Новини культури

О «Свет любви» Владимира Комбеля

Выход книги всегда событие, по крайней мере, для автора. А когда эта книга желанная и долгожданная первая "ласточка", да еще и сразу в твердом переплете и объемом более 300 страниц, это уже, действительно, весомая причина для радости и в прямом, и в переносном смыслах.

Речь идет о поэтический сборник Владимира Комбеля "Свет любви", которая недавно вышла в Львовском издательстве "Каменщик". Стихов в книге ли не вдвое больше от количества страниц, ведь набранные непрерывной версткой, хотя сейчас модно даже нескольким строкам "ограждать" всю страницу. И это мимоходом наводит на мысль: или автор экономил средства (вполне понятно и оправдано), или пытался благословить в мир больше произведений из своей глубочайшей ящика. Скорее всего и то, и другое. Писать "в стол" для литератора в Украину обычное дело, ведь издание книг дело хлопотное и недешевое.

Бывший учитель, поэт из села Низы Владимир Комбель, хотя эта книга и первая в его работах, в стихосложении не новичок.

Покоряет вершину творчества давно. Помню его подборку в "Сокальщине литературной" (1998 г.) и то, как в отличие от других авторов, наотрез отказался печатать в коллективной сборнике биографическую справку и собственную фотографию, ограничившись стихотворными строками:

… Драму я поймаю быстро,
По душе мне и свист.
Поэтому скажу Вам, общество,
Я трагический юморист.

Вот так, рифмованной повествованием "Автобиография" он с улыбкой посвятил читателей в перипетии своей жизни, начиная с момента рождения.

Лаконичный "Автопортрет" "трагический юморист" нарисовал тогда еще оригинальнее:

Уши, глаза, рот, нос, уши …
То портрет не злого Духа,
То, как кукиш, вам под нос
Образ свой пером преподнес.

О существовании этой эпатажной строфы вспомнила, рассматривая портрет колоритного усача, задумчиво смотрит куда-то или вдалеч, то в "таинственную вечность" с последней страницы обложки "Светлая любви". Кстати, вышеупомянутых стихов в изданной книге нет. А определенная смесь юмора и трагизма в поэзии Владимира Комбеля и в дальнейшем присутствует. Кажется, это что-то неотъемлемое от сущности автора.

Открывает поэтический сборник стихотворение "Цвет судьбы". И ведь, не случайно. На страницах книги наслаждается буйство весеннего цвета: "Мой нежный цвет", "Цвет любви", "расцветет!", "Цвет черемухи", "Цветок любви", "Яблоневый цвет", "Первоцвет", "Первоцвет любви", "Цвет любви "," Цвет счастья "и другие. А несколько цветных фотоэтюдов конце книги бы дополняют то ярость цветения.
Поэт купается в нем сам и приглашает читателя. И, возможно, стоило все эти цветущие стихи объединить в цикл. Зато в книге нет даже разделов. Или автору никто не посоветовал сортировать стихи по тематике, или здесь возобладало непокорные его оригиналахарактерника … Поэтому придется читателю самостоятельно искать в этом "маеви весны" и любовь цвет и "цвет" по душе.
Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что Владимир Комбель в своем творчестве только и делает, что любуется природой и женской красотой. Как сказано в аннотации, "в сборнике представлена ​​не только интимная лирика, но и высоко гражданские тексты, которые полны большой влюбленности в жизнь, высокой веры в чистоту человеческих отношений". Есть в книге и автобиографические (как мне показалось) розповидипоемы: "Незнакомка", "Пальто", "Полярная ночь", "Нежность" и другие.

Практически все тексты легко читаются, неприхотливы композиции, понятные содержанию и довольно ловко зарифмованы. Но, как по мне, облюбованной автором способ рифмовки несколько однообразный, плавно перетекая из стихотворения в стихотворение, страницами, невольно приколисуе, притупляет восприятие … Да и не всякой строфе подходит ритм бравурного марша, особенно, когда в тексте все-таки больше трагизма, чем юмора. Не подобает мастерства и слишком частое употребление эпитетов с российским окончанием, вроде "похмурии", "чаривная", "любимая" и т.п.. Хотя, возможно, это чисто мое субъективное впечатление …

Завершается полный улыбок и цветения, страсти и познания путь лирического героя от "Огня любви" (второе стихотворение в книге) до "Зари любви" (предпоследний) печальносокровенним пророчеством:

Покроет все безжалостная Лета
Неспешным шагом своим,
Лишь сердце останется поэта
И лучезарный твой образ в нем.
        
(Стихотворение "Сердце поэта").

Поэтому выбор за читателем: либо пройти эту долгий путь по восходящей вместе с поэтом, доверившись тихом сиянию пленной ним "зиркимрии", или искать "истину земной жизни" местах. Потому, как признается в своем послесловии сам автор: "Эта книга порождена поиском, нет, не покоя, а силы жизни для (…) беспокойной мучительной души". Для себя Владимир Комбель эту силу нашел в … "мягкой женской нежности". И этому веришь, листая страницы сборника "Свет любви":

Смотри, как сияет звезда ясно!
Так, поздно, поздно, да еще вовремя
Я чистоту души сохранил.
И не только сохранил для себя …
И видишь вот пришел к тебе …
А не прийти я не мог. (Стихотворение "Будешь!")

Наконец, книга это всегда больше, чем просто книга. Книга это прежде душа автора. А кто вправе выискивать недостатки в душе ближнего, пусть даже, стремясь совершенствования? И Владимир Комбель, судя по той же послесловия, достаточно осведомлен в тонкостях стихосложения: "Знатоки различают стихи и поэзию, в некоторых стихах ее больше, в некоторых меньше. У меня тоже есть свое мнение на этот счет, однако промолчу".

  Что же, промолчу и я …

Любовь БЕНЕДИШИН.

Голос Сокальщини на GoogleNews