Згадаємо, як це було

Славный Старгород над Западным Бугом

В тот день в селе с самого утра царило праздничное настроение — Старгород праздновал 915- летие. В церкви Покрова Пресвятой Девы Марии в. Степан Дилай отслужил торжественную литургию, посвященную 1025- летию крещения Киевской Руси, юбилея села, 120- й годовщине постройки церкви и 25 -й годовщине восстановления в ней богослужения. После Литургии была отслужена панихида по погибшим борцами за свободу Украины и по умершим односельчанами. В церкви в течение лета сделали небольшой ремонт — заменили электропроводку и электрооборудование, приобрели дизельный генератор в компании . Так как в селе очень часто электроэнергия не соответствует нормам, установили стабилизаторы напряжения.

Действо продолжилось у Народного дома : двор расцвело разнообразием украинских вышиванок, в которых на праздник пришли старгородци, гости из соседних сел, радовали глаз вышивки на выставке художественных работ " Барвами кружевные Украина ". А умельцев в селе много — это Стефания Опульська, Валентина Дармиць, Любовь Кулинич, юная художница Юля Кульбида и другие.

И вот начинается праздничное вече. Со сцены ведущие приветствуют собравшихся с праздником, желая им добра и любви, мира и счастья. Поздравление продолжают молодые жители села в украинских костюмах : звучат поэтические строки, песни.

Старгород — одно из старейших сел на Львовщине, который расположен на левом берегу Западного Буга, как и каждое село, имеет свою историю. С ней присутствующих ознакомил учитель истории Юрий Богдадюк. Как он отметил, село полностью оправдывает свое название — Старый город, так, вероятно, имеет тысячелетнюю историю. Вблизи села сохранились остатки древнего города Всеволож. Это поселение возникло задолго до первого летописного упоминания, и могло быть основано по одной версии между 988-995 гг владимирским князем Всеволодом Владимировичем, по другой — основателем нового города был киевский князь Владимир Великий, а свое название — Всеволож, оно получило в честь сына Владимира — Всеволода.

Первое летописное упоминание о Всеволож появляется на страницах летописи Русского от первой половины февраля 1098, при описании событий, связанных с ослеплением Василька Теребовлянского. Чтобы отказать Владимира Мономаха и Святополка от карательного похода, причастен к преступлению князь Давид Игоревич предложил на выбор, как откупное, это город, рядом с Перемишлем и Шепелем. Как упоминается в " Повести временных лет ", однако, когда наступила весна "… Пришли Обладатель и Василько Давида. И пришли к городу Всеволож, и взяли город копьем, и зажгли огнем. И выбежали люди от огня, и повелел Василько всех порубить. и сделал Василек месть на людях невинных и пролил кровь невинную ".

Вторая упоминание о Всеволож относится к 1288, следовательно, время существования этого города длился по крайней мере еще ​​два века, которые, без сомнения, не могли не отразиться на его исторической судьбы. Город переживал периоды расцвета, время, когда вводилось христианство в Киевской Руси и страшные годы междоусобных войн. По преданию, его неоднократно уничтожали монголо — татары. Всеволож пережил упадок и больше не возродился, оставшись деревней под названием Старгород. Первое письменное згад -ка с этим названием появляется в исторических источниках в 1436 году.

От 1340, после гибели Галицко — Волынского княжества, Всеволож ( Старго — род) на шесть с половиной веков попадает под власть иностранных государств: Польши, Литвы, Венгрии, Австрии…

В 1892 г., на месте старой, началось строительство греко — католической церкви. На это время работали школа, общество " Просвита", была изба-читальня. В 1914 г., когда началась Первая мировая война, во время боев между войсками царской армии и Австро — Венгрии Старгород был почти весь уничтожен, а все его жители были временно эвакуированы в с. Хоробров. Но вскоре старгородци вернулись в деревню и отстроили его. В 1918-1919 гг много молодежи села защищали Западно — Украинскую Народную Республику, находясь в рядах Украинской Галицкой армии. На протяжении 1939-1944 гг Старгород входил в состав Польши, в 1939-1944 гг находился под немецкой оккупацией. Печальными и жестокими были для старгородцив 1943-1946 гг тяжелые украинского — польского противостояния, операция НКВД. Многие старгородцив активно пополняли ряды Украинской Повстанческой Армии или просто помогали украинским партизанам. Весной 1946 — го их принудительно переселили в Тернопольскую область, а село до 1951 г. входило в Польше. С 1951 жители Старгород начали возвращаться на родные земли, где застали страшную разруху: село было преобразовано в пепелище, осталось лишь несколько домов и церковь. Власть на то время уже была советская. Старгородци раз возродили село, образовался колхоз, начали работать школа, сельский клуб. 1960-1980 годы прошлого века отмечены расцветом культуры. Участники художественной самодии — ности побывали с концертами во всех окрестных селах, неоднократно становились победителями районных смотров, выступали во Львове. Большой вклад в развитие культуры сделал тогдашний завклубом Мирослав Квашинський. Старгород было присвоено звание " Село высокой культуры и общественного порядка". Жители села принимали активное участие в духовном и национальном возрождении. Преодолевая сопротивление коммунистической власти, первыми добились восстановления церкви и в 1988 г. в ней возобновились богослужения. В 1991 г., когда проводился Всеукраинский референдум, старгородци одними из первых в Украине подтвердили Акт независимости Украины, это было объявлено по Всеукраин кому радио и телевидению.

Об этом упомянул в своем выступлении Тудорко — Левицкий сельский голова Иван Черниевский. Он, в частности, отметил :

 — Тяжелые испытания выпали на долю Старгород. Только в прошлом веке во время Первой и Второй мировых войн село было почти уничтожено. Но люди возвращались, восстанавливали его, продолжали свой ​​род, были активными в национальном, духовном, культурном возрождении.

 Спасибо отцу Степану дела основному спонсору праздника — директору ЧП " Агрофирма им. Б. Хмельницкого " ​​Владимиру Шмигельскому, предпринимателям Игорю Рожак, Ивану Дармицю, Дарьи Квашинський, Степану Юрин — это (он особенно активно работал во время подготовки к празднику), а также депутатам сельсовета Любви Ярмоле, Олеси Чепель и просветительским работникам Светлане Кульбида, Ольге Киби, Вере чинят, Леониду Квашинському, Владимиру Сачко, общественным активистам Ивану Филярского, Мирославу Олендарь, Андрей Чепель и др..

С праздником присутствующих также поздравили председатель районного совета Игорь Дацюк, заместитель председателя РГА Лариса Фарин, директор местной агрофирмы Владимир Шмигельский и др.. По доброму обычаю девушки в украинских костюмах вручили гостям пышный каравай. Всех присутствующих благословил о. Степан Дилай. Он также рассказал, что первое письменное упоминание о церкви в Старгороде датируется 16 ноября 1748 — это про-ведения визитации комиссаром от великого ксендза Фелициана Володневича, епископа Холмского и Белзкого. Старгородский церк — ва построена целиком из дерева, с гонтовой крышей, в добрах священника Михаила отечески. При церкви плебания и хозяйственные помещения. Пароху принадлежали поля и луга. В разные годы здесь служили парохи Стефан Голуховский, Лукаш Косевич, Иван Лучкевич, Лев Ковшевич. Новую церковь Покрова Пресвятой Девы Марии построили в 1893, она была греко — католическая, священником был Василий Фартук. В 1900 г. было завершено художественные работы по оформлению храма. В 1938-1945 годах настоятелем был отец Гардибала.

Когда жители Старгород в 1951 начали возвращаться на родную землю, то советская власть не позволила открыть церковь. Взять брак, окрестить ребенка, посвятить пасху — все было запрещено. Зато в церкви сделали склад. В 1978 году старгородци пытались привести в храме порядок, но приехал целый автобус милиции, пожарная, районные партийные и силовые руководители, забрали все из церкви и снова завезли туда зерно. И хотя все последующие годы жители села боролись за нее, церковь открыли лишь в 1987 Начали ее реставрировать : люди покупали за свои деньги строительные материалы, платили мастерам, художникам, помогали, кто чем мог. Сначала дали разрешение на открытие православной церкви, но люди добились, чтобы церковь стала греко — католическая. Уже 25 лет в церкви отправляют богослужения, религиозные обряды, а в этом году она отметила свой ​​120- летний юбилей.

140 лет прошло с первого письменного упоминания о школе в Старгороде. Она была одноклассная ( работал один учитель — Щепан Томашевский) и в 1873 ее приобщили к Тудорковицькои. В 1920 — 1940 гг за господство Польши, детей учили супругов Анны и Василия Ляшук, а в 1960-1970 гг — супруги Ольги и Владимира Романюков. Младшее поколение старгородцив сейчас учится в Тудорковицький общеобразовательной школе, которой руководил Владимир Гуменюк, он недавно скончался.

Состоялась большая концертная программа с участием коллективов художественной самодеятельности сел Тудорковичи, Войславичи, Старгород. Вспоминали на празднике и о жителях села, благодаря которым оно строился и расцветал : Ярославу Федчина, Стефания Рудь, Ольга Мельник, Анна Олендарь, Пелагею Милевич, Евгению Чабан, Феодосия и Марию Самелюк, Михаила Петришина, Марию Орисюк, Марию Кузьму Ольгу Дукельским, Галина Музычук, Марию Юзву, Мирославу Сису, Стефания Близнюк, Екатерину Малженську, Анну Петров, Виктор Гвоздицким, Ярославу Осинчук и других. Многие добрых слов, лирических песен прозвучало в адрес жителей села. Добрым словом помянули и тех, кто боролся за независимую Украину.

Женщины напекли к празднику вкусных тортов, печенья, уху и кулеш приготовили Ростислав Стефанко и Павел Путькало и угощали ими всех присутствующих. На спортивной площадке соревновалась молодежь со Старгород, Войславичах, Тудорковичи — юноши показали ловкость, выдержку, силу в казацких забавах, футбольном турнире, а затем вместе с девушками пели и танцевали под музыкальное сопровождение группы с Войславичах.

Долго разносились над Западным Бугом веселые голоса, шутки, звучала музыка: старго — РОДЦ на славу отметили юбилей своего села.

Владимир ОПУЛЬСЬКИЙ,
член исполкома Тудорковицькои сельского совета.

Фото Зиновия Дармиця.

Голос Сокальщини на GoogleNews