно работали в различных методических формированиях.

В Шарпанецький ОШ И ст. провели районный семинар заведующих ОУЗ I в., в рамках которого представлен программу школы и выработаны общие мероприятия по подготовке начальной школы к внедрению новых государственных стандартов начальной школы: проблемы и перспективы. В Перемисловицькому и Опольское НПК "ОШ И ст. Детский сад" на высоком уровне проведены методические дни, которые представили работу коллективов над научными темами, результаты работы по направлению и итоги работы с одаренными детьми. Каждый из мероприятий посетили более 25 педагогов округа. В педагогических конкурсах активными участниками и призерами есть учителя Бояницькои ОШ И ст. (3 конкурса), Глуховского НПК "ОШ И ст. Детский сад", Завишенського "ОШ И ст. Детский сад" (1 конкурс). Однако следует активизировать участие педагогов ОУЗ I в. в конкурсе "Учитель года". В коллективах Перемисловицького, Боровского НПК проведена значительная работа по открытию дошкольных отделений.

ОБЩАЯ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сеть общеобразовательных учебных заведений осталась без изменений это 67 ОУЗ, в которых по предварительным данным учится 9000 учеников. Бутынский, Межиричанская, Куличкивська, Себечивська школы изменили статус на НПК "Школасад".

Количество учащихся по предварительным данным увеличится на 40 (из них, первоклассников на 30). Однако в Глуховском НПК, Дибровский, Мативський и Бояницький ОШ в первый класс придут учиться по одному первокласснику. Году увеличится количество класивкомплектив с 518 до 523.

Педколлективы работали над внедрением новых государственных стандартов и программ в 2х и 5х классах, над реализацией профильного обучения в 10ти опорных школах.

Трудом удалось создать условия для преподавания предмета "Ступеньки к информатике" в 2х классах. Все школы района не отказались от изучения второго иностранного языка. Впервые ученики многих школ начали изучать новые спецкурсы по финансовой грамотности, предпринимательства, основ налоговых знаний, интересные курсы по психологии.

Приоритетом в работе школ была реализация государственной программы развития естественно-математического образования.

Однако не просто было реализовывать программу внедрения в учебно-воспитательной процесс информацийнокомп`ютерних технологий "Сто процентов". Учитывая состояние финансирования образования, последняя программа, в части компьютерного обеспечения учебных заведений, не выполнялась. Остается проблема изношенности компьютерной техники в школах.

Несмотря на эти проблемы, педагоги района имеют положительные наработки: теме информатизации сельской школы были посвящены результативные семинары директоров в ДВИРЦОВСКЕ, Борятинский, Домашивському НПК; проводилась работа по развитию информационного пространства школ: функционируют (хотя не все на должном уровне) сайты 100% ОУЗ; активно работает информационный портал методического кабинета; в течение года дважды проведен мониторинг функционирования сайтов школ и представлен лучший опыт по организации работы школьного интернет-ресурсах на совещаниях руководителей; активизировалась блогов деятельность педагогов; сайты Сокальской СШ ииии ст. №3, Тудорковицькои ОШ III ст. стали лауреатами Всеукраинского конкурса на лучший сайт школы.

Согласно плану работы департамента, в 13 ОУЗ района проведено мониторинговое исследование состояния внедрения информацийнокомп`ютерних технологий в общеобразовательных учебных заведениях, результаты которого являются одними из лучших в области.

В течение года большое внимание уделялось обеспечению контроля за объективностью оценивания учебных достижений учащихся, в частности выпускников школ. В 2013/2014 н. г.. учебные заведения закончили: 836 выпускников 9 класса, из них 51 награждены свидетельством с отличием (6,1%); 609 выпускников 11 класса, из них 43 награждены золотыми, 8 серебряными медалями (8,4%).

ПРОГРАММА "Одаренный ребенок"

Эта программа, которая действует последний год, отражает современные подходы к организации работы с одаренными детьми и обеспечивает принцип системности в данном направлении. Акцентами в работе с одаренными детьми в уходящем году, стала организация проектной, научноисследовательских работы, проектирование мероприятий по выявлению одаренности в младшем школьном возрасте, широкое привлечение учащихся к Интернетконкурсив и олимпиад.

Как результат системной и творческой работы педагогов значительные успехи наших одаренных учащихся: победителями III этапа олимпиад стали 46 учащихся ОУЗ района (всего из них это ученики Сокальской гимназии им. Олега Романова, Великомостовского НПК "ОШ ииии ст. Детский сад", Сокальской СШ №3 ). В итоге, на шкале рейтинговой оценки результатов областных олимпиад, Сокальский район занял вторую позицию среди всех районов и общую 7му позицию среди 36ты районов и городов (в том числе районов г.. Львова). По рейтинговой шкале анализа уровня (качества) выполнения заданий учащимися на олимпиадах областного уровня команда Сокальского района занимает одну из лучших позиций в области. Более с половины предметов, из которых происходили областные олимпиады, юные интеллектуалы школ Сокальщины продемонстрировали высокие результаты.

Это свидетельствует о высоком уровне организации навчальновиховного процесса, модернизацию работы с одаренными детьми в наших школах, объективность проведения районных олимпиад и определения их победителей. Поэтому, по сводной оценке "Общий рейтинг районов (городов) по количеству победителей Всеукраинских ученических олимпиад по базовым дисциплинам и Всеукраинского конкурсузахисту научноисследовательских работ учнивчленив МАН" Сокальский район занял первую позицию среди районов и общее пятое место в области.

внешкольного образования

Не изменилась сеть внешкольных заведений района, обучением в ПНС было охвачено 2872 ученика (31%).

Внешкольные заведения работали над реализацией государственной целевой программы развития внешкольного образования до 2015 года и имеют высокие результаты в работе с одаренными детьми.
Коллектив Сокальской МАН достиг высоких результатов за 10 лет истории заведения.

22 слушатели МАН стали победителями и призерами областного этапа Всеукраинского конкурсузахисту научноисследовательских работ. Ученица Сокальской гимназии, слушательница творческого объединения юных историков (руководитель С. Мусий) Ирина Кинах получила I место в Киеве и стала президентским стипендиатом, получила дополнительно 50 баллов к ЗНО по истории Украины и одной из первых была рекомендована на бюджетную форму обучения КиевоМогилянская академией .

Ученики заведения Роман Песня и Роксолана Дмитрук представляли Львовщину на III Международной конференции "Украина глазами молодых". Команды околичностей получили призовые места на областных турнирах юных математиков, физиков, химиков. В целом, по итогам работы, более 90 слушателей стали победителями и призерами областных и всеукраинских конкурсов и турниров, 9 учителей награждены грамотами областной МАН.

20 самых результативных слушателей Сокальской МАН награждены денежными премиями Благотворительного фонда "Будущее Украины. Сокальщина" (10 из них дети из льготных категорий).

Итак, по результатам работы за 2013/2014 н. г.., Сокальский МАН получила второе место в областном рейтинге и первое среди районных МАН.

Воспитанники ДЮСШ получили на областных соревнованиях более 9 абсолютных и 40 призовых мест в областных соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, пляжному волейболу, плаванию.

На Чемпионате Украины "Детская лига" по волейболу команда ДЮСШ заняла V и место. Такой же результат на Чемпионате Украины по легкой атлетике завоевала Кристина Мигасюк.

Воспитанники СЮТ активные участники и призеры областных и всеукраинских конкурсов и соревнований.

В прошлом учебном году они завоевали 38 призовых мест на областном уровне и заняли 10 призовых мест в всеукраинских виставкахконкурсах "Наш поиск и творчество тебе, Украина".

За учебный год творческий коллектив Сокальского ДДЮТ подготовил 5 призеров международных конкурсов, 12 всеукраинских, 37 областных. В течение учебного года руководители кружков и воспитанники названного ПНС провели около 20ти мероприятий, акций районного уровня.

Кружковцы ЦДЮТ г. Великие Мосты. Гордятся победой на Всеукраинском конкурсе декоративно прикладного искусства, а также получили 37 побед областного уровня.

Четыре победы областного уровня с декоративноужиткового искусства получили воспитанники Дома творчества г.. Белз.

2014 мы провели под эгидой празднования 200риччя со дня рождения Т. Г. Шевченко. В областном конкурсе проектов воспитательных дел "Тарас Шевченко и наш край" победили проекты, которые подготовили коллективы Сокальской ОШ ииии ст. №5, Сокальской гимназии им. Олега Романова, Сокальской СШ • ииии ст. №3.

Также в областном педагогическом конкурсе на лучший конспект урока по украинской литературе "Изучение творчества Шевченко в 9м классе" первое место заняла учитель Сокальского НПК №4 М. обдирки.

Ученица Сокальской МАН Роксолана Дмитрук победила на Всеукраинском конкурсе "размахом души", посвященном Т. Шевченко.

Новый 2014/15 учебный год ставит перед нами новые стратегические задачи: реализация основных задач развития образования и задекларированных в программе развития образования Сокальщины на 20132017 гг. Как основного стратегического документа педагогов; результативное внедрение новых государственных стандартов и программ в 3 и 6 классах: переориентация содержания образования на реализацию компетентностного и деятельностного подхода к образованию; объединение всех возможных ресурсов и усилий, творческого потенциала педагогических коллективов для того, чтобы в учебных заведениях нашего региона дети получали качественное образование; активное привлечение педагогического сообщества к обсуждению новых проектов по изменениям в законодательстве, которое касается дошкольного и среднего образования; переориентация системы воспитательной работы на гражданское, национальнопатриотичне воспитания; поддержка функционирования учреждений образования, их подготовка к отопительному сезону в сложных экономических условиях.

Начало 2014-2015 учебного года приходится на период борьбы Украины с российской агрессией, временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя. Учитывая вызовы, стоящие перед страной, педагогическим работникам необходимо внести коррективы в практику воспитательной работы и защиты прав детей школьного возраста. Педагоги и психологи могут сделать многое для того, чтобы успокоить учеников и помочь им адекватно относиться к происходящему.

Постоянный контакт с учителями и друзьями поможет детям восстановить чувство безопасности. В такие времена преданность, сострадание и навыки учителя становятся особенно важными и нужными.

Взрослым нужно быть всегда готовыми к диалогу со своими учениками они должны чувствовать, что учителя готовы их выслушать, помочь проанализировать ощущения и опыт.

Нужно быть готовыми к непростым вопросов со стороны учащихся; детям нужно давать правдивые объяснения истоков и хода ситуации, рассказывать о тех усилиях государства и гражданского общества, предпринимаемые для отражения внешней агрессии против Украины, восстановления мира и порядка в стране. Взаимная поддержка педагогов, родителей и школьников является крайне важной.

Нужно поддерживать учеников, помогать им преодолевать стресс и страхи, "переключать" на конструктивную деятельность.

Первый урок на тему "Украина единственная страна" объединил нас с нашими учениками и воспитанниками, с родителями, обществом как Украинская, как активных и сознательных граждан, как патриотов Украины, как мудрых педагогов, которые всегда отличались высоким вдохновением для творческого сотрудничества, педагогическим энтузиазмом, умением консолидировать усилия, желанием стать лучшим примером для подражания.

Роман МОНАСТЫРСКИЙ,
начальник отдела образования Сокальской РГА.

На снимках: вверху председатель Сокальского районного совета Игорь Дацюк приветствует директора МУРОВАНСКАЯ школы Михаила ЗОЛОЧЕВСКОГО; внизу во время августовской совещания педагогов.

Голос Сокальщини на GoogleNews