Духовне життя

В архиерейских ризах, вышитых соломой…

В Рождественские праздники епископ Сокальско-Жовковской епархии Украинской греко-католической церкви Михаил Колтун совершал моления в архиерейских ризах (одежда для богослужения), вышитых соломой. Об уникальном замысел, творческое вышивания соломой и значение персонажей Рождественского одежды рассказывают лица, привели к появлению этого произведения сакрального искусства.

Отец Владимир Ващук, настоятель прихода Пресвятой Богородицы Владычицы Украины г. Харьков:

— Как возникла идея соломенных риз?

— Идея изделий из соломы возникла шесть лет назад. Самая первая вещь, которую подарила наша парафия владыке Михаилу — это была панагия (нагрудный изображение Богородицы). Затем был создан митру с соломы (головной убор). Поэтому возникла необходимость иметь ризы, чтобы была гармония.

— Кто реализовывал замысел?

— Нам подсказали, что есть заслуженная соломкарка в г. Каменец-Подольский. Мы обратились к ней, Натальи Лашко, которая является уникальной мастерицей. Она показывала эти архиерейские соломенные ризы на выставке в Каменце-Подольском, то все были в восторге. Подобных вещей в Украине еще не видели!

— Сколько времени украшали этот богослужебную одежду?

— Ризы начали делать в 2013 году. К предыдущему Рождества была сделана основная композиция рождения Христа и вертепные персонажи. А к нынешнему Рождеству изготовлено передний сюжет, на котором достаточно хорошо показано украинский вертеп и атмосферу життяпобуту во времени Рождества.

Наталья Лашко, член союза художников народного искусства Украины:

— Есть вышивка соломой архиерейских риз была чем-то новым?

— Дело в том, что такого типа работы, я еще не встречала, это была идея Владыки. В принципе существует вышивка соломой на ризах, но их в основном украшали орнаментом, а сюжетной композиции НЕ вышивали. Мне понравилась идея и я попыталась воплотить, хотя такого еще не делала и никто из людей, которых я знаю, не делал и в истории тоже подобных работ не имеем.

— Как вы создавали композиции и как проявляли собственное творчество?

— Я все время консультировалась, потому священникам виднее как все это изображать. Я рисовала, советовалась, демонстрировала, но нарисованная композиция это одно, а солома сама подсказывала как вышивать. Была трудность с портретами, потому что они должны быть изящные и красивые. Мне пришлось много экспериментировать, чтобы был надлежащий результат. Здесь восстали новые изобретения. Представьте себе портрет (лицо) Иисуса всего сантиметр и два миллиметра. А надо изобразить глаза, носик, губки, и чтобы это было дитя, с пухленькими щечками, чтобы он был красивым. Из всего, что я вышивала, а это персонажей, вышивать Иисуса было для меня одно удовольствие. Не знаю, с чем то связано, но наверняка с душевным подъемом.

Вышить это одно дело, но придумать надо, показать, понять, как эти персонажи, как они должны быть одеты, например, карпатские действующие лица. Как рисовала сюжет, то появилась идея, что не только люди должны быть изображены. Так с колядниками еще собака.

— Вы предположили, что эта одежда не для выставки, а именно для ношения?

— Да. Каждое действующее лицо вышитая на отдельной ткани, которая поджаты под низ и затем нашита на ризы. С какой целью? Думалось так: это дело для ношения, поэтому при желании можно снять фигуры, постирать ризы и нашить снова.

— При освещении вышивка бликует золотом, как вам это удалось?

— Благодаря тому, что ткань отдельно, то можно было достичь рельефа из ткани и потом еще из соломы. Получился достаточно высокий рельеф для того, чтобы солома определенной степени имитировала шитья золотом, потому что когда солома плоская, то она не блестит. Поэтому когда в храме, во времени праздников, много света, то она создает эффект мерцания. Хотелось также передать атмосферу праздника. Это не обыденное дело, а праздничная, радостная.

Епископ Сокальско-Жовковский Михаил Колтун, владелец риз:

— Какой идейное содержание соломенных архиерейских риз?

— Идея создания архиерейских риз в виде соломы есть для того, чтобы человек осознал, что она согрета Божьим теплом и достатком. Другой аспект — это изображены из соломы вертепные персонажи, которые несут свое тепло, которым согревался Иисус Христос.

— Почему сено, солома так важны в события Рождества?

— Главным естественным теплом было сено под руками. Это сено — дар земли, дар неба, дар жизни, потому что на земле Господь все растит для нашей жизни, чтобы мы могли жить на этой земле в благословенном Божьем изобилии. Это сено является естественным фактором выражения человеческих стараний Иисуса Христа во время рождения. Он положився на сене, на том, что Бог с земли дал благословение тепло для нас, а мы этим теплом встречаем Иисуса Христа.

— Почему архиерейские ризы одетые в солому?

— Ризы одеты в солому, а в те ризы одевается архиерей. Храм одевают в атрибуты нарядные, вертепные, дома украшаем, ставим дидух, сено, свечи, звезды, ангелов, чтобы описать свой дом в теме Рождества. Где человек также является носителем этой Рождественской события, потому что она своими стараниями это Рождество обогащает, развивает эту тему, чтобы уприемниты себя в этом празднике.

— Кто изображен на ризах?

— Когда мы смотрим на переднюю часть этих риз (по просьбе прихожан кафедрального собора св. Ап. Петра и Павла г. Сокаль ризы сшила Сокальчанка Надежда Климчук), то видим такие главные персонажи: мужчина и женщина со звездой, дети, друзья. Они со скрипками, бубенчиками и всеми своими дарами славят Бога. Даже тот собачка приходит и радуется, потому что «небо и земля сегодня радуются». Все творения радуется. Ягненок, верблюд. Все сходятся к Рождеству. Потому что все творения проникнуто этим событием.

Если смотреть на тыльную сторону риз, то видим, что центром является Рождество. На сене Иисус Христос почил и звезда сияет над ним. Ниже человеческий род в лице царей, которые предчувствовали, что появится звезда, которая укажет на приход Спасителя. Они были мудрецами и застановлялися над событиями жизни во Вселенной. Они предчувствовали и им были оповещены, и они стали живыми свидетелями этого события. Они даже сами не знали, почему так делают, но ведомые светом ведущей звезды пришли на это место.

Видим овечек и пастухов, которые со своими трубками приходят и окрашивают таким образом это событие. Пастушок темной ночи со свирелью тянется ко Христу Богу. Мы себя время считаем забытыми, но когда заглядываемся на Рождество Спасителя, то оно пришло к тем, которые были утеряны, забыты. Рождество нас учит мудрости Божьей, чтобы мы могли следовать светом ведущей звезды, которое ведет нас к Богу, который хочет поделиться с нами этим праздником.

На нарукавниках, омофор, налокотники и митре является шестикрылые ангелы, которые были первыми вестник рождения Спасителя. Они постоянно видят Бога и возвещают нам Его приход.

Диакон Роман Грица, прессекретар Сокальско-Жовковской епархии.

 

 

Голос Сокальщини на GoogleNews