Знакомство с кем-какой государством начинается с дорог. А что можно сказать про наши дороги, которые являются лицом Сокальщины и «кровеносной системой» экономики района. В последнее время эти «артерии и капилляры» не выдерживают никакой критики: дорожная сеть крайне изношена и даже дороги государственного значения по прочности и равенства не отвечают современным требованиям. А что говорить о загородные улице и пути, которые с’соединяют наши города и села, а тем более отдаленные населенные пункты? Они уже трижды отработали свой межремонтный нормативный срок, то есть не 12 лет, а 30-40. Недаром люди, шутя, говорят, что у нас есть два вида дорог – плохие и очень плохие. По ним не то, что ездить, ходить страшно. Речь о ремонте заходит каждый год и все начинается с так называемого ямочного, который плавно переходит в текущий. Водители и жители Сокальщины сетуют, потому что ежедневно должны уничтожать свои транспортные средства, чтобы добраться на работу или по делам в райцентр. И их упреки справедливы, потому что дороги в катастрофическом состоянии.
Об этом рассказали:
Владимир ОПУЛЬСЬКИЙ, житель села Старгород:
– Еще никогда дорога с Тудоркович к Боянич не была в таком состоянии как сейчас. Здесь яма на яме. В частности, отрезок дороги с Тудоркович к Угрынива, разбили еще в прошлом году, когда возили сахарную свеклу. Выбоины были такие глубокие, что даже неподалеку Войславич фура так «и» в нее, что ее вытаскивал трактор «Т150». Сейчас водители едут с Тудоркович в Сокаль через Трудолюбівку по полевой дороге, потому что там нет таких ям. Зато от кафе «Елка» к Нововолынская дорога добра, хотя это лишь несколько километров от Тудоркович. Водители, которые едут с Волыни, не знают о выбоины, разгоняют машины, а когда под’уезжают в деревню, то не успевают тормозить и ломают их, гнут диски и теряют колпаки. Хорошо, что хоть наши сельские дороги в несколько лучшем состоянии, потому что община по инициативе сельского головы Ивана Чернієвського засыпала их породой. Сделали и дорогу в Песочном на кладбище, потому что нельзя было туда добраться в непогоду. С Тудоркович до Старгорода теперь есть лишь несколько ям. За средства ПАФ «Войславичі» (Игорь Сметана) сделано отрезок дороги от трассы до Войславич и вместе с сельским советом позаботились о боковые улицы в селе.
Андрей СЕНЮК, депутат районного совета:
– Сегодня дороги на Сокальщине находятся в очень плохом состоянии, и не отвечают современным стандартам. К этому привело недостаточное финансирование отрасли на протяжении многих лет, и к качеству проведенных работ возникает много вопросов.
Сегодня основное внимание на Львовщине сосредоточено до тех дорог, которые будут обеспечивать транспортное сообщение чемпионата Европы по футболу. Соответственно основные средства, касающиеся ремонта дорог из бюджета, направленные на то, чтобы выполнить условия программы подготовки к «Євро2012». Через что и районы Львовщины недополучили средства на ремонт дорог. Сегодня уже практически заканчивается строительство и ремонт дорог, которые финансировались в первую очередь – это в г. Львове, Львов – Мостиска, Львов – Краковец, Львов – РаваРуська, Львов – Киев.
Стоит отметить, что дороги находятся в разном подчинении и имеют разное значение: общегосударственные, областные, районные, местные коммунальные. Финансируются они из соответствующих бюджетов, в которых сегодня нет достаточного количества средств. Новый Налоговый кодекс изменил и увеличил поступления налогов: теперь в стоимость бензина заложено налог на дороги, который уплачивается в общегосударственный бюджет. Казалось, что с его внедрением проблемы с дорогами отпадут сами по себе, однако, к сожалению, их состояние от этого не улучшилось, а финансирование не увеличилось. Просто большинство денег остается в Киеве или идут на любые другие расходы по другим статьям.
Однако не стоит оглядываться назад, а нужно двигаться вперед. Сейчас на Сокальщине разрабатывается детальная схема планирования Сокальского района. Поэтому всем председателям сельских, поселковых и городских советов необходимо подать заявки и предложения относительно текущего и капитального ремонта дорог. Без этого получить деньги на дороги будет очень сложно. Также всем органам власти и общественности нужно сосредоточить внимание на том, чтобы из государственного бюджета в 2012 году были выделены средства на ремонт основной дороги в Сокальском районе – это Жовква – Большие Мосты – Червоноград – Нововолынск (с’объединяет Львовскую и Волынскую области). То есть, необходимо, чтобы эта дорога получила финансирование во вторую очередь из государственного бюджета в соответствии с программой подготовки дорог к «Євро2012», поскольку она обеспечивает соединение Львова с новым таможенным переходом Угринов-Долгобычев, планируется открыть к чемпионату. Потому что, наверное, если денег не будет до начала «Євро2012», то неизвестно, когда они поступят, учитывая экономическое положение в стране. Сегодня наихудшая ситуация на вышеуказанной дороге наблюдается на отрезках в Больших Мостах, подобная и в Междуречье, где через шахтные подделки проседает грунт, на грани Червонограда и Острова, Хороброва и перед’поездкой в Волынскую область.
Эту дорогу необходимо сделать первой вместе с несколькими километрами об’въездной, что запланированная на территории Хоробрівської сельского совета для сопряжения с таможенным переходом. Ведь известно, что открытие таможенного перехода УгринівДолгобичів возможно только при условии, что будет построена и отремонтирована дорога с должным покрытием. Также необходимое согласование автомобильной Службы дорог Украины, таможенной и пограничной служб Украины. Сегодня открытие таможенного перехода – это одно из первоочередных стратегических вопросов для района, который необходимо решить. Это обеспечит поступление налогов в районный бюджет, будет способствовать экономическому, социальному и культурному развитию не только приграничных территорий, но и всей Сокальщины.
Очень ужасно выглядит и дорога из Радехова к Червонограда. Здесь практически нет целого твердого покрытия и легковым автомобилем проехать через ямы невозможно. Эту дорогу некогда сделали по старым стандартам, поэтому за последние годы ее уничтожил важковаговий транспорт. К тому же никто добросовестно не делал ямочного ремонта. Здесь необходим уже капитальный, потому что ямочный не поможет. По моему мнению, ямочный ремонт является неэффективным и проконтролировать качество работ крайне трудно.
Отдельного внимания требует и третье направление – это дорога Рава-Русская–Гаек. Здесь практически остался только направление. В городе Великие Мосты городов весь в ямах, в селе Волице много ям, в Дворцах дороги практически не осталось, так же и в Бутинах, Пристани, а чем дальше к РавиРуської твердое покрытие «исчезает», а со стороны Жовкивского района вообще отсутствует.
Не лучше ситуация и с дорогой в пгт. Жвирці, а также между Белзом и Угновом.
Думаю, что и общество, депутаты всех уровней, должны более активно контролировать фирмы подрядчиков, в частности, сколько им выделено средств, и что на них сделано и качественно ли. Считаю, что это побудило бы их добросовестно выполнять работу.
Игорь МОРОЗ, заместитель Угнівського городского головы:
– Сейчас большинство дорог на Сокальщине практически полностью разрушены. Не исключение они в Угнові и вокруг него. Через наш город проходит дорога ЧервоноградРаваРуська, которую обслуживает филиал «Сокальский райавтодор». Дорожное полотно давно требует неотложного ремонта. В наихудшем состоянии улице Сагайдачного, Стуса, часть Равської. Большие выбоины на мостах через реку Солокия и мелиоративных каналах, которые пересекаются с данной дорогой. Практически, этот путь уже тридцать лет никто не ремонтировал, как и не делал ямочного ремонта. Хотя мы же пограничная территория, и в маленький город Украины приезжают оса границы выходцы из Угнова и туристы.
Коммунальные дороги также нуждаются в ремонте. К сожалению, в местном бюджете нет средств, чтобы довести их до надлежащего состояния. В этом году только удалось привлечь экспертов и провести их инвентаризацию и обследование и поставить на баланс коммунального предприятия города. Подготовили также сметную документацию на капитальный ремонт ул. Леси Украинки. Чтобы отремонтировать их, требуется немало средств, которых в местном бюджете не имеет. Поэтому и получается замкнутый круг, выбраться из которого без помощи государства практически невозможно.
Роман ЛЕВКОВ, Реклинецький сельский председатель:
– Через наше село идет дорога Большие Мосты-Добротвор, которую обслуживает филиал «Сокальский райавтодор». Дорога в колдобинах, через что транспорт часто ломается и курсирует с перебоями. Уже несколько лет никто не ремонтировал ее, а разве что «латали». Ямочный ремонт ничего не дал: за месяц-другой снова ямы и еще глубже. Через местами на дороге нет асфальтного покрытия. Сельские улицы поддерживаем, как можем. Но боковые – грунтовые, подсыпаем породой и разворачиваем грейдером, это улучшает на некоторое время их состояние. А упадет дождь, ямы выбиваются снова. В селе Стреминь еще хуже ситуация: в прошлом году в непогоду «Школярик» груз и не мог подвезти детей в школу. Через что я, как сельский председатель, летом обращался в Облавтодор в п. Тарасовича, чтобы помог отремонтировать дорогу Реклинец – Стреминь. Он ответил, что средств на ремонт дороги нет, однако пообещал посодействовать с грейдером. А нам бы хоть 8 машин щебня, и она послужила бы еще некоторое время. К тому же крайне необходимо отремонтировать дорогу на участке возле поселка Черешня, где нет твердого покрытия и в ненастье нельзя проехать через глубокие выбоины. Хорошо, хоть областной совет в этом году выделила 40 тысяч гривен на ремонт коммунальной дороги Яруги – Стреминь.
Олег РЕКРУТ, водитель:
– Я работаю водителем в районном территориальном центре. Работники отделения часто выезжают в села района, чтобы пообщаться с подопечными, “выяснить, как за ними ухаживают социальные работники и определить потребность граждан в тех или иных социальных услугах. Поэтому хорошо знаю дороги на Сокальщине, потому что по работе бывал почти в каждом населенном пункте. Досадно, что они не год становятся все хуже, потому что никто их не ремонтирует. А если еще рікдва этого никто делать не будет, то вряд ли легковой автомобиль местами сможет переехать. Некогда хоть «латали», а теперь и этого не делают. Однако, если нет возможности положить новое асфальтовое покрытие, потому что это дорого, то хотя бы сделали качественный ямочный ремонт аварийных участков, потому что дальше уже некуда. Например, если к Тартакова дорога средней, то к Переспи, Боб’ятина, Переток – просто ужас. От прежней асфальтівки ничего не осталось. На Угнив от села Стаивка практически дороги нет: ухаб на ухабе. Там в этом году два колеса пробил. Обидно, что у нас такие дороги. Почему в сусідівволинян они ухожены и заасфальтированы, а у нас от них практически осталось одно название. Неужели там коммунальщики кладут асфальт по особому?
Ярослав ГОДІСЬ, Силецкий сельский председатель:
– Всех дорог на территории сел Сілецької сельского совета свыше 50 км. Большинство из них укреплены породой, а некоторые – покрыты п’ятисантиметровим слоем щебня. Совсем небольшая часть покрыта асфальтом – это 450 м на приселке Заболотная, 390 м по улице Шахтерская, 100 м по улице Новой. Но последняя в неудовлетворительном состоянии. В приселке Підрочин есть 2300 м асфальтівки и она тоже нуждается в ремонте. Наихудшая до поселка Параньки, там есть только 25 домов, где живут, в основном, люди пожилого возраста. Чтобы ее привести в более или менее нормальное состояние нужно от пгт. Горняк через лес отремонтировать два километра дороги к околице. И средств у нас нет. Магистральные дороги, которые проходят через село, по современным меркам, к сожалению, в неудовлетворительном состоянии.
На следующий год планируем направить средства на капитальный ремонт и реконструкцию Народного дома и строительство детского садика. А это немалые деньги. Поэтому с ремонтом дорог придется еще подождать.
Игорь СИДОР, директор ЧП «Львовское автотранспортное предприятие»:
– Сейчас перевозчики, которые обслуживают пригородные маршруты и маршруты до отдаленных сел, оказались в затруднительной ситуации. На территории Сокальского района дорожное покрытие в крайне неудовлетворительном состоянии, а на отдельных участках огромные выбоины, через которые невозможно проехать. Водители вынуждены их обходить, выезжая на встречную полосу, обочины, пешеходные дорожки, чем создают аварийные ситуации. В общем, дорог, которые бы соответствовали правилам эксплуатации автомобильных дорог, в районе почти нет. В частности, такой катастрофическое состояние дорог на направлениях: Сокаль-Шарпанцы; Сокаль-Бодячев; Сокаль-Княже; Сокаль-Роятин; Сокаль-Перетоки; Сокаль-Ульвівок; Сокаль-Варяж, Сокаль-Бояничи. Через неудовлетворительное состояние дорог автобусы не могут вовремя добраться до населенных пунктов. Транспорт постоянно ломается.
С одной стороны контролирующие органы, власти требуют от перевозчиков соблюдать договоров и графиков движения, однако с другой – не создают условий для этого. Перевозчики отказываются от некоторых маршрутов и не хотят участвовать в конкурсах по перевозке пассажиров по отдельным из них.
Каждого года из бюджетов разных уровней направляют средства на ремонтные работы, но этого очень мало для доведения наших дорог хотя бы до удовлетворительного состояния. Кроме того, эти средства выделяют преимущественно для ремонта дорог в крупных сел. Также нужно обратить внимание на качество работ. Как показывает практика, так называемый «ямочный ремонт» не дает никаких результатов, потому что через год от него на дороге не остается и следа.
Какой выход из этой ситуации? Пожалуй, бесполезно надеяться и говорить о том, что государство должно выделить большие суммы средств на ремонт дорог. Единственное, что остается – это прозрачность их освоения. Депутатам всех уровней, городским, сельским председателям необходимо также контролировать качество ремонтных работ.
* * *
Дороги у нас катастрофические. А заложниками ситуации являются жители городов и сел, которые не могут добраться в Червоноград ли Сокаль, и водители, которые уничтожают свои транспортные средства. Через неподходящее состояние дорог карета «скорой помощи» не может быстро добраться до больного на вызов, автобусы не ходят по графику, «Школьники» не могут подвезти детей из отдаленных сел в школы, а водители – ежедневно доставлять хлеб в самые отдаленные села… Как видим, плохие дороги – это причина, которая тянет за собой целый воз проблем.
Записала Любовь ПУЗИЧ.
Фото Ольги Дилин.
.