Листи до редакції

Бей кумиров!

"И когда (Владимир) прибыл, повелел сбросить кумиров — тех порубить, а других огню отдать. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с Горы по Боричеву (спуску) на ручей, и двенадцать человек приставил бить (его) палками. И это (действовали ему) не как древу, что чувствует, а на поругания беса. Когда соблазнял он сим образом людей — пусть отплату примет человеков "

" Повесть временных лет".

Я не зря начал разговор "Нужны кумиры? " с цитирования " Повести временных лет ". Это не просто цитата. Это наше мировоззренчески -государственное кредо, по которому живем вторую тысячу лет. Отрицаем предыдущий опыт, уничтожаем традиции и строим новое. Отсюда у нас постоянный эксперимент государственный, политический, экономический. Отсюда у нас культурное топтание на месте и культурные лишения. Отсюда у нас ощущение временности всего делаем и чем живем. Поэтому у нас нет власти системы, а есть вечные временщики, которые живут по принципу: грабь, пока дают!

Конечно, не нужно творить кумиров. Искусственное образование кратковременно радует глаз, чтобы потом превратиться в " козла отпущения " для толпы. Для общества нужна традиция и уважение к конкретному человеческого опыта. Даже до того, в котором ошибки. Ибо только тот не ошибается, кто ничего не делает.

Нужно понимание, что каждая эпоха, какой бы она ни была, является эпохой наших ошибок и наших достижений. Нельзя постоянно отрицать прошлое. Нельзя постоянно кардинально менять людей во власти, не меняя сути системы власти.

Поскольку мы не сможем кардинально изменить систему, мы должны научиться выстраивать цепи положительного опыта (впрочем, так же, как и отрицательного). Так cамо мы должны научиться уважать свое прошлое, уничтожать бездумно достопримечательности и памятники предыдущих эпох, а оставлять те из них, которые имеют историческую и эстетическую ценность. Только тогда возможно изменить отношение к власти и отношение власти как системы традиции (иногда искаженной).

Так же и с представителями культуры, литературы в частности. Не создания клана " священных индийских коров ", а творения целостной звена традиции культуры и культурной традиции. Тогда будем иметь не слепое увлечение или слепую ненависть, а разумное и взвешенное отношение к Жизни, которое само стало частью нашей культурного бытия и нашей культурной способности.

Только так я вижу разрешение сеи проблемы, пренебрежение которой превращает нас в безгосударственных Слепцов, вечных эпигонов Культуры и вечных разрушителей Традиции.

Евгений БАРАН.

Голос Сокальщини на GoogleNews