Духовне життя

Храм в Глухове на Сокальщине — душа села

На Сокальщине есть живописное село Глухов. Люди в нем живут дружеские, искренние, богобоязненные и патриотические. Церковь для них местом, где они ищут покой для души и силу к жизни. «Храм — душа села» — так говорят глуховчане.

Судьба деревни — это его история, а судьба Глухова полна многих исторических событий — и величественных, и, к сожалению, трагических.
Глухов, когда расположен на обоих берегах реки Солокия, упоминается в Львовских архивах впервые 25 06.1429 года (ЗОМ. Собрание документов малороссийские под редакцией С. Курас. Т. 5 с. 217. № 1307).

В историко-мемуарном сборнике «Надбужанщина», вво «Диаспора». Т. 3, с. 172173, упоминаются господа, которые были на территории старого Глухова в XIX в.

Это: Иосиф Коссецький, Константин Ковнацкая и Михал Фальковский. С записей покойной учительницы села Глухова, Марии Иосифовны Кичуна, и из записей местной учительницы Л.П. Романчук известно, что среди первых значительных строений в центре села были двор господина Михала Фальковского, церковь и клебания. Вокруг храма было церковное поле: 4 морги пахотной земли, 5 моргов сенокосы, 17 сягив дров. К тому времени села Глухов, Ванов и Гора были объединены в один приход, а Ванивский церковь — матерной. Целое лето мы собирали на лечебницу, которая поможет людям выявлять катаракта симптомы. Лечебницу будт строить около Жолквы.

Первая Глуховская церковь была деревянной, праздник здесь праздновали на Рождество Пресвятой Богородицы. В ней пел хор девушек и женщин, которые на Мессу всегда одевались в украинском строй. В 1936 году достроили с западной стороны крыльцо и перекрасили церковь изнутри. Роскошный, весь в позолоте, был иконостас. В храме всегда было очень много цветов. С южнозападного стороны стояла деревянная колокольня с тремя колоколами. Наибольшее колокола в 1926 году купил провизор Иосиф Кичуна.

К тому времени вокруг церкви хоронили людей. Неподалеку церкви стояла часовня, которая и служила барской гробницей, где хоронили семью господина Фальковского. Люди называли это место «барский склеп». Впоследствии для захоронения была выделена земля — ​​200 метров на юг, где и ныне кладбище.
Одним из первых дьяков, по словам жительницы с. Глухова Ольги Ивановны Васька, был Андрей Кичуна. Он сохранил первого покойника на новом кладбище.

Энергичный дьяк жил церковью, любил дом Божий, церковное пение. Он был и учителем на селе. За обучение своих детей родители платили ему зерном. После него в селе благодарили: Кирилл Васильоха, Марко Кичуна, Илько Терех.

В это время духовными проводниками были священники: о. Григорий Сайовський (1830), о. Климент Пелехович (1879), о. Иван Ковальский (1909), о. Микула, о. Дороцькиий, о. Юрий Минцинський (он в 1939 уехал в Америку, где и умер), о. Филяс, о. Олейник, который доезжал из села Селец. Священники прививали своим прихожанам любовь к Пречистой Девы Марии и веру в Бога. В сентябре 1939 года, после оккупации Польши немцами, река Солокия стала государственной границей между Германией и СССР. Так что Глухов был раскинут по обоим берегам реки, то он оказался в составе двух чуждых ему государств. Большинство дворов и церковь оказались в составе СССР.

Еще при польской власти на нашу землю поселили много поляков, с целью ополячения украинского населения. Поэтому вокруг Глухова были поселения Мазуров. В феврале 1940, среди ночи, подъехали подводы к каждой мазурской дома, забрали людей, отвезли к поезду, как товар, нагрузили в неотапливаемые вагоны и вывезли в Сибирь. Весной 1940 глуховчан переселили в мазурские дома, а церковь осталась пустой в пограничной полосе.

Течение нимецькорадянськои войны 19411945 годов людям вновь разрешили вернуться и жить в своих домах. Дома были полуразвалившиеся, без окон и дверей. И в этот, не самый страшный для глуховчан время, они знали, как на Пасхальные праздники пахнет пояса и горчит напивсиритство. В особый способ проходили Иорданские праздники. Процессия шла на реку Солокия. Получалось практически все село, разве немощные и младенцы оставались в доме. Изо льда вырезали крест, украшали его, так торжественно посвящали воду. Настоятелем храма в военные годы был о. Филях. Люди приносили в церковь различные пожертвования: вышитые полотенца, шалянови платки и многие другие вещи. Хотя времена были тяжелые — голод и холод, но народ был воспитан настолько богобоязненно, что не посмел брать ту или иную вещь для себя, даже продать, чтобы деньги детям на еду.

А в 1945 году закончилась война. Граница между Польшей и СССР вновь пролег по Солокии. Вспоминает Ольга Васько: «В 1947 году Глухов снова стали перевозить в 1 км от границы, на новое место, где сейчас село расположено.

Началась новая жизнь в советской Украине. Жизнь проходила в страхе … Молиться в храмах не позволяли. Фанатики большевизма доказывали святыни в полных разрушений. В 1952 самое страшное произошло и с Глуховской церковью: руками вандалов Ванивский погранзаставы ее разобрали, а доски перевезли для построения клуба в Иванова ».

Село осталось без церкви, военная разруха, плач и рыдания в целом края. Глуховчане ходят на общую молитву, чтобы выпросить у Господа Бога лучшей судьбы для себя и родного края, в Остров или в Ванов до 1959 года, потому что и там впоследствии не допускают людей к общей молитве и закрывают храмы. Общими усилиями община села на новом месте строит деревянную часовню, потому что не все больные и немощные могли ходить в церкви на молитве в соседние села.

… Волна возрождения прокатилась и Глуховом. И тогда крестьяне, 19 августа 1990, на востоке села единодушно решили сделать все возможное, чтобы духовный центр засиял во всей красе. К строительству храма люди присоединились целой общиной, ни одна семья не стояла в стороне.

Для строительства нового храма в Глухове выбрали церковный комитет по двадцати человек, его возглавил Владимир Тетера. Он при хорошей памяти сей и в совершенстве владеет всей информацией о его построение, потому что для этого не пожалел ни сил, ни здоровья. С большим трепетом, будто переживая все заново, п. Владимир подробно рассказал мне уже историю нового храма. Кассиром выбрали Ольгу Васько. Начали собирать деньги, покупать кирпич.

Заказали архитектурные документы во Львове, за которые заплатили достаточно большие на то время средства. Первые работы по строительству новой церкви начали весной 1991. Летом этого же года в Глухове посвятили камень под фундамент церкви. Жители вспоминают, что день был солнечный, погожий, настроение у людей радостное, приподнятое. Такого праздника здесь давно не было, разве что в день посвящения восстановленной Могилы сечевых стрельцов на кладбище и поднятия в центре села синежовтих Знамени.

На праздник приехали депутаты Варяжской, Львовского областного и районного советов. Среди них Ярослав Кендзер, Ярон Штыкало, Николай Пшевлоцкий, артистка из Киева Неонила Крюкова. Разделить радость с глуховчане прибыли процессии с хоругвями и священниками из соседних сел. И еще крепче в душах крестьян зародили зерна христианской доброты, милосердия, справедливости и большой любви к Богу.

С февраля 1992 по июнь 1993 духовным настоятелем, который правил в Глуховской часовне, был о. Дмитрий из Червонограда. Священник, вспоминают глуховчане, добирался до села в любую погоду, так как маршрутки в то время не ходили. Когда шахтным автобусом, а иногда и попутных машин. Отца Дмитрия очень полюбили прихожане за поучительные проповеди, за искреннюю умеренную удачу, за родительскую любовь к детям. Он не обращал внимания на свое время, приходил еженедельно в школу, засеял в ученических душах милосердие, любовь и веру в Бога. Маленькие мальчики и девочки, а сегодня уже мамочки и папочки, теплым словом вспоминают те времена.

С июня 1993 настоятелем Глухова стал священник о. Петр Сеньковский, который имел и Ванивский приход. Кроме молитв и проведения служб Божьих, священник также интересовался построением церкви в селе. Строили храм сами крестьяне, но впоследствии, по совету о. Петра, наняли четырех каменщиков, которые с мая до 8 октября 1994 возвели святыню.

В то время, когда в сознании людей десятилетиями убивали веру в Бога, сам факт этого массового ожидания глуховчане храма в родном селе уже есть чудом — чудом бессмертия христианства.

21 сентября 1995 состоялось посвящение храма в Глухове — первая Литургия, полная церковь людей. Цветы, слезы, молитвы … Люди радовались от души, искренне молились и просто плакали, как малые дети. А больше радовались те, кто приложил много трудов, сил и здоровья, чтобы это открытие наступило. В церкви было мало церковных вещей, поэтому вечерами все шили и вышивали наши дорогие парафиянижиночкы.

И сегодня местные жители остаются щедрыми жертвователями храма. В 2012 году за счет жительницы села Оксаны Васька на церковном дворе установили фигуру Божьей.

С 2005 настоятелем храма в Глухове является о. Тарас Зверь, который объединяет приход молитвами и добрыми пастырских установками.

Глуховчане гордятся своим храмом, живут по заповедям и законам Божьим. Пусть крепнет духовность их села, у которого такая нелегкая судьба.

Виталий ГУДЗИК, с. Глухов.

 

Голос Сокальщини на GoogleNews