Духовне життя

Почаевская лавра — история основания

В 60х годах прошлого века односельчане организовали поездку в Берестечко и Почаев. Мой отец привез картину «Почаевская лавра» и фотокартину «Последние казаки пробираются на Журалиху», а еще — много восторженных рассказов. Ой, как хотелось там побывать!

Мечта моя осуществилась в конце 70х. Мы, учителя «курсанты», побывали не только там. С некоторыми событиями в истории лавры, настоящим нас ознакомил ее игумен. До вспоминаю: когда попросили его показать след Божьей, он не хотел, сказав: «Вы — люди неверующие». Странно это было слышать. В детстве мы с родителями ходили в церковь, в юности были братчиками. И другие учителя, наверное, были такими же. Но об этом надо было молчать — ты советский учитель.

Основание лавры относят к ХIII в. В документах монастырь упоминается с XVI в., Когда украинский шляхтянка Анна Гойска подарила ему большие угодья и в 1579 построили новую каменную церковь. Особенно известным монастырь стал во времена Иова и после того, как здесь была основана типография. В 1649 построен Троицкую церковь на средства Федора и Евы Домашевских — местных украинских шляхтичей. Весь монастырь с храмами и другими зданиями был укреплен оборонительными стенами и башнями. В 1665 целая турецкая армия не смогла взять Почаев. В время этой великой опасности монахи и миряне молились чудотворной иконы Матери Божьей и раки блаженного Иова. Неожиданно появилась сама пресвятая Богородица с небесными ангелами, имели мечи. Татары увидели видение и пустили стрелы в Пресвятую Богородицу. И стрелы начали возвращаться и ранить тех, кто пускал их. Тогда в ужасе татары бежали от горы Почаевской.

Сооружения монастыря прекрасно изображены на гравюре «Осада Почаева». Старый Почаевский храм был, очевидно, как и Успенский собор Печерской лавры, окружен многочисленными часовнями, что хорошо видно на гравюре.

С сооружением в 1771-1783 гг. Нового Успенского собора по проекту Готфрида Гофмана начал складываться современный ансамбль. Затем к главному храму пристроили двухэтажные корпуса келий и трапезную с церковью. В 1861-1871 гг. Был построен высокую колокольню, а в 1910-1913 гг. Троицкая церковь по проекту А. Щусева. Гофман с большим мастерством и тактом использовал скалистые террасы горы, а на их вершину поставил здание с широкой террасой вокруг. Величавый Златоверхий храм сияет на фоне синего неба сказочным, прихотливо скомпонованным белоснежным кристаллом.

Ходя по собору, словно находишься в своеобразном дворце, где сочетаются многочисленные переходы, лоджии, балконы. Греческий митрополит Неофит подарил А. Гойской икону Божией Матери, которую он привез из Константинополя. А. Гойска передала святую икону на Гору Почаевскую в церковь Успения Божией Матери. О благородной икону Божией Матери написан известный хоровое произведение, есть и молитва: «Перед святой иконою Твоею, Владычице, молящиеся, исцелений сподобляются, веры истинное познание принимают и агарянське нашествия отражают. Ты и нам, к Тебе припадаем, грехов прощение попроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших. Величаем Тебя, Пресвятая Дево, и чтим честную икону Твою, ее же от лет древних на горе Почаевской прославила еси. Аминь ».

Во время службы священники вспоминают (поминают) имя Иова, игумена Почаевского. Иов (в миру Иоанн Железо из Покутья) был игуменом в время П. Сагайдачного и К. Острожского. Исцелял он при жизни, нетленные мощи Иова исцеляют и поныне.

110 лет назад был канонизирован преподобный Амфилохий. Святой Амфилохий (в миру Яков Головатюк-под Почаева) родился в 1894 унаследовал святой от отца, хорошего костоправа, умение вправлять переломы и вывихи. После того, как он стал монахом, Бог дал ему дар исцелять все болезни. Нетленные мощи святого Амфилохия исцеляют и теперь.

1846, 21 сентября по старому стилю Т. Г. Шевченко получил поручение от Киевской археографической комиссии обследовать достопримечательности Киевщины, Волыни, Подолья. Во второй половине октября Т. Шевченко в Почаеве выполнил акварели «Почаевская лавра с юга», «Почаевская лавра с запада», «Собор Почаевской лавры (внутренний вид)», «Вид на окрестности с террасы Почаевской лавры» и два эскиза карандашом. Поэт записал в Почаеве три народные песни. О пребывании в Почаеве Т. Шевченко упоминает в повести «Варнак». В этой же повести поэт вспомнил о путешествии из Почаева в Кременец, Острог, Дубно, Корец. В повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» писал: «На полях Волыни, Подолья вы часто любуетесь живописными развалинами древних массивных замков и палат, когда величественных, как, например, в Остроге и Корце. В Корце церковь, хранилище бальзамированное трупов фамилии графов Корецких, сама собой в руину превратилась. Что же говорят? О чем свидетельствуют эти свидетели прошлого? О деспотизме и рабство! О мужиков и магнатов »

Не мог не побывать Т. Шевченко в Берестечко, хотя никаких свидетельств об этом нет. Но в пользу слова «Круг городка Берестечко» … является побочным подтверждением. В окрестностях с. Пляшевой, на полуострове среди зеленых лугов, как раскопана могила, возвышается старое городище. Здесь стоит построенная в 19041906 гг. Церквамавзолей, куда собрали с Берестецкого полей прах казаков, погибших в злополучной битве Б. Хмельницкого с войсками шляхты в 1651 Сюда тогда же было перенесено трехъярусная деревянная церковь из с. Остров, сооруженную незадолго перед прибытием Б. Хмельницкого; в ней гетман молился в последнюю ночь перед боем. Пожалуй нет волшебного места на Волыни, чем этот уголок, где под кронами огромных деревьев спят вечным сном сыновья украинского народа, отдавших жизнь за отечество.

Впервые там увидел двухэтажное церковь. А еще меня порадовало то, что росписи в храме делал наш выдающийся художник Иван Сидорович Ижакевич.

В 10х числах ноября Тарас Григорьевич возвращался через НовгородВолинський и Житомир в Киев.

Богдан ПОТОЦКИЙ, с. Стенятин.

Голос Сокальщини на GoogleNews