С рождения ребенок окружен множеством звуков: разговоры людей, шелест листьев, щебетание птиц … Но из всех звуков — только речевые звуки, помогают реально общаться человеку. Речь — это основа общения человека. А правильное произношение — гарантия того, что ребенок в любом возрасте будет успешно усваивать знания. Если у ребенка правильную речь — она чувствует себя защищенно и уверенной. При дефектах речи, дети становятся робкими, застенчивыми, постепенно может развиться комплекс неполноценности. В школьном возрасте дефекты речи могут существенно повлиять на успешность обучения ребенка. В дальнейшем, дефектное вещания может существенно повлиять на судьбу молодого человека. Об этом ведут речь заведующий психолого-медико-педагогической консультации отдела образования РГА Анна ФЕНЧИН, вчительлогопед, председатель методобъединения школьных учителей-логопедов Сокольского района Наталья Гаврилов и старший учитель учителей-логопедов района Наталья ВАСЬКИВ.
Анна ФЕНЧИН:
— Многие профессий, где правильное произношение просто необходима: воспитатели детских садов, учителя, преподаватели, артисты, юристы, военные …
Родители, дети которых имеют сложные языковые недостатки, обращаются в психолого-медико-педагогической консультации, которая работает при отделе образования, с целью углубленного психолого-педагогического обследования и выявления причин речевого недоразвития. Часто, причиной сложных речевых нарушений являются особенности психофизического развития ребенка. Ежегодно за такой помощью обращается более 80 родителей. После обследования дети дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями направляются в логопедические группы дошкольных учебных заведений Сокаль. Где наряду с воспитателями логопедическую помощь оказывают учители-логопеды. Также разказывали о новом спорте — скайдайвинге. Это дорогой и екстремальный спорт. мы смотрели на Redbull, где участники размещают не только фото, но и видео а также описания полета. На страницах сайта вы можете прочитать много информации о сксайдайвинге.
В дошкольных учреждениях работают: №1 — Марьяна Рогальская, №5 — Мирослава Бурбицька и дефектолог Мария Пышко, №8 — Наталья Баран, №9 — Екатерина Газдович и дефектолог Светлана Цабан. Руководителем методобъединения школьных учителей-логопедов Сокольского района и творческой группы учителей-логопедов является учитель-логопед Забузького логопункта Наталья Гаврилов.
Ежегодно, в спецгруппу дошкольных учебных заведений логопедическую помощь получает более 60 детей.
С целью предоставления логопедической помощи детям с нарушениями речи в Сокольском районе созданы и успешно функционируют пять логопедических пунктов, расположенных при опорных школах образовательных округов. Основной задачей логопедических пунктов является устранение различных нарушений устной и письменной речи, предотвращения различных отклонений речевого развития учащихся, пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей. Учителя-логопеды работают также с детьми с недостатками чтения и письма, обусловленные речевыми нарушениями.
Ежегодно в сентябре учителя-логопеды обследуют речи учащихся нач
аткових классов района с целью своевременного выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Родителям этих детей, у которых в результате обследования выявлены нарушения речи, рекомендуем обратиться к логопеду. После более детального и полного осмотра ребенка учитель-логопед предлагает пути преодоления выявленных недостатков речи, дает необходимые пояснения, ответы на вопросы. Родители, которые прислушиваются к советам специалистов в будущем не иметь проблем с развитием речи своих детей, по обучению грамоте. Но, к сожалению, нередки случаи, когда взрослые игнорируют советами специалиста, не обращаются за консультацией к логопеду, надеясь, что ребенок еще «выговорится». В сентябре этого учебного года учителя-логопеды обследовали школьников 14 классов района. Обследовано — 199 классов, 2864 ученики начальных классов, выявлено 558 учеников с нарушениями речи и зачислены на логопедические пункты 360 детей-логопатами.
Наталья ВАСЬКИВ:
— В Сокольском логопедической пункте при Сокольском НПК «ОШ I-III ступеней №4 — лицей» работают: старший вчительлогопед высшей квалификационной категории Наталья Васькин и Анна Фенчин. При Сокальской школе №3 — учитель-логопед и квалификационной категории Людмила Гайдамащук, которая еще осуществляет выездную работу в Скоморохивську и Жвиркивську школы. С детьми-логопатами при Сокольском НПК «ОШ I-III ступеней №2 — лицей» и в Забугское логопедической пункте — Наталья Гаврилов, учитель-логопед высшей квалификационной категории. Также осуществляется выездная работа в школы сел Волица, Комаров, Зубков, Поторица, Остров.
К сожалению, количество языковых недостатков не уменьшается из года в год.
С целью повышения теоретических знаний и практических умений учителей-логопедов, по использованию новых технологий и методик, компьютерной грамотности в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводятся семинары-практикумы учителей-логопедов.
Наталья Гаврилов:
— В этом году было создано творческую группу учителей-логопедов с целью овладения теоретического материала по научно-методической проблемы организации обучения и воспитания дитейаутистив, ознакомиться с литературой, освещающей данный вопрос; определить оптимальные направления научно-методического исследования данной проблемы; разработать рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений, подготовить к печати рекомендации из опыта работы творческой группы.
Методическое объединение учителей-логопедов работает над проблемой:
«Предупреждение и преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся младшего школьного возраста путем использования ИКТ». Руководителем методобъединения дошкольных учителей-логопедов является Мирослава Бурбицька, учитель-логопед детского сада №5.
Процесс коррекции речи у ребенка — долгий путь, который требует огромного терпения родителей и близких, дисциплины со стороны самого ребенка. Однако только этот тяжелый путь может привести к положительным результатам и успешного обучения в школе. Помните — по результатам всегда стоят конкретные люди — учителя-логопеды.
Кроме коррекционной работы наши учителя-логопеды объясняют родителям не только что и в каком возрасте должен говорить ребенок, но и о влиянии общей двигательной активности детей на развитие речи. Для развития речи необходимо выполнять артикуляционные упражнения, логопедический массаж, разнообразные логопедические игры, направленные на развитие речи. Чем больше вы говорите с ребенком, тем лучше развивается его речь и быстрее пополняется словарный запас.
Если вас смущает речи вашего ребенка — обратитесь к специалистам-логопедов, которые предоставят квалификационную консультативную помощь.
Наталья ВАСЬКИВ:
— Задача учителя-логопеда на логопедическом пункте: выявление детей с речевыми нарушениями; диагностика речевых нарушений; коррекция нарушений устной и письменной речи; профилактика отклонений речевого развития; пропаганда логопедических занятий среди педагогов и родителей.
В организацию логопедической работы входит: обследование учащихся для зачисления их в логопедического пункта проводится с 1 по 30 сентября и с 1 по 30 мая; на логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные отклонения речевого развития; прием учащихся с нарушениями речи проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
На логопедических занятиях развиваем артикуляционную и мелкую моторику, формирует правильное звукопроизношение, закрепляем ее в скороговорках, стихах, связной речи; развиваем слуховое внимание, память, фонематический слух, звуковой анализ и синтез, различные виды мышления, зрительное внимание, память; пополняем словарь, учимся правильно грамматически и связно оформлять высказывания
Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе. Ведь правильная речь живет в каждом ребенке.
Если вас тревожит речь вашего ребенка, обратитесь к логопеду за консультацией и безотлагательно, чем дольше малыш будет картавиты и шепелявить, тем крепче закрепится у него неправильное произношение и тем труднее будет в будущем исправить дефект. Не бывает чужих детей и не решенных проблем.
Анна ФЕНЧИН:
— Накануне профессионального праздника Международного дня логопеда, который отмечают 14 ноября, поздравляем всех учителей-логопедов и желаем крепкого здоровья, тепла, успехов в труде, просто человеческого счастья и желание сделать этот мир лучше …
Записал Василий СОРОЧУК.