Влада працює

Двадцать лет сотрудничества: о прошлом, настоящем и будущем

В этом году праздник урожая в Долгобичив (Польша) объединили с 20ю годовщиной трансграничного партнерства. Торжества начались в костеле Богоматери Ченстоховской. После в гминному культурном центре старости дожинки Агата Гаржинська с Долгобичева и Роман Пиотровский с Гульчий вручили хлеб руководителям гмины и уезда.

В празднованиях приняли участие Игорь Дацюк, председатель районного совета, Николай Пшевлоцкий, который двадцать лет назад, как представитель Президента Украины в Сокальском районе, подписал соглашение о сотрудничестве между Сокальский район и гминой Долгобичив, Федор Мельничук, житель Варяж, один из инициаторов трансграничного сотрудничества.

Председатель районного совета И. Дацюк вручил каравай, который поделили между всеми участниками праздника. М. Пшевлоцкий отметил важность подписания соглашения о сотрудничестве между приграничными регионами. На праздновании было зачитано Соглашение от 10 сентября 1992 года о партнерстве между Сокальский район и гминой Долгобичив, отмечено, что эта инициатива тем более ценна, ведь стала толчком для открытия таможенного пункта пропуска на границе Долгобичив — Угринов, который уже временно работал во время проведения Евро2012 .
«Голос с берегов Буга» более подробно о сотрудничестве и настоящего попросил рассказать Николая Пшевлоцкого. Вот что он сказал:

— Мне приятно было получить благодарность, в которой, в частности, есть такие слова: «От всего сердца благодарны вам за очень ценное для нашей доброй сотрудничества — подписание двадцать лет назад исторического соглашения о партнерстве. Надеемся, что тот момент также был значимым для вас как для нашей гмины. Этот документ открыл возможность полезного, как время показало, нашего общего развития, мечтаний и ожиданий относительно новейшего дорожного пограничного перехода между Польшей и Украиной. С течением времени мы можем оценить условия, в которых украинские и поляки пользовались упрощенным переходом в ВаряжиВисмери, а в последнее время — УгринивДолгобичив, который работал во время Евро2012 … В честь двадцатилетия подписания соглашения о партнерстве, благодарны за тогдашнюю позицию ».

Кстати, количество людей, которые воспользовались этим переходом, свидетельствует лучше о его важности. С украинской стороны всего за месяц границу пересекли почти три тысячи человек, а с польской стороны — две с половиной тысячи. Это при том, что об этом таможенный переход никто нигде не анонсировал. В основном им воспользовались субъекты хозяйственной деятельности и частные лица, болельщиков было всего несколько десятков.

— Добрососедские отношения продолжаются с нашим приграничьем …

— Да, сотрудничество с местными советами Варяж, Бэлза, Хороброва, Сокаля и другими. По двадцатилетнего юбилея подписания соглашения о партнерстве между Сокальский район и гминой Долгобичив. В то время с уездом невозможно было заключить такое соглашение, поскольку их тогда не существовало. Были воеводства и гмины, — в Польше тогда существовала двухступенчатая схема административно-территориального устройства. Гмину Долгобичив возглавлял Юзеф Демендецький, он и сейчас ее возглавляет, а я в то время был председателем Сокальской райгосадминистрации, Представителем Президента Украины в Сокальском районе.

Если сравнить гмину двадцать лет назад и теперь, то видно, что там есть немало позитивных изменений. Но депрессивность пограничная территория ощущает до сих пор. Поэтому они заинтересованы в развитии трансграничного сотрудничества так же, как и мы. Таможенный переход Угринов-Долгобычив дает выход полякам на украинскую сторону с населением около полумиллиона, это — Сокальский, Радеховский районы, г. Червоноград, кратчайшая дорога на Киев.

Конечно, с нашей стороны все упирается в инфраструктуру, в частности в дороги, отсутствуют. Хорошо, что к Евро2012 сделали ее отрезок от трассы Львов-Ковель до границы через Нисмичи, Угринов, хотя проектом предусмотрен объезд с. Нисмичи, надеемся, что это будет в перспективе. Очень важно, чтобы эта дорога не кончалась трассе Львов-Ковель, для того, чтобы развивать потенциал этого перехода — нового, совершенного. Кстати, построенного на польской стороне, предусматривающего выполнение соответствующих функций, как украинские, так и польскими службами по одну сторону границы. Это очень удобно для людей.

На торжествах присутствовали представители польской власти, в частности ексвоевода, депутат польского сейма Геневьефа Токарская. Последнее особенно подчеркивала необходимость развития инфраструктуры, в частности дорог, с украинской стороны, а со стороны Польши — продлится строительство до его полного завершения. Сейчас поляки столкнулись с препятствиями в осуществлении тендерных процедур. Кто-то обжаловал правомерность результатов тендера, поэтому сейчас проходит судебный процесс. Как только он завершится, строительство будет продолжено.

— Наверное, нужно открывать переходы в Белз, Угнова ….

— Конечно, сейчас надо работать не только над тем, чтобы задействовать в полном объеме этот великий переход, таможню УгринивДолгобичив, а очень важно в контексте малого пограничного движения, в пределах тридцатикилометровой зоны с одной и другой стороны ускорить открытие переходов ВаряжВисьмер, в Белз и Угнова . Особенно благоприятные условия для этого у Варяж, где практически есть все, в том числе и дороги с двух сторон. Поэтому в режиме пешеходного и велосипедного перехода там уже можно начинать работы. Но сначала нужно завершить их на переходе Угринов-Долгобычив. Украинская сторона должна настойчиво осуществлять все шаги, направленные на то, чтобы полностью реализовать потенциал приграничного сотрудничества. Например, между Украиной и Венгрией (на Закарпатье) являются переходы для малого пограничного движения через каждые пьятьвисим километров.

— А если сравнить наши и их дороги?

— У нас они отсутствуют. Если сравнить дороги десять лет назад и сейчас — это небо и земля. Тогда Волынь ставила в пример дороги Львовщины, и, в первую очередь, Сокальского района. Сейчас же картина обратная, и о том надо говорить. На это должна быть направлена ​​деятельность власти, в первую очередь, государственной, потому что это ее функции. Органы местного самоуправления в пределах коммунальных дорог могут что-то сделать, а большинство дорог общего пользования — государственные и ответственность за них несут органы государственной исполнительной власти. В наших непосредственных соседей сегодня много внимания уделяется созданию транспортного коридора под названием «Надбужанка», который охватывает территорию от Влодавы на севере и дает выход в Перемышль на юге, и может быть эффективным только при наличии трансграничной сети.

— Говорят, что многие дороги разрушили через перевозки тяжеловесными машинами сладких корней?

— Дело не в свекле. Например, дорога Савчин-Жвирка. Ней сейчас практически не пользуются. Когда-то по ней перевозили более ста тысяч тонн свеклы, более пятидесяти тысяч тонн зерна, но и молоко, мясо и т.д.. Сейчас там таких грузов не возят, а дорога отсутствует. Если бы лет двадцать назад на ней перед жатвой была бы хоть одна ямка, то председателя райгосадминистрации «растерзали бы». Дороги надо ухаживать, ремонтировать, хотя бы время от времени. А, скажем, на дорогу СокальТартакивСтоянив раз последнюю шуфлю асфальта положили в червнилипни 2006 года, еще при правительстве Еханурова.

— Возможно в этом причина бездорожья, что нет на Сокальщине такой фирмы, работники которой бы ремонтировали дороги. А когда асфальт привозят из других районов, то о чем можно говорить?

— Система, конечно, несовершенна. Но с другой стороны такая же она и на Волыни, и в Ровенской, и в Тернопольской области. А худшие дороги, где? На Львовщине! Сегодня из Сокаля к Радехова скорее как за полтора часа не заедем.

— А о создании в районе собственного коммунального предприятия? Тогда нужно будет выделять средства только туда, а не на образование, культуру или медицину …

— Да, конечно, в первую очередь, это «посадит» другие отрасли. Можно применить другую схему направления средств из местного бюджета на местные дороги, но она не такая прямолинейная, как это кажется на первый взгляд. Дороги на балансе государства, это не коммунальная собственность. А вот найти способ поддержать их финансово, путем реализации соответствующих программ, возможно. Кстати, так поступали до 2004 года включительно.

— Но еще есть двоякое отношение к работе, отсутствие соответствующей техники …

— Помню: те дороги, которые построены более пятнадцати лет назад Кулявцем Ярославом Дмитриевичем, как руководителем «Агродорстрой», еще не райавтодора, стоят и поныне. Итак, дело и в человеческом факторе, в отношении к исполнению своих обязанностей.

— Николай, вернемся к торжествам в Долгобичив, кто был с вами, проанализируйте это с исторической точки зрения.

— Делегацию возглавлял председатель районного совета Игорь Дацюк. В ее составе были: Федор Дмитриевич Мельничук из Варяж, наш народный посол, который больше приложил усилий для налаживания добрососедских отношений с Польшей. Кроме того, Николай Степований из Червонограда и его жена. Были также приглашены Хоробривський сельский и Белзький городской председателя — Владимир Савва и Владимир Муха, бывший Варяжский сельский председатель Мария Закревская, но по объективным причинам они не смогли поехать.

Значение этого соглашения для налаживания трансграничного сотрудничества большое не только в хозяйственной области, но и, во взаимодействии, в гуманитарной, культурной, спортивной сферах, которые очень активны. Например, в вопросах мемориализации нашей памяти, чествования мест захоронения борцов за независимость Украины — соглашение имела первостепенное значение. Свидетельством этого является мемориальный комплекс на окраине села Лески, где 26 февраля 1946 погиб 41 повстанец в неравном бою с энкаведистами. Против нескольких десятков наших ребят было брошено несколько сотен (до батальона) вооруженных до зубов энкаведистов. Ни с поля боя не отступил. И когда залишилoсь несколько повстанцев, которым энкаведисты предлагали сдаться, гарантировав жизни, даже оформить это как явку с повинной, никто не поддался, последние гранаты и пули оставили для себя.

Федор Мельничук рассказывал, что повстанцы в окопе заключались головами друг к другу по кругу и по команде выпустили в себя последние шары, взорвали последние гранаты. Там похоронены ребята из разных сел, городов Галичины, Волыни, Холмщины, которые есть на территории Польши и Украины. Первая фамилия — Николай Кващишин, уроженец Пархача (ныне — Междуречье).

Этот комплекс был создан в начале 90х годов и основанием для его обустройства была как раз эта сделка, главными инициаторами выступили жители Варяж, сельский совет, хозяйство, тогда возглавляла Мария Андреевна Ковальчук. Но первым энтузиастом был Федор Мельничук, который и по сей день везде успевает.

Наши соседи с должным уважением относятся к этому мемориального комплекса. Имел место случай, когда арки исчезла табличка с надписью «Слава героям!». И достаточно было информации с нашей стороны, чтобы эта надпись нашли и установили на прежнем месте. Для того, чтобы никто больше не сорвал — заварили. Мы не знаем, кто это сделал, но точно — с польской стороны.

— Культурные мероприятия, спортивные соревнования сближают народы …

— Надо развивать и хозяйственные связи. А для этого нужно открывать таможенные переходы, не останавливаться на том, что есть. Задача номер один: УгринивДолгобичив задействовать в полном объеме. А тогда, по схеме малого пограничного движения по тридцатикилометровой зоны, пооткрывать такие же переходы (возможно, другого уровня, масштаба) в Варяж, Белз, Угнова. Еще раз повторюсь, лучше всего для этого предоставляется Варяж. Нужно принять соответствующие решения.

— Польши во многих вопросах помогает Евросоюз …

— Конечно, это так. Две трети польской инфраструктуры создан за средства Евросоюза. Наконец, реализация совместных проектов по грантам Евросоюза и для нас уже приносит определенную пользу. Можем в этом убедиться на примере приобретения пожарного автомобиля для коммунальной пожарной команды в Белз. И многое другое, что реализовалось в прошлом, есть время, и будет осуществлено в будущем.

Можем себе представить на сколько вырастет эффект такого взаимодействия от ассоциации с Европой, не говоря уже о вхождении в Евросоюз, если мы это осуществим полномасштабно. Ведь и польскую границу тоже обустраивали и строили за средства Евросоюза. И сейчас они обеспечивают функционирование пограничной службы тоже, в первую очередь, за средства Европейского союза. Мы могли бы также это делать, но прежде на восточной границе.

— Но как же этого ждать, ведь видим, как руководители государства уже хотят в евроазиатский союз?

— Сколько этого ждать — зависит от нашего уровня ответственности и непродажности. Если украинские не продадут свои голоса и ответственно подойдут к выборам 28 октября, то ждать недолго, а если каждый займет позицию разочарованного, равнодушные, то можно ожидать и вечность. Разочарованность — это особенно лукавая форма отступничества, мягко говоря. «Я разочарован» — слышать неоднократно. В чем разочарован? В том, что ты — украинские, что ты родился на этой земле, что ты здесь возможность жить и работать, стоять на своем до конца, отвечать за это, делать все для того, чтобы здесь было хорошо — в этом разочарован? Кто-то за тебя должен сделать? Поэтому я бы тех всех «разочарованных» повез на мемориальный комплекс в Лески, на могилу наших повстанцев, которые все до одного, не в своем государстве, без какой-либо исторической перспективы, просвета никакого, положили головы, зная, что должна быть независимая Украина, должны быть здесь, в Украине, мы хозяевами, а не бознахто. Это большая наука для всех нас. Я попросил телерадиокомпанию «Сокаль» сделать репортаж о Лески, приурочить это к 70риччя создания УПА, думаю присоединится и «Голос с берегов Буга».

— Вспомнили о выборах, сегодня имеем двенадцать кандидатов в депутаты по Сокальском 124 округах, выдвинутых партиями, есть самовыдвиженцы.

— С украинской стороны должен быть только один, только один (!), А со стороны власти, под разными микруваннямы, может быть и больше, это их забота, их проблема. Они сегодня действительно маскируют своих основных выдвиженцев, действуют через самовыдвиженцев, через какие-то другие неизвестные партии, о которых у нас никто не слышал. Но мы четко понимаем: сегодня только те реальные оппозиционные силы, которые координируют свои усилия, согласовывают свои действия и своих кандидатов, имеют реальные шансы победить. И только их надо поддерживать.

— До утверждения ЦИК кандидатов в депутаты говорили о том, что Вы будете баллотироваться в ВРУ, но этого не произошло. Было ли у Вас такое желание?

— Наша политическая сила — Конгресс Украинских Националистов — на уровне области (к сожалению, только областная организация КУН) был активным участником Комитета сопротивления диктатуре. Здесь шла речь о согласовании единых кандидатов, так сказать, от оппозиционной скамьи. Если бы выбор пал на меня и было сказано, что Пшевлоцкий — единый согласованный кандидат, я не выполнял это решение. Но поскольку определены Степан Курпиль, я его поддерживаю и всех призываю это сделать. Потому это логично, это правильно, и это на пользу украинскому делу, украинский интереса и украинские позиции. Будкой другой подход ведет к проигрышу. Там, где двое дерутся, третий пользуется.

— Чем сейчас занимаетесь?

— Преподаю в Национальном университете имени Ивана Франко. Настоящем университете. Так его называю. Я — доцент кафедры почвоведения и географии почв на географическом факультете. Это тот факультет, на котором я учился, который окончил, где защитил диссертацию, сейчас работаю над докторской и учу студентов. Имею в сотни печатных работ. Есть немало наработок, касающихся законодавчорегуляторнои сферы использования земель, почв. Но это не скоро есть перспектива реализованы.

Если украинские победят на выборах, то, надеюсь, те наработки, которые есть у моих коллег, в частности у Степана Позняка — основателя и главного ученого львовской школы почвоведения, будут воплощены в жизнь.

— Вы посетили Форум издателей, который недавно состоялся во Львове, какие впечатления?

— Форум книгоиздателей — особое явление не только в культурной, а в целом, в общественной жизни государства. Он всегда вдохновляет, придает оптимизма. Я принял участие в презентации четвертого тома энциклопедии Львова. Это уникальное издание. Никакой другой город в Украине такого издания не реализует, даже не ставит перед собой задачу иметь нечто подобное. Мне приятно, что я — автор одной, хоть и небольшой статьи, но о хорошей, достойного человека — Ярослава Лемика, известного общественного деятеля, редактора и основателя детского журнала «Мир ребенка», — вероятно, единственного в Украине детского журнала, проникнутого украинским духом , доступного для детского мировосприятия.

Беседу записал Василий Сорочук.

Голос Сокальщини на GoogleNews