Куда и взлетели школьные годы. Для выпускников наступает напряженная пора — государственная итоговая аттестация, а впоследствии внешнее независимое оценивание, которые покажут их реальный уровень знаний. Нужно ВНО и готовы к нему? Об этом спросила у випускникив2014, учителей и родителей. И вот что они ответили:
Оксана ГАЛЕТА, учитель математики Сокальской гимназии им. Олега Романова:
— Думаю, что на сегодня все ученики уже готовы к ВНО, потому настойчиво работали целый год, старались: прошли программный материал, решали тесты, где были различные по сложности задачи. Многие из них писали пробное внешнее независимое тестирование по математике. Поэтому ВНО для них не должен быть страшным. К тому же все задачи, которые есть в тестах, для них посильные. Считаю, что ВНО должно быть. Оно позволяет умным детям вступать в престижные вузы собственными силами, показывает их уровень знаний, побуждает работать над собой, ибо только от каждого лично зависит, как он напишет тестирования. Ведь тесты — это те же знания, просто немножко в другой форме. Так что, если школьник знает, то ему все равно, в какой форме оценивают его знания. Однако считаю, что третья часть тестов по математике должна содержать развернутый ответ.
Ученики должны письменно писать объяснения и разъяснения. Ведь именно это передает точные знание: некоторые задачи можно угадать, а такие развернутые ответы является подтверждением особых знаний. Поэтому, по моему мнению, нужно вернуться к развернутым ответам.
Оксана Коваль, мама выпускника:
— Мы не волнуемся, потому доверяем сыну и верим в него. Он у нас — умный, ответственный и целеустремленный, хочет учиться в высшем учебном заведении, мечтает стать банкиромекономистом. Поэтому понимает, что все зависит, прежде всего, от него самого. Поэтому настойчиво учился в школе, к тому же дополнительно занимался у репетиторов. Те говорят, что он достаточно подготовился к ВНО. Сын также не переживает, потому что уверен в своих знаниях. И это главное. Однако нельзя исключать и фактора растерянности, потому, сами знаете, что многое зависит от везения. Надеюсь, что все будет хорошо и он вступит в вуз и учиться на государственной форме обучения. Віпускной мі решили отпразновать после ВНО. Сукню я приглядела на
Ирина ЗАДОРОЖНАЯ, ученица Стенятинського школы:
— ВНО нужно. Оно упростило и облегчило поступление в вузы и позволяет большему количеству детей получить желанную профессию. Теперь старшеклассники понимают, что нужно учиться, чтобы иметь хорошие знания. Поэтому и сидят за книгами. Я сдавать ВНО по украинскому языку, английскому, истории и математике. Еще занимаюсь в Малой академии, • где готовлюсь к ВНО по украинскому языку и истории Украины. По математике сама решаю тесты, а чего не знаю, обращаюсь к учителю, с английского — хожу к репетитору. Очень хочу получить высокие баллы по ЕГЭ, чтобы поступить на факультет «Экономика и предпринимательство». Поступать в университеты в городах ИваноФранковск и Луцк и Национальный университет «Острожская академия». А там, как повезет.
Галина ЛОЖОВСЬКА, мама выпускницы:
— Система ВНО — очень хорошая и нужная, потому что дает детям больше возможностей продолжить обучение. Они упорно готовились целый год к ВНО. Каждый старался свои предметы, которые сдавать, ходил на дополнительные занятия, чтобы углубленно их изучить. Надеюсь, что все хорошо подготовились к ВНО. Однако одиннадцатиклассники очень уставшие, потому что целый день учатся: сначала уроки, потом — занятия у репетиторов, а вечером готовятся к урокам на следующий день. У них большая нагрузка … Почему бы в школе в 1011 классах не уменьшить количество предметов? Их можно изучать до 9 класса. А выпускникам хорошо бы акцентировать внимание на профильных предметах, чтобы им не нужны были дополнительные занятия. Так есть в Европе. И нынешний министр образования Сергей Квит предлагает позаимствовать такой опыт у них. И это было бы хорошо. Потому детям тяжеловато учиться в таком ритме. Они уставшие, изможденные и забеганы. Добавляется и волнения по ГНА и ВНО. А их впереди ждет столько испытаний, где им взять силы?
Владимир ЗОЛОЧЕВСКИЙ, директор Белзькой ОШ иииии ст.:
— Внешнее независимое оценивание было большим шагом вперед на пути к построению прозрачной и честной системы поступления в высшие учебные заведения. Однако это еще не совершенная система оценки знаний. По моему мнению, устный опрос показывает более реальные знания ученика, его владения предметом, позволяет ему более объективно продемонстрировать знания и умения, чтобы поступить в вуз. К тому же ВНО порождает недоверие к педагогам со стороны родителей, так как ребенок хорошо написала тесты, поэтому получается, что 11 лет в школе ее неправильно оценивали. Но ВНО не является показателем успешности, потому что в школе изучают 1115 предметов. Сейчас ученики настойчиво учат 34 предметы, а другие знают лишь поверхностно, что снижает общий уровень готовности к решению творческих задач. Получается, что остальные дисциплины нужны только учителям. Но разве человек может называть себя образованным, если не знать элементарных вещей из других предметов? Считаю, что сейчас образование не является объективной и требует еще совершенствования. Нельзя отбрасывать то положительное, что было в прежней педагогике, которая базировалась на афинской системе воспитания. Именно она оставила след в истории педагогики как предсказательница высокой духовной культуры, формирование гармоничного человека, основными качествами которой были духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Поэтому мы хотим видеть наших выпускников гармонично развитыми личностями.
Оксана ТРОХИМЧУК, ученица ОШ № 5 г. Сокаль:
— Думаю, что для учеников, которые учились в течение одиннадцати лет, ВНО не страшно. Я готова к нему, потому что все годы в школе училась, а последний — тем более, ходила на пробное внешнее независимое оценивание, которое хорошо написала. Такой результат придал мне оптимизма и снял лишние волнения, потому что после пробного тестирования поняла, что это не так страшно. Писать тесты по украинскому языку, математике, истории Украины, географии. Готовилась по трем предметам сама, а по математике ходила к репетитору.
Теперь надо еще все хорошо повторить. Сегодня мне, как и всем выпускникам, трудно, но это для нашего блага.
Мария КИСИЛИЧИН, учитель Сокальского НПК «ОШ IIII ст. № 2 — лицей »и мама выпускницы:
— Думаю, что очень хорошо, что есть ВНО. Оно нужно, потому что дети имеют реальные возможности поступить в вузы. У меня старшая дочь закончила школу и писала ВНО. Я довольна. И не хочу, чтобы его отменяли и возвращались к экзаменам. Хорошо, что выпускники могут подавать документы в несколько ВУЗов.
Готовы ли наши дети к ВНО? Думаю, как кто. Дети, которые учились и упорно учатся сейчас, знают гораздо больше, чем те, кто в течение многих лет не делал этого.
Теперь трудно догнать упущенное. ВНО, по моему мнению, показывает их знания: кто сколько баллов получил. Плохо, что аттестат теперь меньше баллов, чем раньше. Боюсь, что у учащихся пропадет желание учиться. Они сосредоточивать внимание только на тех предметах, которые им нужны для ВНО. Надеюсь, что оно будет и дети успешно напишут его.
Тарас ТАРНАВСКИЙ, ученик Сокальского общеобразовательной санаторной школиинтернату:
— Считаю, что ВНО нужно. Прежде всего, оно удобно для школьников. Во-первых, тестирование — значительно объективнее, во-вторых, лично для меня, проще отвечать на короткие вопросы, чем устно отвечать или писать билеты. Ранее, как нам рассказывают родители, не было объективности в оценке выпускных или вступительных экзаменов.
Процветала коррупция, а ВНО позволило ее уменьшить.
Сейчас выпускники 11 классов готовятся к ВНО. Потому что еще есть время заполнить все пробелы в обучении. Я практически готов к тестированию. Конечно, есть некоторое волнение. Думаю, тестирование не так страшно, как пугают в школе. Сдавать ВНО по украинскому языку и литературе, математике, английскому языку. Готовился сам, только по одному предмету, где чувствую, что кое-чего не знаю, ходил на дополнительное обучение. Хочу поступить на факультет кибернетики в Национальный университет «Львовская политехника».
Лидия Шукатка, учитель украинского языка и литературы Сокальской ОШ иииии ст. № 3:
— Это палка, которая имеет два конца. Собственно, сама система ВНО неплохая. Дети отвечают на вопросы, ориентируются по произведениям, которые будут на внешнем тестировании. Они имеют поставленную перед собой цель и конкретные задачи: какие произведения читать, на что больше обращать внимание. Относительно языка, там есть вопросы по каждому разделу. И тесты позволяют суммировать этих знаний. Поэтому по языку тесты нужны, но не по литературе, где теряется в речи учащихся, их умении выражать свои мысли, делать выводы, анализировать, потому что здесь тестовые задания не является показателем. Считаю, что мало сказать, в каком году было создано произведение или кто его написал, или во что был одет тот или иной герой. Когда ребенок читает текст, он должен знать события, которые происходят в произведении, сделать характеристику героев.
Выпускники готовятся, и как показал мониторинг, они получили хорошие результаты по языку. Многие ученики прошли пробное тестирование, знать как распределить время, чтобы выполнить все задания. Разумеется, тем, кто учился, легче повторить, а кто не учился, подготовиться перед самым внешним тестированием нереально, даже если потом систематически заниматься. Однако надеюсь, что ВНО будет для всех несложным. С другой стороны, внешнее независимое оценивание может настроить младшие классы на обучение. Ведь дети должны понять, что легче подготовиться к нему, когда учить каждую тему по программе в том или ином классе … Тогда в одиннадцатом только повторяешь.
Галина Стадницкий, директор Великомостовского навчальновиховного комплекса «ОШ иииии ст.лицей».
— Однозначно, ВНО нужно, потому что дает возможность способным детям из необеспеченных семей, но с высоким уровнем знаний, получить возможность собственными силами поступить в вуз. Выпускники предыдущих лет Великомостивской школы, как свидетельствуют факты, показали высокий уровень знаний. Успешные результаты ВНО дали им возможность поступить в высшие учебные заведения на юридические, экономические, медицинские специальности. У нас есть лицейские классы, где углубленно изучают экономические и дисциплины естественнонаучного цикла. В школе учатся много одаренных детей — победителей областных, всеукраинских конкурсов, и из года в год их количество растет.
Школьники за обучение в школе получили знания по каждому предмету и готовы к сдаче ВНО. Желаю успехов!
Записала Любовь Пузич.