Про освіту

Об изменениях в образовательной отрасли Сокальщины

Отдел образования Сокальского райгосадминистрации  один из лучших на Львовщине. Педагоги и ученики постоянно завоевывают призовые места на областных, всеукраинских конкурсах. В учебных заведениях произошло немало инновационных изменений. О них наш разговор с начальником отдела образования Романом МОНАСТЫРСКИМ.

— Роман Теофілійовичу, одним из приоритетов развития образования района является внедрение инноваций как необходимого условия на пути к качественному образованию. Их внедряют в учебных заведениях Сокальщины, расскажите об этом подробно.

— Да, за последние несколько лет образовательная политика района осуществлялась через внедрение таких инноваций: формирование модели и усовершенствование форм допрофильной подготовки и профильного обучения в опорных школах; переход от планового к стратегическому (проектноцільового) управления; использование мониторинга как формы внутрішньошкільного контроля; построение новой качественной системы преемственности в обучении ребенка в новообразованных "школахдитячих садиках"; совершенствование форм профессионального развития учителя в условиях функционирования образовательных округов; внедрение в учебновоспитательный процесс новых образовательных технологий (проектных, интерактивных, інформаційнокомунікативних и др.); переход к компетентнішого подхода в обучении; совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми (организация научно-исследовательской деятельности, внедрение ученического портфолио, создание научных обществ); планирование воспитательной работы на основе воспитательных программ; внедрение современных методик развития дошкольников в соответствии программы "Я в мире" и т.д.

В 2009ому такой инновационной изменением стало внедрение приоритетных направлений внеклассной работы в учебных заведениях района. От инновации ожидали:  усовершенствовать среду для развития творческого потенциала ученика; создать инновационные модели внеклассной работы и благоприятные условия для получения ребенком в школе  дополнительных образовательных услуг; осуществлять программы, которые учитывали бы  интересы учебного заведения и потребность социализации учащихся. Верили, что такая инновация усовершенствует  внеклассную работу и предоставит ей рис профессиональности, научности, практической направленности. К тому же, будет способствовать развитию инновационного потенциала и творческой инициативы всех участников навчальновиховного процесса. Придерживались принципа необходимости формирования имиджа учебных заведений, работающих в режиме развития и  создание собственной "визитной карточки" для каждой  школы или детского сада. С такими убеждениями начали работу по внедрению тринадцати направлений внеклассной работы школ и шести  дошкольных учреждений.

Начали  в сентябре 2009 года с выбора приоритетного направления внеклассной работы для каждого заведения, опираясь на опыт, материально-техническое, учебно-методический и кадровый потенциалы. Далее  была  работа по планированию новации; выработка идей для новых творческих, исследовательских проектов; создание необходимой информационной, навчальнометодичної и матеріальнотехнічної базы  для успешного внедрения идеи; внесение изменений в перспективных, годовых, учебных планов; формирование творческой и инициативной команды. За два года с помощью  отдела образования (учитывался принцип результативности работы),  родительских спонсорских средств учебные заведения пополнили материально-техническое, навчальнометодичне обеспечения в соответствии направлений (новую технику для развития журналистики, современное спортивное оборудование, сценические костюмы, одежда для пластунов, мебель для школьных музеев, диктофоны для записи показаний, карты с исторического краеведения, инвентарь для работы на участках, шко лках и др.

400 Bad request

Your browser sent an invalid request.

— Поделитесь коротко теми достижениям относительно писаной инновации, которую считаете наиболее эффективной, самой результативной, такой, что заслуживает оценку  общины района…

— Это только часть тех достижений, которые стали возможны при совместной  работе отдела образования, методического кабинета, дирекции и коллективов школ, организаций, учреждений, которые с радостью с нами сотрудничали.

Вот, для примера, возьмем журналистику. Это направление стало приоритетным в  Великомостівському НПК "ОШ ИІІІ ст.  лицей", Сокальской гимназии  им. Олега Романива, Ільковицькому НПК "ОШ ИІІІ ст.дитячий сад",  Сокальском НПК "ОШ ИІІІ ст. №3колегіум", Тартаківському НПК "ОШ ИІІІ ст.ліцей".  В этих школах эффективно работали школьные кружки журналистики, факультативы, что способствовали получению знаний и  опыт журналистской работы.

Самые большие достижения добыто в направлении "Школьная пресса".  Так, школьные журналисты Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №3  коллегиум",  в рамках проекта "Школьная пресса  шаг к будущего", обновили дизайн окружной газеты "Палитра СОО", обновили дизайн школьных тематических газет. Учителя, ученики, родители и общество Сокаля читают газеты гимназистов: учительскую  "Сундук методическая", ученических лидеров  "Вестник гимназии", евроклуба  "Путешествуем Європою". Юные журналисты Великомостовского НПК "ОШ ИІІІ ст.  лицей"  успешно издают газету "Школьный курьер" и інтернетгазету, окружную  "Графство" и стендовую для общины города, а также обмениваются опытом на страницах українськоканадської інтернетгазети. Юные журналисты Тартаківського НПК "ОШ ИІІІ ст.  лицей"  удачно издают газету "Шаг" и  окружную  "Тартак". А в Ільковицькому НПК "ОШ ИІІІ ст. детский сад" удачно реализуют задачу развивать школьную прессу и навыки общественной журналистики, выдавая "Забузьку округа" и "Школьный вестник".

При содействии отдела образования, выигранных грантов в названных школах создано, обновлено школьные радиоузлы (приобретено современную акустическую систему, усилители звука, наушники, микрофоны) и проведено множество интересных тематических радиопередач, радіолінійок.

В Великомостівській школе создан собственный информационный портал, активно пополняют сайт учебного заведения.

в этом Году юные журналисты получили первый профессиональный опыт создания видеопередач, видеороликов, видеорепортажей, которые стали украшением школьных, районных, общественных торжеств. Школяріжурналісти обеспечивали информационную поддержку всех районных педагогических и ученических мероприятий, конкурсов.

Школьники Сокальщины достаточно активно сотрудничают с местными средствами массовой информации. Это дает нам возможность лучших скеро
использовать на обучение на факультеты журналистики…

Юная смена журналистов Сокальщины активно сотрудничает с районным журналом "Голос из-за Буга", где публикует собственные статьи и репортажи в приложении "Вести из округов", под рубрикой "Школьная жизнь", "Образование", а также с детским издательством "Ладошки",  является соавтором и участником радиопередачи "Большая перемена" и других радиопроектов на ТРК "&Сокальquot;.

Как результат такой системной  и эффективной работы  много побед областного и всеукраинского уровня.  Журналисты Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №3  коллегиум" стали победителями   областного конкурса печатных изданий в номинации "Лучшая газета". Журналисты Великомостовского НПК приняли участие во всеукраинских конкурсах "Портфолио школы", "Открытый мир", стали лауреатами всеукраинского конкурса печатных изданий в г. Николаеве. Журналисты гимназии уже два года подряд  победители районного конкурса школьных изданий, а в 2011ому  призеры областного этапа этого конкурса,  они также выиграли грант в  рамках программы "Личное достоинство. Гражданская позиция. Безопасность жизнедеятельности", реализовав проект "Создание інформаційноресурсного центра функционирования СМИ популярной детской газеты и радиопередачи для реализации творческого потенциала детей…".

В перспективе, юные журналисты школ района планируют развивать школьную студию звукозаписи (она уже создана на базе Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №3  коллегиум") как центра детской журналистики; принять участие в новых всеукраинских и международных проектах; активизировать работу в информационном пространстве за пределами района и в інтернетпросторі; создавать профессиональные видеоработы и совершенствовать навыки создания школьной прессы, радіота тележурналистики.

— Относительно комп"кибернетики школ района, то в этом может позавидовать, наверное, любое учреждение или организация. Где лучше поставлена эта работа?

— Активная информатизация навчальновиховного процесса, как один из приоритетов развития образования в Украине, обусловила выбор информатизации как приоритетного направления Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст.  №2  лицей" и  Двірцівського НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад".

Информационные  технологии начали активно используются в управленческой работе  руководители названных школ. Уже несколько лет функционирует Netшкола в Сокальском НПК "ОШ ИІІІ ст. №2  лицей". Дирекция Двірцівського НПК использует информационные  программы для создания расписания, практикует электронные табели.

Ученики школ изучают информатику уже с 1го по 11ий классы: курсы "Ступеньки к информатике. 14 класс", "Слепой метод набора" (курс изучается по авторской программе учителя Двірцівської школы Наталии Глюз в 56 классах), "Информатика", "Курс пользователя" и профильные курсы в старшей школе ("Основы визуального программирования", "Основы проектирования" и др.). В Двірцівському НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад" по авторской программе "Винни", автором которой является ученик школы С. Луцко,  развивают свои способности воспитанники дошкольного отделения.
Учителя школ  активно внедряют информационные технологии в учебновоспитательный процесс: используют учебные программные продукты разнообразного содержания и назначения (виртуальные лаборатории, эксперименты, практикумы), создают авторские  "электронные кабинеты" (презентации, наглядности, проекты),  проводят электронное оценивания  и др.
С помощью современных інформційних технологий учащиеся школ создают собственные авторские прикладные программы (С. Луцко, Г. Галилей), проекты, презентации, творческие работы. Обе школы имеют собственные сайты и ученические блоги.

Ученики названных школ  победители и призеры районных олимпиад по информатике, владельцы отличных сертификатов международного конкурса "Бобер".

Ученик Двірцівського  НПК "ЗШІІІІ ст.  детский сад"  С. Луцко  победитель областного конкурса "Компьютинг", Г. Галилей  лауреат областного конкурса "Мультимедийный проект". Юные информатики  Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст.  №2  лицей"  участники областного конкурса компьютерной графики "Весна", всеукраинского конкурса "Открой мир", ученики В. Романюк и  И. Сивак  призеры областного конкурса "Мультимедийных проектов" с фильмом на социальную тематику "Такое жизнь".

В перспективе развития информа мократизации как приоритета школы  создание студии авторских ученических программ, полноценных "электронных кабинетов" из всех учебных дисциплин при окружных медиацентрах и реализация новых інформаційнокомунікативних проектов.

— А что стало причиной выбора эколого-натуралистического направления?

— Проблема привлечения учеников к сохранению экологически чистой среды и формирования у них экологической компетенции стала причиной выбора екологонатуралістичного как приоритетного направления, в двадцати шести школах района.

Большинство школ реализовали проекты "Экологический клуб", " Навчальнодослідна земельный участок", "Учебная экологическая тропа", "Сохраним красоту Земли для потомков",  "Дизайн школьной усадьбы",  "Зеленая школа" , "К чистых источников",  "Рослинисимволи Украины", "Современный кабинетбиологии",  "Галерея красоты и здоровья",  "Екологічнокомпетентна личность".

За два года  в школах заработали экологические учащейся формирования: экологический парламент в Волицькій ОШ ИІІІ ст.общество "Зеленая планета" в Мурованській ОШ ИІІІ ст., экологический клуб "Солнышко" в Борятинському НПК "ОШ III ст.  детский сад", екологонатуралістичні организации "Эко", "Юный эколог", "Экологическая стоит" в Хоробрівській ОШ ИІІІ ст.экологическое отделение школьного парламента Великомостівської школы.

Работа на созданных навчальнодослідних участках (в Хоробрівській ОШ ИІІІ ст.  ее, например, назвали "Сокровищница Деметры") проводилась в форме научных исследований, экспериментов, практической работы.

Много внимания уделяли внутреннему озеленению, проводя акции "Галерея красоты и здоровья"), конкурсы на лучшие вазоны ("Чудо на подоконнике"), осуществляя паспортизацию, наблюдение, уход за комнатными растениями. Ученики школ изучали азы дизайна усадеб, учитывая природоохранный принцип и создали интересные дизайны школьных усадеб (Островское НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад", Матівська ОШ III ст., Силецкая ОШ ИІІІ ст., Низівська ОШ III ст., Тудорковицька ОШ III ст., Борятинський НПК "ОШ ІІІст.  детский сад" и др.).

С целью охраны растительного мира, популяризации экологической грамотности и экологического воспитания, ученики и учителя работали на созданных экологических тропинкам: "Целебный источник" (Бутынская ОШ ИІІІ ст.), "Дивосвит природы" (Волицкая  ОШ ИІІІ ст.), "Столетние липы" (Матівська ОШ III ст.), "К чистых источников" (Великомостівський НПК), "Жемчужина Вісмира" (Варяжская ОШ ИІІІ ст.) и др.

Не перечислить всех природоохранных, образовательных, экологических акций, которые провели коллективы названных школ. Крупнейшие из них  "Сохраним красоту земли для потомков", "Леса для потомков", "посади дерево и сохрани его", "Кормушка", "Первоцветы просят защиты". Кроме того, учащиеся школ  активные участники районных и областных конкурсов "Цветочный вернисаж", "Природа и фантазия" и много других.

в этом Году, в рамках развития по екологонатуралістичному направлении, большое внимание уделили науководослідній работе учащихся. Вот лучшие из таких работ: исследовательские работы ученицы Волыцкой ОШ ИІІІ ст. Н. Градюк  "Влияние антропогенного фактора на основные характеристики популяции кувшинки белой (nymphaea alba L.)  в условиях с. Комаров", "Биология размножения серой цапли (аrdea cinerea L.) и лебедяшипуна (сygnus olor) на территории экологического угодья "Комарівські ставки", учеников этой  школы, проводили "Биотестирования воды реки Белый Сток с использованием растительных тестсистем", Максимов Марьяны "Влияние антропогенного фактора на популяцию белого аиста". Эти работы признаны лучшими на многих областных конкурсах.

Педагоги и учащиеся школ района получили первое место в областном рейтинге конкурсов екологонатуралістичного направления, которые проводит Львовский областной детский екологонатуралістичний центр и самый большой в области всеукраинских побед. Назовем только часть из них: "Парад цветов возле школы" (Матівська ОШ III ст.), "Галерея комнатных растений" (Варяжская ОШ ИІІІ ст.), "Птица года2010" , "Учимся завещать", "Мир очарован тишиной" (Великомостівський НПК "ОШ ИІІІ ст.ліцей"), "Исследовательский марафон", "Навчальнодослідна земельный участок"  (Хмеловский ОШ ИІІІ ст.), "Парки  легкие городов и сел" (Варяжская ОШ ИІІІ ст.), "Мир очарован тишиной", "Вода и жизнь" (Поторицька ОШ ИІІІ ст.), "Вода и жизнь"  (Бутынская ОШ ИІІІ ст., Силецкая ОШ ИІІІ ст.).

Творчески работали учителя биологии и химии под руководством методиста Анны Зажицької над созданием авторских программ для факультативов экологического содержания, представленных до утверждения в Министерство образования.

В планах юных школьных экологов и их наставников  новые творческие исследовательские и учебные проекты, новые планы по превращению школьных комнат и пришкольных территорий на "экологические оазисы", новые победы в конкурсах, проектах,  новые планы по природоохранной деятельности и природоохранные акции, в реализации которых они рассчитывают на поддержку органов местного самоуправления и местных общин.

— Повышается в учебных заведениях и уровень евроинтеграционной образования…

— Это направление внедрена с целью повышения уровня осознания собственной принадлежности к европейскому сообществу, повышение уровня евроинтеграционной образования и расширение границ українськоєвропейського диалога. Сегодня во всех школах, что выбрали данное направление как приоритетное, успешно действуют евроклубы (ШЕКи), имеющих опыт популяризации европейского образования и межкультурных обменов: ШЕК Великомостовского  НПК "ОШ ИІІІ в. лицей" уже имеет титул лучшего евроклуба Украины, ШЕКи "В сердце Европы" Сокальского НПК "ОШ  ИІІІ ст. №3  коллегиум", ШЕК "Жизнь без границ"  Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №4  лицей"  с титулом опытнейших, ШЕК "Step up" Сокальской гимназии с титулом победителя областных конкурсов и проектов, ШЕК "Я  украинец. Я  европеец" Варяжской школы, самый молодой, но очень перспективный. Во всех школах созданы єврокуточки. В евроклуба Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №3  коллегиум" собственный официальный  сайт.
Границы европейского сотрудничества коллективов школ широкие и разнообразные. Так, евроклубовцы Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №4  лицей" сотрудничали с фондом Роберта Шумана "ВМЕСТЕ", г. Червьонка Ліщинна; работали в рамках проектов "Традиции украинской и польской молодежи" м. Городно и  "Молодежь в действии", г. Червьонка  Ліщинна; принимали участие во встрече европейской молодежи в Познани, неоднократно посетили с познавательными визитами Польшу и принимали гостей в СокалеЧлены евроклуба Великомостовского НПК "ОШ ИІІІ ст.  лицей", как победители всеукраинских соревнований "Europa Nostra", посетили с учебным визитом Бельгию и Люксембург, побывали в стенах учреждений  Еврокомиссии; приняли участие в проекте фонда Конрада Аденауэра "Европа в чемодане", что проводила общественная организация "Вместе"; стали участниками семинара ста лучших евроклубов Украины "Общение ради развития"; работали в  рамках канадськоукраїнських и грузинськоукраїнських проектов и обменов; участники молодежного проектаобмена "Стремишься забавы? Игры в демократию и соучастие" при содействии Всемирной Независимой Молодежной Союза NGO (Армения) и организации "Качество и Правомочность" (Швеция) в г. Лусакерт (Армения).

Ученики Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №3  коллегиум" уже много лет в рамках проекта "Уча учусь" сотрудничают с берлинской школой "Regenbogen".  в этом Году начали работу над проектом "Сотрудничество с дошкольными учреждениями", приняли участие в областном форуме школьных европейских клубов в г. Самбор, активно сотрудничают с БФ "Каритас".

Гимназисты  участники проекта "Поддержка сети евроклубов в Украине", организованного Всеукраинской радиостанцией "Наше Радио".
Евроклубы Сокальщины ежегодно активные участники областных форумов евроклубов, организаторы и участники мероприятий, посвященных празднованию Дня Европы в нашем районе.

— Приоритетным направлением многих школ района стала музейное дело. Школьные музеи названы именами знаменитых людей  выходцев из Сокальщины…

— Визитной карточкой наших школ  стали  музеи: "Литературная Сокальщина", "История Сокальской гимназии" Сокальской гимназии им. Олега Романива; музей "Белз и белзька земля" Белзької школы; "Музей им. отца Осипа Лещука" Стаївської школы; "Музей композитора Виктора Матюка" Карівської школы.

Школьные музеи в этом году значительно пополнили материально-техническую базу: оснащены современной техникой, новыми  мебелью, полками для экспозиций. Музей Стаївської школы  перенесен в новое просторное оборудованное помещение.

Коллективы названных школ работали над пополнением материалов, коллекций, экспозиций. Большое внимание уделялось организации научно-исследовательской работы школьников, при музеях организовано множество тематических выставок (как, например, выставка художественных произведений Степана Івасейка "Пароли повстанческой битвы" в музее "История Сокальской гимназии"), тематических линеек, літературномузичних композиций, просветительских мероприятий, открытых уроков по историческому краеведению, практических занятий с музееведения и проведение экскурсий. Так  музейная педагогика стала основой навчальновиховного процесса.

На сегодня в школах района функционируют 20 школьных музеев, из них четыре зарегистрированные при Львовском областном центре краеведения, экскурсий и туризма учащейся молодежи (недавно зарегистрирован первый в Западной Украине "Музей спортивной славы" в Сокальском НПК "ОШ ИІІІ ст. №4  лицей"). Музеи  "Белз и белзька земля" Белзької ОШ ИІІІ ст.; "Музей отца Осипа Лещука" Стаївської ОШ III в. имеют звание образцовых. В этом году новые музеи, горнице открыто во многих других школах, самый молодой из них  історикокраєзнавчий музей в Тартаківському НПК "ОШ ИІІІ ст.  лицей".

— Большое внимание в школах уделяют и школьном туризма.

— С целью активизации учащихся к туристськокраєзнавчої работы, предоставление учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для работы с туристической группой в условиях природной среды на маршрутах  различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей участников, туризм как приоритет во внеклассной работе выбрали Савчинська ОШ ИІІІ ст., Хажинский ОШ ИІІІ ст., Лучицкий НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад", Сокальский НПК "ОШ ИІІІ ст. №2  лицей", Телязька ОШ III ст., Спасівська ОШ III ст.

В этих школах успешно работали туристические кружки, факультативы по туристическому краеведения. Каждая из них выработала собственную модель развития туризма, положила собственные туристические традиции празднования дня туризма, дня рыбака, туристические слеты). Дети активно занимались туристической работой в летних пришкольных лагерях, палаточных городках, организовывали окружные туристические соревнования, реализовывали туристськокраєзнавчі проекты. Вместе с руководителями, ученики названных  школ имеют разработаны собственные туристические маршруты, целью которых является изучение страниц истории родного края, жизни известных исторических деятелей, привлечение внимания к социальных, экологических проблем нашего региона. Так, ученики Спасівської школы организовали поход местами повстанческой славы с. Спасова, посвященный 101ї годовщины от дня рождения полковника УПА Василия Сидора "Шелеста".  В 20102011 н. г. начали реализацию "Люби и знай свой родной край" ученики  Телязької ОШ III ст. Педагоги Лучицкого НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад" выработали систему привлечения к туризма воспитанников дошкольного отделения.

Каждая из школ определилась с направлением туризма: Сокальский НПК "ОШ ИІІІ ст. №2  лицей", Савчинська ОШ ИІІІ ст.  спортивный туризм (пешеходный, горный); Лучицкий НПК "ОШ ИІІІ ст.  детский сад"  краеведческий туризм; Хажинский ОШ ИІІІ ст.  пешеходный туризм просвітницькоговиховного характера (сочетание с Пластовими походами); Спасівська ОШ III ст.  арттуризм (сочетание туризма с исследованием народоведения, ремесел, быта); Телязька ОШ III ст.  велотуризм.

Как результат такой работы  одна из первых позиций в области по результатам туристическо-краеведческих конкурсов, соревнований, восхождений. Участники кружка пешеходного туризма  Сокальского НПК "ОШ ИІІІ ст. №2  лицей"  завоевали III место в областных соревнованиях по пешеходному туризму. Кроме того, ученики этой школы, участники кружка "Горный туризм", который действует при Львовском областном центре краеведения, экскурсий, туризма в Сокале, приняли участие в областных соревнований на Чатових склонах, осуществили  успешные восхождения на горы Парашка, Высокий Верх, Маковка, Ключ.

Команда Савчинської школы была второй в командном зачете областного этапа військовопатріотичної игры "Джура", а ее представители Орест Матвеев и Ольга Катрич представляли Львовщину на Всеукраинской игре.  

Члены туристического кружка  Хлівчанської ОШ ИІІІ ст.удачно сочетают туризм и пластовой движение, организовали профессиональные туристические соревнования для школ образовательного округа  и недавно  туристическую эстафету школ Белзского округа, посвященную 20й годовщины Независимости Украины.

Юные туристы Савчинської, Хлівчанської школ, Сокальского УВК №2 приняли участие  в десятой юбилейной областной олимпиаде по перспектив развития туризма и курортной  сферы в Карпатском регионе, получили множество наград в секциях "Туризм", "Краеведение" и льготное право вступать в Прикарпатский институт им. М. Грушевского МАУП. Ученики названных школ  участники  и призеры областных восхождений, областных туристических экспедиций, посвященных историческим событиям.

Итогом работы стал районный туристический фестиваль, который состоялся в июне в с. Гута, в рамках которого проведено краеведческую акцию, презентацию работы каждой из школ из данных направлений, туристические соревнования.

Юные туристы  и их наставники в новом учебном году планируют реализовать проекты по развитию узкой специализации туризма, а отдел образования совместно с руководителями школ  над матеріальнотехнічним обеспечением для профессиональных занятий туризмом.

— Роман Теофілійовичу, расскажите о такой узкий по специализации и интересный по содержанию направление внеклассной работы в школьных лесничествах.

— Его внедряют  Джанкойский ОШ III ст., Карівська ОШ III ст., Реклинецька ОШ ИІІІ ст., Домашівська ОШ  III ст., Перетіцька ОШ ИІІІ ст., Ульвівський НПК "ОШ III в. детский сад". На сегодня коллективы школ создали  собственную модель привлечения учащихся к практической и научно-исследовательской деятельности, наладили сотрудничество с  лесничествами, организовали  практическую деятельность школьников непосредственно на природе. Дети изучали  современные технологии выращивания лесных растений, занимались практической науководослідницькою работой в лесничествах.
За два года  эти школы реализовали много интересных проектов ("Ученическое лесничество", "Семена  сеянец  питомник", "Леса для потомков" и другие). Ученики Реклинецкой школы активно работали в школьном дослідникурозсаднику, а юные лесники других  непосредственно на территории лесничеств (насаждали лес, ухаживали за сеянцами хвойных, заботились о муравейники, убирали лесные территории в рамках акции "Чистая окружающая среда  чистая планета", заботились о птиц, исследовали флору и фауну и экологические проблемы лесов).

Ученики, занятые в школьных кружках, факультативах с лесничества  активные участники, призеры и победители  областных конкурсов на лучшую фотографию о птиц, на лучшую кормушку, международного конкурса "Лісзелений друг Земли" и многих других конкурсов. Школьники Перетіцької школы  победители награждены  путевками Национального екологонатуралістичного центра учащейся молодежи к Всеукраинского лагеря "Юннат\» за помощь в посадке леса, сбор лекарственного сырья во время трудовой акции "Леса для потомков".

В мае интересно и содержательно проведен районный конкурс школьных лесничеств в в помещении львовского НПК "ОШ III ст.  детский сад”. А командапереможець Реклинецкой ОШ ИІІІ в. удачно выступила на областном конкурсе. В планах школьных лесничеств  создание пришкольных питомников, новые исследовательские проекты и природоохранные акции.

— Восхищение у школьников вызывают занятия по историческому краеведению…

— В этом направлении работали Силецкая ОШ ИІІІ ст.,  Туринковский ОШ ИІІІ ст, Белзька ОШ ИІІІ ст.,  Княжівська ОШ  III ст,  Поторицька ОШ ИІІІ ст., Войславицька ОШ  III ст.,  Горбківська ОШ III ст., Междуреченская ОШ III ст. Его основная цель активизировать науковопошукову и просветительскую работу учащихся по исследованию  истории родного края.
 

ВО многих школах созданы школьные исторические клубы, общества (історикоправовий клуб "Лада" в Белзский ОШ ИІІІ ст., творческие целевые группы в Сілецькій школе, детское общество "Веселые односельчане" в Войславицькій школе и др.).

Свою работу по изучению истории родного края некоторые коллективы соединили с музейным делом (создано горнице "Назарет Галицкой интеллигенции" в Угнівській ОШ ИІІІ ст., "Берегиня" в Княжівській ОШ ИІІІ ст., фольклорные горнице в Войславицькій, Сілецькій, Поторицькій школах, начата работа по созданию музея истории села Поторица, в частности, экспозиции Владимира Макара. Развивается музей имени И. Климіва"Легенды"  в Сілецькій школе, возобновляется  экспонатами музей "Белз. Белзька земля".

Основной акцент отводился науководослідницькій и поисковой работе учащихся по исследованию истории родного края. За два года коллективы школ реализовали много ценных проектов по краеведению Сокальщины. Самые ценные исследования: жизненного пути Богдана Козярського и судьбы местных участников освободительных соревнований (Горбківська школа); легендарной фигуры Владимира Макара (Поторицька ОШ ИІІІ ст.); захоронений времен Первой мировой войны и фигуры Иеромонаха Северина Баранник ЧСВВ (Туринковский ОШ ИІІІ ст.); памятников истории Белзької земли и создание на их основе видеофильма (Белзька ОШ ИІІІ ст.); истории сел  Войславичі, Старгород и памятных знаков на их территории (Войславицька ОШ III ст.); истории деревни, церкви и жизнеописания известных односельчан (Междуреченская ОШ III ст.); изучение культуры и быта родного села учениками Княжівської ОШ ИІІІ ст.

Системной, комплексной и научной есть работа по историческому краеведению Сілецької ОШ ИІІІ ст., которая проводится во многих направлениях (изучение бытовой культуры, этнографических источников и традиций родного села, а также известных исторических фигур и художников (особенно Ивана Климіва"Легенды"), историй деревни, церкви, исследования по экологическому краеведению и др.). Самым ценным из последних проектов, который имеет научную и историческую ценность, стал реализован проект "Памятные знаки и кресты с. Селец", в рамках которого учителя и ученики нашли такие знаки, исследовали события, которые с ними связаны, организовали широкие інформаційнопросвітницькі кампании среди общины Деревушки, написали научные исследования, начали історикоохоронні акции. Работа с исторического краеведения коллектива школы во главе с его идейным лидером директором школы Петром Побережником, в тесном сотрудничестве с односельчанами, местными художниками, властью, превратили Сілецьку школу на социокультурный центр  села.

Кроме научно-исследовательской работы, ученики названных школ занимались и просветительской, работали на археологических раскопках, организовывали краеведческие экспедиции и побеждали в областных исторических конкурсах (так заняли одну из первых позиций в областном рейтинге). В перспективе юных істориківкраєзнавців  новые исследовательские проекты, создание музеев, краеведческих экспозиций, новые интересные встречи с известными односельчанами, написание летописей сел, школ, создание районного музея "История образования на Сокальщине".

— А как работает школа правового образования и правового воспитания?

— Титул такого учебного заведения можно предоставить Сокальской ОШ ИІІІ ст. №5, которая является опорной в районе по данному направлению работы. Коллектив ставит перед собой задачу формирования правовой образованности, культуры, правосознания, формирование у учащихся понятия о Конституцию Украины, права и обязанности гражданина, уважения к государственным символам; получение учащимися знаний  основных документов о правах человека, ребенка и т.д. Это направление реализовано через выработанную систему мероприятий: проведены открытые уроки по правоведению, недели, дни правовых знаний, тематические экскурсии, коллективные и общешкольные правообразовательные мероприятия, акции, часы общения на правовую тематику; организована работа правового консультпункту, созданы интересные уголки правовых знаний, организованы встречи с работниками служб, занимающихся детьми. За время новации педагоги и ученики реализовали интересные индивидуальные проекты: "Конституция Пилипа Орлика и конституционный процесс в современной Украине" (Ю. Курило), "Судья и совершенный суперкомпьютер вместе принимают решения. Как вам нравится такая идея?" (С. Поліскевич) и др.; коллективные проекты "Торговля людьми как нарушение прав человека". Коллектив школы принял участие участие в международном проекте по вопросам противодействия торговле людьми и выиграл грант на создание кабінетумузею.

Школа выработала определенный опыт проведения мониторинга правового воспитания, социологических исследований уровня правового образования. Здесь эффективно  работает Совет профилактики, налажено эффективное  сотрудничество с органами, работающих с детьми. Как результат, признание коллектива в областном конкурсіогляді на лучшую организацию правообразовательной работы и, главное,  отсутствие учеников на учете в КМДН.

— Роман Теофілійовичу, Сокальщина богата на  народные традиции, обычаи. Что нового в этом плане проходит в школах?

— Народоведение  приоритетное, его выбрали Стенятинська, Куличківська, Воловодовский, Перемисловицька школы. Их коллективы  ставят перед собой задачу углублять знания детей о народные обычаи, традиции, обряды; организовывать поисковую работу; составлять характеристику памятникам культуры и т.д.

Как результат работы по направлению в Куличківській ОШ III ст, Волсвинській ОШ III в. создано или пополнен экспозициями школьные горнице, в других школах  тетрадь уголки. Так коллективы используют музейную педагогику в развитии духовных и национальных ценностей. Кроме того, одна из форм народоведческой работы  организация народоведческих экспедиций с целью собрание исторических и народоведческих источников, их записи, обобщение и популяризация.

За годы внедрения новации коллективы реализовали много ценных с точки зрения научности и исторической значимости целевых проектов. Лучшие из них:  "Духовные ценности украинцев. Народные знания", "Дом, жилище, их внутреннее и внешнее оформление", "Украинская кухня. Святковообрядові блюда. Повседневная пища", "Свадебный обряд" (Куличківська ОШ III ст.); "Род, семья, родня", "Веснушки, календарь моей местности", "Развитие образования села Волсвин", "Создание герба села Волсвин" (Воловодовский ОШ III ст.)"; Украинские народные блюда", "Сокровища бабушкиного сундука" (Перемисловицька ОШ И ст.), "Мой край  легенда" (Стенятинська ОШ ИІІІ ст.).

Системной, комплексной и научной является работа по развитию народоведения в Куличківській ОШ III ст. Совместными усилиями всего коллектива, в сотрудничестве с местной церковной общиной и властью, собраны интересные исторические и фольклорные материалы по истории, традиций и культуры деревни, церкви, исторических, сакральных  достопримечательностей, свидетельства известных людей. Учителя и ученики произвели опыт научного обобщения материалов (оформление свидетельств и их публикация, создание видеорепортажей, видеофильмов).

— И, конечно, в учебных заведениях района большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе. Не так ли?

— Это направление является важным  в работе каждой из школ района, однако  в  в Сокальском НПК "ОШ ІІІІст. №4ліцей",  Тартаківському НПК "ОШ ИІІІ ст.ліцей", Угнівській  ОШ ИІІІ ст., Боб’ятинському НПК "ОШ III ст.дитячий сад", Романовском НПК "ОШ И ст.дитячий сад" и Лещатівській ОШ И ст.

Опорным в районе есть Сокальский  НПК "ОШ ИІІІ ст. №4ліцей", который имеет статус "Школа содействия здоровью", мощную материально-техническую базу и положительный опыт работы. Здесь создана система мероприятий по  профилактики здорового образа жизни (реализованы проекты "То, что портит нашу жизнь", проект создания и деятельности фітокафе и много других), начат собственные спортивные традиции (спартакиада для учеников 34 классов, Олимпийский урок, встречи с известными спортсменами Сокальщины и др.). Юные спортсмены школы  призеры областного конкурса "Молодежь выбирает здоровье";  победители и призеры различных видов спорта на районных спартакиадах; призеры финала областных соревнований "Казацкий гарт"; победители спартакиады школьников области по баскетболу и волейболу; участники Всеукраинских соревнований "Папа, мама и я  спортивная семья". Самой большой гордостью всего коллектива стало открытие в школе первого на Западной Украине Музея спортивной славы Сокальщины. Инициатором, автором, реализатором проекта и руководителем этого музея является учитель школы Игорь Петришак.

Наряду с традиционными спортивнооздоровчими мерами в работе Угнівської школы по данному направлению можно отметить функционирования летнего спортивного лагеря "Сокол", проведены товарищеские встречи между командами  Угнівської ОШ ИІІІ ст. и ФК "Львов", начало работы над строительством спортивного зала. Работая над задачей "Реализация методов и технологий, которые обеспечивают физическое и эмоциональное развитие ребенка", в Боб’ятинській школе большое внимание уделяли физкультуре, подвижным играм, детском туризма, особенно в контексте преемственности в работе между дошкольным и школьным звеном. Педагоги этой школы имеют начальный опыт мониторинга состояния здоровья ребенка.

Большое внимание в Тартаківському НПК "ОШ ИІІІ ст.ліцей" уделяют организации кружковой работы, как составляющей здорового образа жизни учащихся. Традиции школы стало проведение турнира по волейболу в честь памяти  Петра Саноцького, участие в окружных соревнованиях по волейболу, посвященных памяти Григория Верхолюка. Ученики школы  призеры и победители районных соревнований, призеры областных соревнований по гиревому спорту.
При содействии отдела образования и за средства всемирного банка в этом году значительно обновлено материально-техническую базу школьных спортивных залов и площадок.

Коллективы названных школ планируют развивать существующие и альтернативные виды спорта и усилить меры по популяризации здорового образа жизни среди молодежи.

— О все направления можно говорить немало, ведь они  приоритетные. Инновации педагогов Сокальщины, наверное, переймують и другие. Не является ли это приближением к европейскому уровню образования?      

—  Высокие и интересны  результаты в работе школ, которые избрали приоритетным художньоестетичний направление и развитие молодежных организаций, в частности Пласта. О победы международного уровня наших хореографических коллективов, высокие достижения в областных творческих конкурсах, а также  о пластовую методику воспитания, традиции, ценности и о жизни юных пластунов Сокальщины планируем написать интересную статью вскоре, когда дети и их виховники вернутся из летних творческих фестивалей и   пластовых лагерей.

Работа по внедрению направлений касается изменений в системе работы всех учебных заведений района и является новацией областного уровня. На сегодня не только школы, но и все ДУЗ заработали по приоритетным направлениям и имеют значительные достижения. Такие изменения в системе работы учебных заведений имеют нашу большую поддержку.

— Роман Теофілійовичу, но Вы все же автор данной идеи?

— Это в общем наш отдел образования, райметодкабінет, сопровождается материально-техническая поддержка. В 2011 году отдел образования разработал программу по тыловому обеспечению приоритетных направлений на основе постоянного мониторинга на три последующие учебные годы с інформаційноуправлінською поддержкой,  науковометодичним сопровождением. Методисты РМК организуют обучение руководителей школ по развитию данной инновации, создано науковометодичну базу для организации работы, подготовлены методические рекомендации  по отдельным вопросам развития.
Пусть  неголослівно, но стремимся приблизить  качество образования в наших школах по содержанию и форме до лучших образцов европейского образования, которая требует особого отношения к имиджа учебного заведения. Эта инновация  это как раз и есть имиджевая политика педагогов Сокальского района.

Стараемся придерживаться принципа постоянных изменений, быть современными, инновационными, постепенными и результативными во всех творческих начинаниях. Верим в то, что смена  это путешествие, а не схема. Поэтому надеемся, что  внедрение идеи приоритетности внеклассной работы учебных заведений нашего района поможет повысить качество образования в целом, создать  условия для формирования компетентного выпускника и всесторонне развитой личности.

Разговор записали Оксана Проц и Василий Сорочук.

\"Роман

\"Об

\"Об

\"Об

\"возле

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

\"Об

.

Голос Сокальщини на GoogleNews