Дана Мне всякая власть на небе и на земле.
(Mт. 28, 18).
В последнее воскресенье октября Украинская греко — католическая церковь отмечает праздник Христа Царя. Это один из самых молодых праздников в литургической практике. 11 декабря 1925 Святейший Отец Пий XI энцикликой «Quas Primas» установил праздник Иисуса Христа Царя. Этим Папа вспомнил о надлежащее место Христа в жизни отдельных людей, обществ и государств, а также предостерегал перед страшными последствиями для народов, детронизувалы Христа и считаются с Ним установлении государственных законов.
Литургические тексты торжества Христа Царя говорят о триумфе Иисуса Христа, тогда как Евангелие рассказывает о его страданиях. Может показаться, что между ними есть противоречия. Эти два аспекта, две стороны праздника Христа Царя можно сравнить с двумя сторонами витража в храме: если смотреть на витраж снаружи храма, невозможно понять, что на нем изображено. Но если посмотреть на витраж изнутри храма, все становится понятным.
Почему существует такой праздник? Разве Сам Христос не отказался от титула царя? Разве после размножения хлебов, узнав, что люди хотят сделать царем, Христос не удалился от народа? Однако, когда Пилат спросил Иисуса: «Ты — Царь Иудейский?», Он отвечает: «Царство Мое не от мира сего» (ср. Ин 18. 33-37). Что же означает для Христа быть царем? Во-первых, для Иисуса царствовать значит служить, а не властвовать: «Иисус сказал ученикам: «Цари господствуют над народами, и те, что власть над ними должны благодетелями называются. Не так пусть будет с вами! А наоборот: больше между будь как меньший, а наставник — как служащий. Ибо больше? Тот, что за столом? Но, однако, я между вами как то, что служит» (Лк 22, 25-27). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать свою жизнь, как выкуп за многих» (Мк 10, 45). Такова суть царствования Христа. В чем смысл такого царского служения? Во Второй книге Царств мы видим, что цель царя — объединить народ. «… Царь Давид заключил с ними завет в Хевроне пред Господом…» (2 Цар. 5, 3б). Апостол Павел в Послании к Колоссянам объясняет, что цель царствования Христа — «примирить с Собою все» (ср. Кол 1, 20). Задача царя, прежде всего, — служить единству, собирать свой народ. Примирение всего творения — второй аспект царствования Христа. Но есть и третья черта Его царствование. Христос — Царь, ибо делает каждого из нас царем, подобным Себе. Вспомните, обряд крещения, священник спрашивает: соединился ты со Христом? Крестник отвечает: Соединился. Священник спрашивает: веруешь ему? Крестник отвечает: Верую Ему как Царю и Богу. Итак, поэтому Таинство: «Мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Цель царствования Христа — сделать нас детьми Отца и наследниками Его Царства. Смысл царствования Христа — строить Царство Божие.
Иисус Христос Царем Вселенной — это очевидная правда, которую должен принять и развлекать в своем сердце каждый христианин. Из нее возникают очень конкретные выводы, которые должны приносить плоды в нашей жизни, в жизни наших семей, обществ и целых государств. Это изначальное старания Святой Церкви, чтобы мир составлял неустанно честь своему Царю — не просто мечта. Неоднократно в истории христианства, когда человечество приближалось к своему Царю и составляло Ему должное и доверие, оно получало в награду прекрасные плоды цивилизационного развития целых обществ и государств. Крупнейшие организационные достижения в построении государств вроде Небесного Царства приходились именно на этот период истории. Архитектура, носившая в себе стремление подчеркнуть господство Христа, отражала Его приметы, создавая величественные святыни, которым в архитектуре нет равных. Когда общество организовывало свою жизнь вокруг Бога, возникали университеты и больницы. Правдивая нравственность целых обществ родила прекрасных святых. Эти времена вспоминает папа Леон ХИИИ: «Были когда-то времена, когда философия Евангелии руководила государствами, когда Божья мощь христианской мудрости пронизывала Конституцию права, институты, обычаи народов, все слои и дела государства; когда религия установлена Христом, занимая достойное место в мире, получала везде приверженность правителей и опеку властей, когда между священническим и светским правлением процветала согласие и доброжелательная сотрудничество. Такое положение вещей приносил неожиданные блаженны плоды для светского общества, память о которых живет и будет жить: никакие нападки противников не в силах уничтожить все те исторические памятники, которые это подтверждают».
Никто не может игнорировать и подвергать сомнению эту власть Христа Царя, потому что это грозит страшными последствиями. Мучительным подтверждением этой истины является сегодняшнее состояние обществ, в прошлом были христианскими, а сегодня, покидая свою веру и детронизуючы Бога, испытывают на себе последствия отступничества. Именно поэтому, они становятся жертвами «князя мира сего» — сатаны, который любой ценой стремится занять место Христа и ожидает в своей гордыне, что люди ему служить. К сожалению это диагноз современного состояния человечества. Несмотря на большие усилия в борьбе за права человека, это приносит другие плоды: огрубление жизни, рост преступности и легализация извращений. Все усилия в борьбе за мир, дает мир, а не Христос, заранее обречены на неудачу, как следствие — сегодняшний беспокойство в мире.
Христос Царь и Его Царствование — это наша надежда. В Нем, Им и для Него все имеет свою цель, окончательную и единственную. Его царствование уже в этом мире дает настоящий мир, о котором Пий XI пишет: «Если люди признают как в частном, так и в публичной жизни царскую власть Христа, тогда все слои общественной жизни будут пронизаны невероятными благодатями справедливой свободы, порядка и спокойствия, согласия и мира. Не постигнут мира без благодати Христа».
Каждый человек на свете должен занять какое-то положение против лица Христа Царя. «Кто не со Мною, тот против меня», — учит Христос (Лк. 11, 23). Или человек верит во Христа, любит Его, прячет заповеди и будет счастлива навеки, или пренебрегает Им, отворачивается и стягивает на себя вечное наказание.
Христос должен быть царем наших душ. Если в наших душах есть Божья милость, если совесть говорит нам, что мы стараемся быть достойными учениками Христовыми, тогда Христос царствует в нас. Миллионы верующих христиан терпели преследования, устрашающие муки, каторги и отважно шли на мученическую смерть за верность Христу — Царю. Сколько наших верных братьев и сестер в Украине могли повторить слова апостола Павла: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не сможет отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим. 8, 38-39).
В нашем обряде мы ежедневно молимся: «Приидите, поклонимся Царю нашему, Богу. Приидите, поклонимся Христу, Царю нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу, Иисуса Христа, Царя и Бога нашего». Не просто повторяет эти слова молитвы, а одним сердцем и одной душой, живом ними.
в. Ярослав Валюха,
священник кафедрального собора св. ап. Петра и Павла г. Сокаль.