Згадаємо, як це було

Иваньки — трагическая история Сокальщини

У каждой исторической эпохи — своя правда. И чаще всего — горькая, со слезами на глазах, страшными воспоминаниями, что бередят душу ночью и появляются наяву каждый раз, когда политизированные историки рассказывают историю на свой лад. Но удастся нашем сознании заново переписать эти болезненные воспоминания давно минувших лет, голодное полунищенское детство, кровавый след повстанческих соревнования, и самое главное — «простить виновников наших, как и мы прощаем им»? Вряд ли … Потому что слишком много крови мирных жителей было пролито, слишком много лжи, и по сей день висит как дамоклов меч над именами народных мстителей. И только названия сел, уничтоженных большевистской нашествием, остались на память … А когда-то здесь жили люди, и вдруг, по чьей-то безжалостной указанием, исчезли они в огне бедствий, запечатлев по себе трагизм и безысходность в условиях той тоталитарной эпохи. Бывшее село Иваньки Сокальского района — одно из таких. Не случайно, именно этот живописный уголок и стал местом проведения Праздника повстанческой славы 16 сентября 2012. В этом действе каждый присутствующий смог почерпнуть пеструю историю Иваньков, услышать воспоминания коренных жителей сожженной деревни и почтить Героев УПА.

Деревня, канула в вечность …

Село Иваньки сегодня напоминает о себе только названием одноименной местности, расположенной на границе Сокольского и Жовковского районов и относится к угодий РаваРуського лесного хозяйства. Обрамленная столетними дубами и соснами, словно часовые хранят страдальчески истории села, территория человеческих поселений Иваньков уходит своими корнями в XIVXV века. Но трагическое событие одного летнего дня, 28 августа 1944 года, практически перечеркнула богатую пятисот наследству села, изувечил родословную ли не каждой Иваньковского семьи! Летом 1944 сталинские опричники, борясь с УПА, не щадили даже мирных жителей, сметая на своем пути населенные пункты. В ту пору горели Синьковичи, Пирятин, Купичволя, Зубейко, Бродюк. В смертельном пламени огня вспыхнули и Иваньки. За яркую страницу победоносной борьбы украинских повстанцев местные жители заплатили высокую цену! Иваньковский земля в то время стала приютит для отдельных боевых единиц военной округи «Буг». В этом месте часто происходили военные столкновения, а один из крупнейших сражений на территории Иваньков пришелся именно на конец лета. Кровопролитное противостояние завершилось сокрушительным поражением — почти полтысячи погибших «красных солдат» и наших 14 повстанческих легких, 4 тяжело и 7 легко раненых! Надежно защищены родной землей и шатрами лесов, они все-таки выиграли бой, но какими усилиями! 28 августа 1944 большевики подожгли Иваньки! Очевидцы той страшной погоду до сих пор помнят, как советские солдаты ворвались в село. В предчувствии беды люди успели заблаговременно покинуть двор и спрятаться в лесу. От страшной картины увиденного до сих пор Иваньковский кровь стынет: огромным огнем загорелись осиротевшие двор, а домашняя хозяйка с невероятным ревом умирала на пожарищах! Человеческий стон и плач из среды лесных чащ огромной тоской звучал с проклятиями господствующему режиму! Когда люди вернулись вечером на еще горячие пепелища родных домов, большевики снова решили отомстить. Бессонная ночь осиротевших иванькивцив, бродивших усопшими дворов, закончилась еще одним наступлением! Убегая от врага, под обстрелом пуль, жители бросились за спасением в лес! Трое суток продолжалась облава: три дня и три ночи старые и молодые, женщины и дети скрывались в лесных дебрях. А дальше было прощание — прощание с обугленными дворами, слезы по погибшим и поиск новых домов в окрестных селах. Кстати, еще живы иванькивци вспоминают, как во время боя с фашистами вблизи РавиРуськои советские партизаны под руководством Сабурова потерпели поражение. Своих 14 раненых бойцов они принесли именно в Иваньки, где их лечили санитары УПА. Но сталинская военная машина своему отблагодарила за эту гуманность украинским повстанцам и иванькивцям. Можно ли сегодня оправдать это событие, 28 августа 1944?

«Я помню эти события со слов матери …»

 С того времени начался новый отсчет кровавой истории Иваньков. На два года опередила ее славная армия УПА, которая в этом году празднует 70риччя. Поэтому и Свято повстанческой славы в честь такого события решили провести в местности сожженных 68 лет назад Иваньков. Были запланированы праздничное Богослужение у часовни и братской могилы, освящение зоны отдыха и колодца, из которого брали воду воины УПА, а в завершение действа — концерт повстанческой песни. Сегодня местность села Иваньки — не просто трагическая страница нашей истории, это еще одно свидетельство героической ходы освободительного движения, что до сих пор ужасом нечеловеческих лишений звучит в воспоминаниях живых свидетелей. По печальным, больших голубых глазах одного из присутствующих на празднике женщин можно было догадаться, что это бывшая иванькивчанка. Мария Жук, с которой мы познакомились, и до сих пор переживает трагедию сожженной деревни.

— Может вы были в часовне, то видели, что там нарисованы лица иванькивцив. Меня моя баба, мамина мама, держит на руках, — грустно вздыхает женщина и рассказывает свои впечатления. — Мне было полгода, как моего отца Ивана забили, а Иваньки сожгли. Как приду сюда, у меня сердце разрывается. Моей бабы два молодых братья ушли на войну и не вернулись, а мы так и остались, сударыня, без ничего. Иваньки сожгли тогда полностью — 24 дома! Мой папа был в Иваньков за зятя, а сам был из каров. Наш дом тогда забрала с Иваньков в Домашева погранзаставу. Семь лет мы, прабабушка, бабушка, мама и маленькая я, ходили по людям, где неделю, где месяц ночевали. Пришлось скрываться, писали просьбы в Москву, Киев, чтобы вернули нам домик родительскую, потому что мы остались без ничего и нет никого, — вспоминает Мария, а глаза от воспоминаний мгновенно наливаются слезами. — Мой папа, Жук Нестор Яковлевич, погиб, когда мне было полгода, а мама в 21 год осталась вдовой. И вот наконец, после стольких лет скитаний, пришел приказ из Киева отдать нашу избушку. Сколько мы тогда находились пешком, так как транспорта не было! Помню, как колхозный бригадир тогда взял ребят, и поехали они на фирах В домашней, разобрали ту избушку, границу перешли. Так и привезли в село то дерево, сбросили в каров, а потом собрали заново нашу избушку. Она и сегодня стоит! Семь лет мы не имели где деться, но все же отвоевали дом, ведь два брата бабьи погибли на войне. А о сожжено родное село помню со слов матери. Сидели мы тогда в Иваньковского лесу, потому что не к кому идти. Зимой забили четыре колонки, наломали щетины с сосны, сделали «буду», так и заключались четыре бабы. Встретили кусочки кирпичей, какой-то выщерблен банячок, чтобы готовить пищу. Зимой бывало, как мантии, мороз, снег! Страшно вспоминать, что мы пережили! Я то все помню!

— А кто был инициатором создания мемориального комплекса на месте Иваньков? — Спрашиваю женщину, ледьледь сдерживает слезы. Рядом наш разговор слушают мужчины и — тоже присоединяются.

— Я — друг Степана Ивасейка. Это он был инициатором создания мемориального комплекса Иваньков. Мы издавна знаем все, и я был свидетелем, как он взялся за ту тяжелую работу, — рассказывает Теодор Медведь с Хливчан, а рядом человек с Дубравы, назвавшийся Михаилом, продолжает:

— Кстати, в тот же день еще один приселок Бродюк сожгли, людей выбили, постреляли всех! Не пожалели никого! То так с бандеровщиной боролись, — отмечает господин Михаил и показывает рукой в ​​направлении леса.

— Более того, хутора то основа нашей культуры, поэтому и уничтожали их, — ведет речь дальше хливчанин Теодор. — Вспомним нашу историю! Хутор Надежда, не там зародился славный на весь мир театр: Садовский, Саксаганский, Тобилевич. Далее — хутор Занько, откуда происходит Мария Заньковецкая. Пантелеймон Кулиш с Иваном Пулюем, фактически открыл рентгеновские лучи, но немец украл у него его изобретение! Они с Кулишом на хуторе перевели все Священное Писание — Ветхий и Новый Заветы! Вспомним Гоголя и его «Вечерах на хуторе близ Диканьки»! Вот Вам примеры хуторянской культуры! Хутора давали эти ростки украинской культуры, и враги знали, что их надо ликвидировать, потому что они не работали на них. А в придачу присоединилось бандеровское подполье. Голые, босые народные мстители, не имея приютит, не имея что есть, вместе восстали против армады, которая уже полмира владела, и полмира ее принудительно кормили! Поэтому и жгли хутора, по ту сторону Хливчан тоже уничтожили. Заставляли людей переселяться, а не хотите — в Сибирь дорога! — Эмоционально замечает господин Теодор. На память о встрече собеседники фотографируются. А между тем мирное небо разрывают пушечные выстрелы, и Свято повстанческой славы продолжается выступлениями гостей, приглашенных политиков и художественных коллективов.

«Я себя действительно чувствовал маленьким повстанцем …»

Многие из приглашенных гостей, в частности, директор ГП «РаваРуське лесное хозяйство» п. Андрей Савченко, приложил немало усилий в развитии зоны отдыха в Иванько, а также известные на Сокальщине люди — народный депутат Украины г. Владимир Вязивский, депутат Сокальской районного совета • п. Тарас Стародуб, член Президиума Главного Провода КУН п. Роман Дедушка, пришли на праздник для того, чтобы выразить свою первую, гражданскую позицию, а не политические амбиции, как некоторые рассуждает по этому поводу. По словам выступающих, не «наши Герои зародили хорошую почву, чтобы мы смогли прийти и сказать, что мы, украинские — нация непокоренных», а чего стоят «продажные суды, забирают Героев в тех, кого нельзя лишить геройства». Мысли вслух о том, что сегодня «Новости сильнее пули», а «нация, которая думает только о хлебе, никогда его не будет иметь», поскольку именно «дух животворит», перекликались с риторическими вопросами типа «что мы можем сделать, чтобы кровь повстанцев была пролита не зря, чтобы противостоять господствующему уничтожению нашей культуры и языка, статуса рабов безразличия и разочарования », потому что« нация, нет памяти, нет будущего ». Не с забвения начинается наше духовное умирание? И если бы не эти титанические усилия бывшего жителя Иваньков, Степана Ивасейка, или произошло бы сейчас этот праздник чествования Героев УПА? В своей речи господин Степан отметил:

— Хочу обратиться к Вашему сердцу, к Вашему разуму, подумать, почему такая сила в них? Что заставляло повстанцев идти бороться, годами жить в тяжелых лесных условиях, ожидая каждый день смерти? Что заставляло наших матерей и сестер готовить пищу, рискуя своей жизнью, нести эти узелками в лес! Узнав об этом, во времена немецкой власти, за Советов, можно было получить пулю в лоб или Сибирь. Что же заставляло их? Любовь к своей земле и народу, своей нации! А откуда она взялась такая любовь? .. Кто воспитал таких повстанцев? «Просвита» и грекокатоличекая церковь! .. Поэтому слово «Украина» должно звучать на каждой мессе. Помолимся за Украину, помолимся за наш народ!, — Завершил свое выступление очевидец тех страшных событий 1944 года. В личном разговоре господин Степан рассказал мне о детские воспоминания и дальнейшие планы по развитию мемориального комплекса:

— В шестилетнем возрасте мне запомнились все картины. А позже все то осмыслил, но мы, дети, чувствовали уже взрослыми, потому что видели каждый день смерть, раненых, кровь, видели врагов, наравне со старшими, родителями и матерями, делили все тревоги. Я себя действительно чувствовал маленьким повстанцем. У моего деда тогда стояла полевая кухня. Нам это было очень интересно, а наши матери варили есть, и нам тоже приходилось. Здесь дислоцировался целый курень, а мы, маленькими ребятами, наблюдали за тем, как они проводили учения, ходили строем, занимали боевые позиции. Наконец, наши игры тоже были военные: старые испорченные автоматы, пулеметы, потому иных игрушек у нас не было. А тут, в местности Иваньки, я собственными усилиями и средствами строил с сыном все, и часовню, и памятник на братской могиле, — отмечает господин Степан. Кстати, на стенах этой часовни выписаны лица иванькивцив. Господин Степан, по профессии художник, воспроизвел их по фотографиям. Памятник повстанческой славы, построенный по инициативе Степана Ивасейка, ныне также и в каров.

— Как увидите малейшего маленького мальчика на стенах часовни, то знайте, что это я, — продолжает дальше художник. — А и бабушка с ребенком на руках, то Мария Жук, что Вы с ней общались. Имею в планах вот на том пригорке, где некогда стояла лесничевки, а затем штаб куреня объединения военной округи «БУГ», восстановить убежище и сделать воспитательный центр для молодежи, чтобы можно было проводить экскурсии.

— Удачи Вам во всех начинаниях, Бог в помощь! — На этом и прощаемся до следующего Праздники повстанческой славы.
«Чтобы Украина помнила, которые Герои у нас были! .."

… Звучат выступления групп. Далекодалеко несутся печальные народные и героические повстанческие песни более живописным Надбужанского краем: из уст «украиночек» сокальского ансамбля «Берегиня», звонкоголосых девичьих и холостяцких групп из каров, Угнова, Хливчан, вокального трио «Надбужанка» из Червонограда, многих других коллективов, приехавших на Свято повстанческой славы в Иваньки. Услышав их, невозмутимое от боли и испытаний сердце, кажется, вдруг умиляется, потому звучат украинские песни, как молитва. А в каждой из них — история родного края! «О славу и упорства своим внукам расскажите! .. Чтобы Украина помнила, как Герои у нас были! .. "- Заводит песню Сокальский хор« Повстанец »под руководством Любови Кортко. Сейчас подобных групп очень мало, поэтому можем гордиться своим «повстанцев», ибо в фигурах живая история Украины, со слезами, что звучат невыразимой болью и тоской. Видеть, как глаза мужественных когда-то воинов, выдержавшие энкаведистских пытки и лишения, наливаются непрошеными слезами, изрядно трудно. На войне плакать было стыдно! А тут, в каждой повстанческой песни, личные воспоминания заново пережитого жизни, цене пыток, непоправимые потери родных и близких, адских впечатлений юности.
 
Не ради этих, живых и погибших, Героев надо наконец окончательно поставить точку в истине ОУНУПА, на уровне государства признать их второй воюющей стороной, а не пытаться политически монополизировать историю, как это было когда-то в советские времена, когда в образе украинских повстанцев видели прислужников фашистов и военных преступников. Но согласитесь, сегодня признать ОУНУПА официально означает покаяться за такие нечеловеческие изуверства, сожженные села и убиенные невинные души мирных людей! Целенаправленное очернение исторического процесса продолжается до сих пор. И то, как провластная партия сейчас воспринимает такие действа, полным равнодушием и игнорированием подобных мероприятий, заставляет задуматься, потому что это не их праздник! Думаю, нашим чиновникам и другим доморощенным украинофобам стоит чаще выходить в народ, и не как к избирательного электората, а с целью пообщаться с еще живыми свидетелями победоносной истории Украины, чтобы в конце концов этот законотворческий процесс в родном государстве работал на украинскую Украину. По крайней мере, хотя бы чисто из человеческих убеждений, в основе которых должна быть гуманность, историческая память и общая национальная идея, чтобы наши дети знали, какой ценой их дидипрадиды получали независимость родной земли и могли гордиться своей Родиной.

И напоследок … Теплое, дружеское общение с воинами УПА, членами хора «Повстанец» в конце праздника увенчалось общей фотографией. С молодецким задором, с огоньком в глазах, седовласые «парни» шутят на повстанческую тематику. В восторге рассматриваю их нагрудные ордена и медали и мысленно удивляюсь: «Как ужасов видели эти старческие глаза!» В воображении всплывает фигура седовласого дедушку с песней на устах, смахивающий скупую слезу. Мы потом познакомились с ним, Василием Петровичем Гнатюком. За плечами у него 82рична жизненная тропинка, а Самое веха, бесспорно, повстанческая! Был заказан .

— Я был разведчиком, когда попал в польский плен, — вспоминает старый человек, — за две недели сбили меня так, что когда пришел домой, не мог оторвать рубашку от тела. Вот только напоминаю себе это, и сразу слезы идут на глаза. И тюрьма мне до сих пор не дает покоя. Как били сразу, то боялся, а потом тело терпят, зубы сжал, думал, что покусают их, но ничего им не сказал. Пришел домой, а я на связи тогда был с партизаном, который имел псевдоним «Чайка». Как сейчас помню, принес мне яблок. Это было осенью, 23 сентября 1945 года, как меня поймали. Мне тогда было всего 15 лет!

Вот в таких условиях закалялась тогдашняя молодежь! Но, к сожалению, на протяжении многих лет на фоне этих многочисленных воспоминаний и дискуссий историков полемика по проблемам ОУНУПА никак не может выйти за пределы партийных переговоров до сих пор находится в политической плоскости. Нет ни четкой мировоззренческой позиции, ни толерантности к нашей общей истории! Польские историки сегодня, по крайней мере, хотя бы делают такие попытки объективно разобраться в сложных вопросах украинськопольських отношений, УПА и Армии Крайовой. И нам все-таки придется достоинству оценить суть военной формации, которой была Украинская повстанческая армия. И пусть эта историческая память о Иваньки, как символ противостояния захватчику, освящает наши деяния, чувства патриотизма и ответственности за судьбу Украины перед Творцом и ее Героями! СЛАВА УКРАИНЕ!

ГЕРОЯМ СЛАВА!

Ирина СЛАВЧАНИК.

Фото автора.

Голос Сокальщини на GoogleNews