З сесії райради

Обращение депутатов Сокальского районного совета касательно контроля за разработкой полезных ископаемых

Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины

Обращение

Статья 13 Конституции Украины утверждает, что «Земля, ее недра, атмосфера воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией ».

В законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия местных советов ограничены только решением соответствии с законом вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения и регулирования земельных отношений, касающихся разгосударствленных и паи земель. Однако и этих полномочий местные органы самоуправления действующим законодательством реально лишены.

Согласно закону «Об охране окружающей природной среды» местные советы и их исполнительные органы несут большую, но недостаточно подкрепленную финансово, ответственность за состояние окружающей среды на своей территории в пределах полномочий местных советов и компетенции исполнительных органов.

По закону Украины «О соглашениях о разделе продукции» органы местного самоуправления не могут выступать в качестве стороны такого соглашения. Только статья 21 Закона устанавливает, что при использовании государственной доли продукции учитываются потребности той территории, на которой расположен участок недр, переданная в пользование на условиях соглашения. Однако на законодательном уровне не установлен минимальный объем такой продукции, который должен быть направлен на развитие территории.

Следствием этого является то, что территориальные общины лишены каких-либо рычагов воздействия и контроля за деятельностью по разработке полезных ископаемых на их территории, в том числе в экологическом аспекте. Действующее законодательство не позволяет органам местного самоуправления взимать налоги или сборы за пользование недрами, а также участвовать в распределении продукции.

Действующее законодательство Украины не учитывает экологических, социально-экономических интересов территориальных общин, на территории которых осуществляется разработка недр. Именно территориальные общины находятся под действием негативных экологических воздействий деятельности по разработке ископаемых и требуют соответствующей компенсации. Поэтому необходимо закрепление на законодательном уровне механизма, который бы позволял обеспечить интересы территориальных общин в процессе деятельности в условиях соглашений о разделе продукции, наполнение реальным содержанием полномочий местных органов самоуправления решения вопросов регулирования земельных отношений разгосударствленных и паи земель, охраны окружающей природной среды.

Согласно ст. 13 и ст. 142 Конституции Украины, законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об охране окружающей природной среды», «О соглашениях о разделе продукции» обращаемся к Вам с предложением закрепить на законодательном уровне:

— Наполнение реальным содержанием полномочий местных советов по решению вопросов регулирования земельных отношений разгосударствленных и паи земель, контроля за деятельностью по разработке полезных ископаемых, охраны окружающей среды на их территории;

— Подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между инвестором и органом местного самоуправления, на территории которого расположены

участки недр и земель, передаваемых в пользование;

— Страхование ответственности инвестора за нанесение экологического ущерба в пользу органов местного самоуправления, на территории которых расположены участки недр и земель, переданных в пользование на условиях соглашения;

— Направление на нужды территорий тех местных советов, на которых расположены участки недр и земли, переданные в пользование на условиях соглашения, не менее десяти процентов стоимости продукции по условиям распределения принадлежит государству;

— Возвращение к распределению средств экологического налога, который был предусмотрен Бюджетным кодексом Украины, а именно:

• 50 процентов средств налога зачислять в специальный фонд сельских, поселковых и городских бюджетов;

• 20 процентов — в специальный фонд областных бюджетов и бюджета АРК;

• 30 процентов — в специальный фонд государственного бюджета.

Внесение соответствующих изменений в законодательные акты усиление роли и укрепление финансовой базы местного самоуправления.

 

Принято на XXI сессии Сокальского районного совета 20 июня 2013.

Голос Сокальщини на GoogleNews