— Руководитель районного отдела внутренних дел обратил внимание на основные вопросы деятельности в сфере борьбы с преступностью и ее профилактики.
Я сосредоточу внимание на некоторых аспектах этой работы, кроме усилий правоохранительных органов, требуют и вмешательства органов власти и местного самоуправления.
Так, уже в течение всего текущего года на территории района существует негативная тенденция роста несовершеннолетней преступности. Проведенным анализом причин такого явления выяснено, что они состоят не в последнюю очередь в отсутствии надлежащей работы системы органов образования и самоуправления.
В частности, фактически сведена на нет профилактическая работа учебных заведений, изучение быта, условий проживания и воспитания учащихся. Требует активизации работа по восстановлению системы охвата детей содержательным досугом.
Например, мною поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении четырех совершеннолетних и трех несовершеннолетних жителей с. Бутин, которые при совершении незаконной порубки леса, будучи выявлены работниками лесной охраны, избили последних, причинили им телесные повреждения и ограбили. В судебном заседании несовершеннолетние и их родители объяснили, что похищенные дерева хотели продать, так как нечего есть, обуться и отремонтировать дом. А где же были органы местного самоуправления и специально уполномоченные службы? Почему им не было известно о таких сим "и, где их профилактическая роль?
Беспокоит и то, что растет групповая детская преступность. Очень часто, как видно из расследуемых уголовных дел, подростки, которым нечем заняться в свободное время, собираются в группы, покупают через так называемые «точки» спиртное, распивают его, а потом ищут приключений. А это, как правило, оборачивается совершением преступлений, в лучшем случае — правонарушений. Несмотря на то, что органы местного самоуправления приняли ряд решений по предотвращению правонарушений, контроль за их выполнением отсутствует. Например, специальная комиссия при Сокальский городском совете в течение 2012 года удалось провести аж … одну проверку по вопросам предупреждения продажи несовершеннолетним алкоголя и табака, и то по требованию прокуратуры района.
Абсолютно нивелирован работу общественных формирований по охране общественного порядка. По результатам проведенной прокуратурой района проверки в 2011 году установлено, что эти формирования фактически используются только как способ получения разрешений на спецсредства, а никакого влияния на состояние законности и правопорядка не имеют. Тогда же значительная часть этих формирований ликвидацией валы, но к этим вопросам необходимо возвращаться, поскольку это действенное средство предупреждения сбора групп риска лиц, которые могут совершать преступления и правонарушения.
Об этих все вопросы говорить на межведомственном совещании по вопросам профилактики и борьбы с подростковой преступностью, на которой будет предоставлена жесткую оценку руководителя каждого органа, уполномоченного на борьбу с этим негативным явлением.
Как и в прошлом, так и в текущем годах остается значительным процент совершения преступлений ранее судимыми лицами. Несмотря на то, что в районе разработана программа их ресоциализации, она не выполняется, средства на ее реализацию не выделяются. Наблюдательная комиссия является бездействующей, а ее роль сводится фактически к участию в заседаниях комиссии Сокальской ВК № 47 по вопросам применения льгот к осужденным.
Только видимым является состояние благополучия по выполнению работ в виде общественных работ. Изучением практики применения районным судом такого наказания выяснено, что значительное количество лиц не только за совершение преступлений, но и административных правонарушений приговорена к общественным работам, однако состояние их выполнения ненадлежащий. Уверен, если бы органы местного самоуправления привлекли всех этих лиц к выполнению этого наказания, эффект был бы двойной:
— Во-первых, это дешевая рабочая сила, а значит возможность на местах проведения тех работ, которые требуют затрат средств;
— Во-вторых, профилактически-воспитательная работа с целью предупреждения совершения в дальнейшем правонарушений и преступлений.
Следующее, это наркомания. Хотя и на территории района в текущем году не наблюдается рост количества преступлений в этой сфере, однако тревожным является положение ненадлежащего работы органов местного самоуправления по их предупреждению, информирование населения об ответственности за их совершение.
В частности, в текущем году, райотделом внутренних дел расследовано, а прокуратурой района поддержано государственное обвинение по ряду уголовных дел по фактам незаконного посева мака. Во многих случаях субъектами совершению указанных преступлений являются лица пенсионного и пожилого возраста, которым, как выяснено, абсолютно ничего неизвестно об ответственности за незаконный посев и выращивание снотворного мака.
Непосредственно посев и выращивание мака, хотя и не являются тяжкими преступлениями, однако они создают почву для совершения более тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков — это незаконный сбыт маковой соломки.
По этим же причинам, не территорию района, часто приезжают жители соседних городов и районов с целью похищения, или покупки незаконно выращенного мака, а не найдя такого, воруют, что попадет под руку.
Еще одним из факторов, негативно влияет на надлежащее состояние законности в районе — отсутствие желания руководителей субъектов хозяйствования относительно официального трудоустройства работников. Как следствие, это — неуплата средств в бюджет, отсутствие социальных гарантий для наемного работника, защита его прав на свое
Частный, полную оплату труда и охрану его труда.
Если определенную работу на данном направлении, благодаря усилиям прокуратуры района в первом полугодии, удалось определенным образом активизировать и в работе правоохранительных органов, налоговой службы, власти, то в настоящее время такая фактически сведена на нет.
Требует приведения в соответствие с требованиями закона и состояние пользования землями на территории района. Фактически предоставление земель происходит не в правовом поле — без разработки проекта отвода, или не в порядке, предусмотренном земельным кодексом. Кое-кто может возразить, что для проведения всех процедур необходимы значительные средства, однако предоставление земель вопреки установленному порядку создает предпосылки для злоупотреблений, а во-вторых, в случае возникновения споров по этим вопросам, невозможности решения их в правовом поле.
Следовательно, наряду с координационным и организующей ролью органов о состоянии борьбы с преступностью и ее профилактики на территории района, преодоления этого негативного явления и его причин требует прикладывания усилий всех органов власти и местного самоуправления, а также каждого сознательного гражданина.
Роман ШАРКО, прокурор Сокальского района