Этой фотографии — около ста лет. Это — участники хора " Украинская беседа " в Нью — Йорке. На переднем плане — Мирон КОРИКОРА, дирижер, оперный певец, скрипач, композитор, педагог и общественный деятель. Около четырех десятилетий верой, правдой и талантом служил украинской общине. Но прошло уже более 60 лет, как о нем никто не написал ни строчки.
Мирон Корикора увидел свет 27 января 1887 в Сокале ( теперь — Львовской области). Здесь прошли его детские годы. И хотя национальное сознание было присуще жителям сокальцам земли давно, тогда, когда там рос будущий выдающийся художник, украинский патриотизм еще только набирал силу. И видимо, в какой-то из домов — читален «Просвиты» впервые услышал парень звуки музыки. А 1907 года, когда на Сокальщине таких изб-читален было более четырех десятков, Мирон уже учился в Берлинской консерватории, где получил профессиональные знания игры на скрипке, вокального пения и дирижирования. Там же и получил звание доктора теологии.
Кстати, в Сокаль родственники Николая Корикоры передали много памяток, связанных деятельностью хора и просили их продать на сайте Uados.com. Вырученные средства должны помочь детям-сиротам из интерната в Сокаль.
В Америку Мирон Корикора прибыл в конце 1910- го, а уже весной следующего года принял участие в Шевченковском концерте. Так, в газете " Свобода " от 23 марта 1911 сообщалось, что 1 апреля в Вилкес — Барре будет организовано " Вилски вечерницы ", во время которых состоится праздничный концерт. Именно здесь Мирон впервые выступил с скрипичным соло. А потом в Нью — Йорке он основал частную музыкальную школу, где обучал игре на скрипке, фортепиано, мандолине, гитаре и теории музыки. Там же работала и Анна Корикора — жена дирижера, которая тоже достаточно хорошо играла на скрипке.
С годами расширялось поле деятельности художника. В ноябре 1913 Мирон Корикора основал при Украинском народном доме театрально — певческое общество " Украинская беседа ", в который кроме него входили Я. Корнат, Е. Корнат, А. Кушнир, П. Петров, В. Лавришко, А. Шутак, А. Корикора и другие. " Королем общества был Мирон Корикора, — писал в своих воспоминаниях Мирон Трубач, владелец магазина " Сурма ", — которого все называли профессором ". Он был действительно способным, а играл не на всех инструментах, учил петь хором, сам исполнял главные роли в украинской операх. Был он красивым и броским тем, что брил голову, как некоторые американские актеры, на подобие Юла Бреннера. С ним все ходил и угощал его тенор Владимир Лавришко. Так они кавалерувалы лет десять, пока Корикора не женился.
Заслуженным успехом гордился управляемый Мироном Корикорою смешанный хор, которому были по силам не только обработки украинских народных песен, но и такие сложные произведения, как " Гимн американских украинцев ", "Кобза ", "Там, за тихим, за Дунаем " С. Гулака — Артемовского, " Мизерере " из оперы " Трубадур " Дж. Верди и другие. Именно эти композиции прозвучали на концерте по случаю пятилетнего юбилея общества, который состоялся в зале Украинского народного дома.
И еще более наполненной стала музыкальная деятельность художника, когда он сосредоточил свои усилия на украинской опере. Так, 20 июня 1914 стараниями " Украинской беседы " в " Арлингтон — холе" было поставлено " Запорожца за Дунаем" С. Гулака — Артемовского. Мирон исполнял партию Карася. В других партиях выступили: Эмилия Корнатова ( Одарка), И. Комишевська (Оксана), В. Лавришко (Андрей ), А. Пасечник ( Султан ), Н. Трач ( Селиг Ага). Хором и оркестром дирижировал Мирон Гундич.
28 октября 1915 в зале " Купер Юнион" в Нью — Йорке " Украинская беседа " под руководством маэстро и с участием певца баритона Михаила Зазуляка устроила большой праздничный концерт в честь гетмана Ивана Мазепы. Прозвучали " Думы мои " и " Завет " на слова Т. Шевченко с музыкой Мирона Корикоры, "Там, за тихим, за Дунаем " С. Гулака — Артемовского, " Ох, да не люби двух ", "Ой, нет, нет " с " Гамалеи " П. Нищинского, " Кровавая луна", "Ой, верба, верба ", " Плывет лодка", " Улица " в обработке Ф. Колессы, немецкий серенада " Глубоким сном " и другие. Солистами хора выступили Юлия Корецкая, Эмилия Корнатова и Михаил Зазуляк.
Следует сказать, что Мирон Корикора был достаточно творческой натурой и неоднократно выдвигал интересные предложения. В декабре 1917 — го у него родилась идея устраивать в украинском народном доме воскресные концерты, о которых украинская пресса сообщала : " Как конечно, согласно закону нью — йоркского штата, в воскресенье не разрешалось никаких представлений, а театры в этот день закрыты. Но разрешается это делать различным меньшинствам города. Украинская публика Нью — Йорка хочет воспользоваться из этих концертов. Теперь можно будет их организовывать и слушать родных украинских народных песен " . Далее объяснялось, что эти концерты стали проводиться по инициативе хора " Украинской беседы " в зале Украинского народного дома. И уже 23 ноября 1918 здесь состоялся большое праздничное мероприятие с участием певцов Якова Корната, его жены Эмилии, Владимира Лавришка, Эмилии Корецкой и Мирона Корикоры.
Особенно успешным для художника стало начало 1921, когда в общество вступила профессиональная певица, актер и режиссер Юлия Шустакевич. Вместе с Мироном Корикорою она начала подготовку к постановке оперы "Катерина". По этому случаю, приглашая на премьеру, газета " Свобода " от 16 декабря 1921 писала : " В ближайшей будучности украинская эмиграция иметь возможность увидеть оперу" Катерина "Николая Аркаса. Будет это более всего дело, которого когда-либо могли доконать украинские эмигранты в Америке ".
Довольно определяющим для общественности был " Большой концерт ", который состоялся 15 февраля 1931 года в Нью — Йорке. Отмечая заслуги поэта перед украинской общественностью, пресса писала : " Концертом руководит профессор Мирон Корикора. Это — славный украинский дирижер, под управлением которого хор всегда хорошо поет и разжигает своими песнями огонь, часто при здешних условиях угасает ".
Здесь стоит вспомнить, что еще в двадцатых годах прошлого века его хор " Украинская беседа " выполнял такие сложные произведения, как кантата " Бьют пороги" М. Лысенко, которую и сейчас способен воспроизвести не каждый коллектив.
Одним из последних выступлений, организованных усилиями Мирона Корикоры, был большой концерт, состоявшийся 20 сентября 1946 по случаю восьмилетия открытия Украинского национального дома в Бруклине. На этот раз маэстро дирижировал большим симфоническим оркестром, большинство которого составляли его воспитанники. В ту пору он еще был достаточно энергичным и полным эмоций. Впоследствии начался массовый наплыв в США эмигрантов из Европы, и среди них было значительное количество художников из Украины. И радовался он, что, будучи первым среди представителей украинского искусства в Америке, стал тем связующим звеном, которая способствовала зарождению и развитию музыкальной жизни украинской диаспоры в США.
Сердце маэстро прекратило биться в феврале 1969 года в Нью — Йорке. Анна Корикора пережила мужа на 15 лет и умерла в 1974. По данным переписи населения в США в 1940, у них было трое детей: Иван — 20 лет, Ирена — 16 и Мирон — 6 лет. Иван был хорошим скрипачом и после смерти отца взял на себя руководство школой.
Пусть же этот очерк будет хорошей упоминанием художника — уроженца Сокаля, который четыре десятилетия нос родную песню, музыку заокеанскими берегами Америки. Не дадим же истории его забыть, ибо Мирон Корикора тем человеком, который искусством живой музыки будила в украинцах чувство национальной гордости и достоинства.
Анатолий ЖИТНЕВИЧ.
( " Мост ", еженедельник для украинской всего мира).