Можно любить и уважать национальную память, а точнее: можно ли ее, национальную память, воспринимать как собственную личную память, сохраняя ее в своем сердце. Это риторический вопрос постоянно стучит в наше сознание, учитывая наш окружающий украинский информационный мир. С чего начинается национальная память? Опять обращусь, как и в предыдущей статье, к высказыванию теоретика украинского державобудивництва В. Липинского. Это знание истории, исторических легенд, уважение к могилам, дел и имен предков, сопротивляемость денационализации (ассимиляции), неприятие чужих доктрин и прочность консерватизма.
А теперь посмотрим на наш нынешний идейно и идеологически противоречивый возраст. Есть в нашем государстве единой государственно идеологии, официальная историческая мысль в Украине, к сожалению, еще не совсем сформирована, и очень часто те или иные исторические события, факты, выдающиеся фигуры трактуются по разному — диаметрально противоположно. Скажите, как относятся к украинской истории некоторые существующие в Украине конфессии, с целью ассимилировать и русифицировать украинское. Так как при таких условиях духовно консолидировать украинское общество — равнодушную к национальной памяти личную сознание каждого украинского привить чувство любви к истории так, чтобы он с трепетом души занимался, увлекался геройством и преданностью наших отцов и дедов, с чувством готовности повторить их подвиги, когда позовет Мать- Украину. И над этими проблемами должны все вместе, всем сознательным украинским обществом думать. Очень полезным для молодежи будет организация спортивных клубов, которые были ликвидированы во время независимости. Одним з таких есть пейнтбольный клуб в Сокале, кроме пейнтбола участники смогли купить лук в Москве с помощью спонсоров и на даныый момент берут участие по лучной стрельбе в областных соревнованиях. Но, к сожелению, таких примеров мало.
Этот небольшой клочок земли, где когда-то было село Иваньки, уже неоднократно принимал своих земляков из ближних и дальних окрестностей, а с постройкой здесь часовни и отделкой братской могилы воинов УПА, принимает ежегодно. Принимает не из жалости к себе, по уничтоженным здесь жизнью, а для того, чтобы мы осознали существенно — почему нас уничтожали? На протяжении многих веков и сейчас. А причиной этому наша многовековая безгосударственность. Она, многовековая безгосударственность, приглушила в нас чувство патриотизма — любви к своему краю, без чего не может существовать ни одна нация, как крепкое государство, и эти чувства нам нужно возрождать непрерывно, в каждом поколении. Осознать — кто мы на своей земле — свободные граждане или слуги чужеземцев у власти? Хотя у нас всегда часть была и является сознательной, преданной национальным идеалам, на этом мы держались на протяжении веков и держимся сейчас. Но проблема заключается в том, чтобы и высокое сознание охватила широкие массы. Этого требует наш глобализированы возраст. История может повториться.
И именно Иваньки, эта небольшая местность, способна многое нам в этом помочь — научить, раскрывая одну из трагических и героических страниц нашей недалекой украинской истории.
И вот 6 октября, в удивительно солнечную теплую воскресенье, Иваньковский земля снова позвала к себе, в ту памятную местность, раскрыла объятия для многих своих земляков, напоминая тем свое прошлое и таким образом предостерегая от подобного в будущем.
В указанный в сообщении время из всех сторон — дорог, которые ведут в Иваньки, потянулись вереницы машин, автобусов, фир и пеших. К Братской могилы УПА, к деревянному кресту, который еще сохранился со времен живого села и помнит эту Иваньковское трагедии, в часовню, которая носит имя Покрова Пресвятой Богородицы, ложатся венки и цветы. Над головами запестрели родные флаги. По украинской христианской традиции праздник начинается богослужением — в часовне, Святой литургией, а потом, над братской могилой УПА — Панихидой. В почетном строю стоят ветераны- повстанцы, священники УГКЦ и УПЦ КП создают Богослужебный чин. Над Иваньковское землей поднимается к небесам, к Богу просительная молитва за родной край — Украина, за родную землю и украинский народ, а над могилой повстанцев, сжимая грудь, будируя сердца присутствующих, возносится к небесам «Вечная память». И именно эта заупокойная молитва, задумаемся, к чему она призывает? — Помнить, что уходит в вечность, — помнить род, семью близких и дальних: всех, над кем возвышается эта молитва, а это и есть — национальная память. Ведь именно поэтому каждый год мы здесь собираемся, чтобы напомнить, восстановить в памяти эту бурную страницу истории. И как завершающий аккорд, в честь павших героев — повстанцев, отдавших жизнь за независимость Украины, трижды всколыхнул воздух стрелковый салют, его выполнили ребята из «Свободы».
Борцам повстанцам — земной поклон!
По их жертвенность им поем славу!
Пришло наше время: мы поднялись с колен,
Свою строим государство!…
Мой брат, волю пристально наблюдай!
Только Богу станем на колени,
В добром деле, Боже, помоги,
Чтобы возродилась Украины.
Такими словами началась художественная часть, которую вела Надежда Билоцеркович.
После небольшого приветственного и благодарственного слова строителя этой часовни Степана Ивасейка, перед собравшимися, в полноте своего повстанческого Духа и еще удалого задора, выступили ветераны- повстанцы — хор «Повстанец» с Сокaля. В их исполнении звучит «Реквием», утверждая в сознании присутствующих ощущение жертвенности и геройства их борьбы.
Постоянный участник Иваньковское праздников, мужской ансамбль из Угнова «Ребята Угнова» (руководитель Максим Брезовський) под бурные аплодисменты исполнил ряд повстанческих песен.
Ансамбль учителей с Карова радовал не только пением, но радовал глаз и своим красивым красочным национальным строем, так истинно непостижимой является тайна и красота украинской вышиванки. Сочетая это Иваньковское праздник со своим профессиональным, он выполнил ряд песен с повстанческой и учительской тематики. Им посвятила свою песню и солистка группы «До рассвета» Марианна Молоко.
Целый ряд поэтических произведений прозвучали из уст Анастасии Леуш, Юлии Паращинець. Свое стихотворение «Памяти села Иваньки» озвучила Галина Дацишин. Несколько собственных стихов прочитала и Анастасия Гупало, а песню «За правдивую Украины» выполнил Андрей Луковский с вокзала. В общую творческую атмосферу свой замечательный многоголосое пение внес женский вокальный ансамбль «Калинове ожерелье» из села Диброва, воспевая и свою родную землю — свою деревню. Бодрости и ритмического строя предоставил присутствующим своим пением и группа «До рассвета» из г. Рава-Русская.
В художественное плетение песен и поэзии влились также и выступления отдельных должностных лиц — в частности, председателя Сокальского районного совета Игоря Дацюка, который отметил особую необходимость сохранения национальной памяти в нашем народе, особенно в политических условиях нашего времени, когда фальсифицируется наша история на высшем властном уровне, переписываются школьные учебники, выбрасывая из них бурные страницы нашей истории. При таких условиях проведение различных памятных мероприятий на всех местностях, связанных с теми или иными историческими событиями, крайне важными и необходимыми. С изложением нынешних социально — культурных и политических проблем в Украине выступил и заместитель председателя Жовкивского районного совета Богдан Юрдыга, депутат Сокальского районного совета, председатель фракции «Свобода» Тарас Стародуб коснулся истории истоков украинской национально — освободительной идеи, за которой стоят имена Николая Михновского, Дмитрия Донцова, продолжателей этой идеи Романа Шухевича и Степана Бандеры. Отметил нашей ответственности за сохранение национальной памяти и по счастливой жизни в родной стране будущих поколений.
В таком же духе звучали слова и других выступающих. Вся программа праздника, все выступления были пронизаны духом патриотизма — героическим прошлым и проблемным настоящим, внушая присутствующим те чувства, те убеждения, на которых прочно держаться украинского государства. Обогатила праздник и только что изданная книга «Из огня и крови» (автор С. Ивасейко), в которой отражены трагические и героические страницы этого села, а также его давний фольклорно -обрядовый быт. Праздник закончился, а народ еще долго, до самых сумерек, не расходилась. Уже наступал вечер, а над Иваньков многоголосым эхом еще витали такие до боли щемящие, мелодичные украинские песни.
Искренняя благодарность и поклон всем, кто прибыл на праздник. Помните и уважать свою историю, своих борцов за независимость, шлифуют этой историей свою личную национальное сознание. Ведь от нее, национального сознания, зависит наше государственное будущее, наше благосостояние, а посещение таких праздников свидетельствует о наше национальное сознание.
Слава Украине!
Степан ИВАСЕЙКО.